Преподавание литературы Урок литературы с использованием ИКТ в 8-м классе на тему: "Синие горы Кавказа" в жизни и творчестве М.Ю. ЛермонтоваNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.05.31 Просмотров: 75 Рысбаева Айгуль Ильдусовна, учитель русского языка и литературы Тема урока: «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Тип урока: урок-исследование. Цели урока:
Оборудование:
ХОД УРОКА I. Оргмомент, приветствие Объявить (записать в тетрадях) тему, цель урока. (Приложение, слайд 1) Учитель: Сегодняшний урок посвящен исследованию. Объектом нашего изучения является биография М.Ю.Лермонтова, его произведения. Мы ответим на вопрос: «Какое место занимает Кавказ в судьбе и творчестве М.Ю. Лермонтова?» (Приложение, слайд 2) Грузинский поэт XIX века Акакий Церетели писал: «Лермонтов не только русский поэт, кроме того, он поэт кавказский» Что подразумевается под словом Кавказ? Ученик: Сейчас это три государства – Грузия, Азербайджан и Армения. (Приложение, слайд 3) Учитель: Когда состоялась первая встреча Лермонтова с Кавказом? Ученик: (Приложение, слайд 4) Лермонтов горячо полюбил Кавказ еще в раннем детстве, со времени трех поездок на лето к кавказским родственникам Хастатовым (сестра бабушки Екатерина Алексеевна Хастатова) – в 1818, 1820, 1825 годах .Он рос болезненным ребенком. Для того чтобы укрепить здоровье внука (а эти места славились минеральными источниками), бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, как это было принято в дворянской среде, возила внука на воды на Северный Кавказ. Так уже в раннем возрасте в жизнь Лермонтова вошли « синие горы Кавказа». Учитель: (Приложение, слайд 5) Синие горы Кавказа, приветствую вас! Это строки из первых набросков к поэме «Измаил-бей». Чем же поразил Лермонтова Кавказ? Ученик: Поразила богатая природа,неповторимая ее красота. Учитель: Да. Об этом говорят произведения .Попытаемся представить, почувствовать эту красоту кавказской природы при помощи текстов. Ученик: (Приложение, слайд 6) Вот отрывок из поэмы «Измаил-бей»
Учитель: Каким здесь представлен Кавказ? Ученик: Кавказ – это страна высоких гор, со снежными вершинами, утесов, пещер, крутых холмов. Ночью они похожи на огромных привидений. Погода меняется мгновенно, часто бывают «громкие» бури. Много горных рек, потоков. Учитель: Как обращается поэт к Кавказу? Ученик: Кавказ седой, Кавказ мой величавый, суровый край свободы (записать в тетради). Учитель: Какой цвет и почему использует поэт? Ученик: Синий цвет – цвет неба, снега, который лежит на вершинах, тумана. Иннокентий Анненский писал, что