ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Уроки-интерпретации лирических произведений по методике В.А. Лазаревой

Целевая установка: расширить представления учащихся о способах выражения чувств и переживаний автора; продолжить формирование навыков лингвостилистического анализа поэтического текста; изучить особенности поэтического мастерства Е.А. Баратынского; развивать умение размышлять над философскими категориями в реалиях сегодняшнего дня; Содержание урока: Звучит музыка Вивальди Закройте глаза, расслабитесь и попробуйте удержать в памяти те картины, которые будут возникать перед вашим мысленным вз...

Добавлено: 2018.06.06 | Просмотров: 24

Интегрированный интерактивный урок (история России + краеведениЕ + литература) "Бунт бессмысленный и беспощадный"

Возраст, класс: 15- 16 лет, 10 класс. Цели и задачи:  1.Показать связь народных выступлений с крепостнической политикой правительства. Отметить новое и особенное в Крестьянской войне Е.Пугачева. Познакомить с историко- культурной обстановкой второй половины 18 века и ее отражением на страницах художественных произведений А.С.Пушкина и А.Маркова. Обратить внимание учащихся на изображение Пугачева в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 2. Продолжить работу по формированию у учащихся ум...

Добавлено: 2018.06.04 | Просмотров: 20

Твой жар воспламенял к высокому любовь (к проблеме становления гражданско-героического романтизма)

Твой жар воспламенял к высокому любовь Первое из трёх посланий А.С.Пушкина к Чаадаеву, датированное 1818 годом, наиболее известно всем со времён школьной скамьи. Казалось бы, всё в нём понятно и бесспорно, не случайно стихотворение по сути своей хрестоматийно. И, тем не менее, содержание его наполнено завораживающей тайной, которую пытаются разгадать современные пушкинисты. Загадочно самое начало стихотворения. Пушкину едва минуло 18 лет. Он жизнерадостен, энергичен, чрезвычайно остроумен ...

Добавлено: 2018.06.02 | Просмотров: 15

Урок по литературе. Тема "Почувствуйте вкус слова "доброта" по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Тема:  «Почувствуйте вкус слова доброта». Урок по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Цели: развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения; воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения; обогатить лексикон учащихся, расширить представление детей о доброте с точки зрения нравственного смысла. Оборудование урока: портрет писателя, иллюстрации к сказке «Теплый хлеб», цветные карандаши, карточки с заданиями, «Словарь настроения», музыкаль...

Добавлено: 2018.06.01 | Просмотров: 24

Использование презентации при подготовке части С ЕГЭ по русскому языку

Одной из актуальных проблем при планировании уроков русского языка в старших классах для учителя является выбор форм работы, помогающих решению учебных задач и обеспечивающих эффективную подготовку старшеклассников к ЕГЭ. Применение информационных технологий на уроке способствует совершенствованию практических умений и навыков школьников, позволяет эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам, активизирует познавательную деятел...

Добавлено: 2018.05.31 | Просмотров: 18

Материалы к уроку литературы в 11-м классе "Поэтическое сердце России" (по творчеству Сергея Есенина)

Много женщин меня любило, да и сам я любил не одну:.. Любовная лирика в творчестве С.Есенина занимает значительное место. Но слово "любовь"- многозначно. Это любовь к матери, близким, к женщине. У С.Есенина чувство любви к матери неразделимо с чувством любви к Родине. Алла Марченко пишет, что Есенин шепотом признавался: "Я Россию очень люблю. И мать свою люблю". Наделенная от природы недюжинным умом, удивительной красотой, щедрым песенным даром, Татьяна Федоровна, мать поэта, обладала мастер...

Добавлено: 2018.05.30 | Просмотров: 15

Путешествие в страну Пушкиниану

Цель: обобщить и привести в систему знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина; создать условия для развития памяти, логического мышления, творческого воображения, устной речи учащихся; воспитывать чувство дружбы, любовь к родному языку и русской литературе. Оборудование: портрет А.С.Пушкина, выставка книг позта, рисунки детей по сказкам А.С.Пушкина, иллюстрации и фотографии поэта, его друзей и семьи, по ? ватманского листа (2-м командам), клей, кисточки, ножницы, материал для апплика...

Добавлено: 2018.05.28 | Просмотров: 27

Философия науки и философия жизни в романе В.Дудинцева "Белые одежды"

Форма проведения: школьная научно-практическая конференция секций “Экосфера” и “Любители русской словесности” научного общества учащихся “ОКНО” МОУ СОШ №57 городского округа город Воронеж. Цели: образовательные: познакомиться с романом В. Дудинцева “Белые одежды”, с деятельностью генетиков советского времени, рассмотреть процесс деления клетки – митоз, осмыслить основные проблемы произведения. развивающие: совершенствование методов работы с историческими, литературными, биологическими исто...

Добавлено: 2018.05.27 | Просмотров: 12

Урок литературы в 11-м классе по теме "Только мы – лицо нашего времени"

Эпиграф к уроку: “Вчера учили нас Толстые да Канты. Сегодня – звенит своя Голова…” В.Каменский Оборудование к уроку: ПК с мультимедийным проектором, презентация в Power Point, музыкальное сопровождение: А.Вивальди “Времена года”. Цель урока: Обучающая: обучение умению анализировать нестандартные поэтические тексты; Развивающая: развитие умения творчески мыслить, сопоставляя картины художников-авангардистов с поэтическими текстами; развитие творческих способностей учащихся. Воспитательная: ...

Добавлено: 2018.05.26 | Просмотров: 17

Анализ художественного текста как основа формирования исследовательской культуры старшеклассника (на примере изучения темы "Своеобразие художественного мира Платонова")

Интерес обучающихся к изучению литературы не может постоянно поддерживаться внешней занимательностью отдельных приемов и форм. Познавательная активность должна формироваться на основе творческой инициативы, навыков самостоятельного движения в информационных полях, потребности в самоопределении и самовыражении, на основе развития рационально-логической и эмоционально-образной составляющих мировоззрения личности. Этим определено включение в контекст школьного образования технологий и методов, пос...

Добавлено: 2018.05.24 | Просмотров: 20

Использование текстов художественной литературы в качестве иллюстративной опоры на уроках специальных дисциплин в колледже

Лучшие образцы литературы детективного жанра, а также классические произведения - О. Бальзака, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Солженицына, В. Шаламова, которые освещают события, носящие криминальный характер, с одной стороны, дают обширный материал для познания и анализа психологии личности преступника, психологический тонкостей следственно-судебной деятельности, с другой стороны, позволяют несколько иначе взглянуть на предмет изучения дисциплин профильной направленности в колледже. Мы не ста...

Добавлено: 2018.05.23 | Просмотров: 19

Статья "Формирование нравственной позиции и ценностных ориентаций школьников в процессе изучения предметов социального и гуманитарного циклов"

Чтение и анализ художественного произведения, как нам кажется, есть один из способов духовно-нравственного воспитания. Формирование вдумчивого, мыслящего читателя есть дело сложное, подчас трудно осуществимое, так как в последнее время помочь полюбить чтение (полюбить, а не заставить читать) становится весьма сложной задачей, в первую очередь, для учителей-словесников. Разобраться в идейно-художественной цели, которую ставил перед собой писатель, поэт, бывает очень трудно. Но знание эпохи, в ко...

Добавлено: 2018.05.23 | Просмотров: 17

Урок литературы "Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского"

Цель: проследить, как формируется характер любимого героя Толстого; выявить авторское отношение к герою и определить свой взгляд на героя и его поступки; заглянуть в сложный мир его душевных переживаний. Задачи: Образовательная: проанализировать эпизоды, связанные с духовным развитием героя; осознать мотивы поведения. Воспитательная: формировать нравственные качества учащихся. Развивающая: проводить исследовательскую работу; делать самостоятельно выводы; развивать монологическую речь. ...

Добавлено: 2018.05.22 | Просмотров: 21

Урок литературы. Ю.Н. Куранов "Великая прекрасная княгиня" (8–9–е классы)

Цели урока: знать содержание произведения; понять, какие духовно-нравственные ценности утверждаются автором; воспитывать любовь к Родине, формировать интерес к творчеству писателя. Словарь: Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед людьми, обществом. Достоинство – сознание своих человеческих прав, моральных ценностей и уважение их в себе. Принцип – убеждение, взгляд на вещи. Нра...

Добавлено: 2018.05.20 | Просмотров: 19

"О, вещая душа моя!" Биография Ф.И. Тютчева

Цель: Знакомство с биографией поэта, выявление особенностей жизненного пути поэта, которые могли бы повлиять на характер его творчества и личность. Задача: Заинтересовать учеников, привлечь их внимание к поэтическим открытиям Тютчева, пригласить их к дальнейшему общению с поэтом. Оформление доски: портрет Ф. И. Тютчева. Федор Иванович Тютчев (1803-1873) О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги! О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия. Ход урока I. Вступительное слово учител...

Добавлено: 2018.05.18 | Просмотров: 22

Урок обобщающего повторения по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (10-й класс)

Цель: выяснить уровень знаний обучающихся и понимания данного произведения Задачи: Развитие аналитических и коммуникативных способностей учащихся. Привитие интереса к урокам литературы. Развитие ораторского искусства. Оборудование урока: Компьютер. Медиапроектор. Наглядный материал (слайды, рисунки, иллюстрации). Ход урока 1. Слово учителя. Введение. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок обобщающего повторения по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. (Слайд 1) Моя ц...

Добавлено: 2018.05.17 | Просмотров: 19

"Чудный мир тревог…" (Литературное творчество на уроках литературы по программе под редакцией В.Г. Маранцмана)

Несколько лет назад я стала вести уроки литературы по учебникам, созданным творческим коллективом под руководством В.Г.Маранцмана. С тех пор он стал для меня помощником в организации личностно-ориентированного подхода в обучении, поставил во главе довольно сложного, но увлекательного учебно-познавательного процесса. Третий год работая с программой, я сумела ответить на вопрос: как литература может помочь формированию личности и не быть слишком назидательной и потому скучной. Материал учебника е...

Добавлено: 2018.05.17 | Просмотров: 28

Комплект алгоритмов основных умений и навыков для предметов эстетического цикла

Содержание алгоритмов: Алгоритм составления рассказа по картине. Алгоритм составления рассказа по теме. Алгоритм составления плана текста. Алгоритм написания реферата. Алгоритм конспектирования. Алгоритм составления списка литературы по теме. Алгоритм публичной защиты учебного реферата. Алгоритм подготовки доклада, статьи, заметки. Алгоритм написания предисловия. Алгоритм создания рецензии (отзыва) на просмотренный видеофильм. Алгоритм создания рецензии (отзыва) на просмотренный спектакль. Алг...

Добавлено: 2018.05.16 | Просмотров: 18

Тема урока: "Музыкальный пейзаж"

Тема: “Музыкальный пейзаж”. Сочинение по картине К.Ф.Юона “Августовский вечер. Последний луч”. (Интегрированный урок развития речи, ИЗО, музыки) Цели и задачи: Подготовить учащихся к сочинению по впечатлениям на основе описания картины и прослушивания музыкального произведения; · сформировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал; · углубить знания шестиклассников о том, как выражается в живописи отношение художника к изображаемому. Оборудование: · произведение П.И. Чайко...

Добавлено: 2018.05.15 | Просмотров: 16

Конспект урока русской литературы в 11-м классе "Нам бы про душу не забыть…" (по рассказу В.М. Шукшина "Чудик")

Цели урока: приобщение учащихся к творчеству В. М. Шукшина; формирование представления об особенностях героев Шукшина; формирование навыков анализа художественного текста; воспитание гуманного отношения к людям; развитие умения аргументировать собственную точку зрения. Оборудование: портрет В. М. Шукшина, фотоколлаж о деревенской жизни, произведения Шукшина, иллюстрации и видеофильм учащихся, аудиозаписи. Эпиграфы к уроку: Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, т...

Добавлено: 2018.05.13 | Просмотров: 28

Дидактический материал по литературе для 10-го класса. Экспрес-зачет по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Одна из серьёзных проблем у учителя-филолога - изучение объёмных произведений на уроках литературы (романы «Обломов» И.Гончарова, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Война и мир» Л.Н.Толстого – в 10 классе, «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, «Тихий Дон» М.А.Шолохова – в 11 классе). Чтобы учащиеся все-таки читали такие тексты и в полном объёме, а не в кратком изложении, при изучении этих произведений использую зачётную систему. Часть ребят, активно работая на уроках и участвуя в анализе...

Добавлено: 2018.05.12 | Просмотров: 20

"Судьба Григория Мелехова. Трагедия Григория Мелехова" (по роману М.Шолохова "Тихий Дон")

План урока. История рода Мелеховых. Уже в истории рода закладывается характер Григория. Портретная характеристика Григория в сопоставлении с его братом Петром (именно Григорий, а не Петр явл-ся продолжателем рода “турок” – Мелеховых.) Отношение к труду (дом, имение Листницких Ягодное, тоска по земле, восемь возвращений домой: все возрастающая тяга к родному дому, хозяйственность. Образ Григория на войне как воплощение авторской концепции войны (долг, принуждение, бессмысленная жестокость, разр...

Добавлено: 2018.05.11 | Просмотров: 19

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме: «Творчество И.С. Тургенева. Роман "Отцы и дети"»

Цели: 1. Вызвать интерес учащихся к творчеству И. С. Тургенева. 2. Обобщить знания учащихся, полученные на уроках по данной теме. I. Вступительная часть. Слово преподавателя. Мы собрались сегодня для того, чтобы в игровой форме обобщить те знания, которые вы получили на уроке литературы по теме «И. С. Тургенев». Сейчас все учащиеся являются теоретиками. Я буду задавать вопросы, и за каждый правильный ответ вы будете получать ордена. На игровые дорожки будут выходить ученики, набравшие н...

Добавлено: 2018.05.09 | Просмотров: 31

"Для чего создан человек?" (по рассказу В.Г. Короленко "Без языка")

Цели урока: сформировать у учащихся представление о Короленко как писателе талантливом; попытаться определить, в чём своеобразие прозы писателя. Задачи урока: Погружение" и "вживание" в созданный автором мир романа: попробовать понять, как передал В.Короленко проблемы ошибочного выбора жизненного пути. Воспитание нравственных качеств личности, желания разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять свое решение, отстаивать свой выбор; Анализ художественного текста; Закрепление ...

Добавлено: 2018.05.09 | Просмотров: 19

"Для чего создан человек?" (по рассказу В.Г. Короленко "Без языка")

Цели урока: сформировать у учащихся представление о Короленко как писателе талантливом; попытаться определить, в чём своеобразие прозы писателя. Задачи урока: Погружение" и "вживание" в созданный автором мир романа: попробовать понять, как передал В.Короленко проблемы ошибочного выбора жизненного пути. Воспитание нравственных качеств личности, желания разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять свое решение, отстаивать свой выбор; Анализ художественного текста; Закрепление ...

Добавлено: 2018.05.09 | Просмотров: 32

Начало ... Предыдущая страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Следующая страница ... Конец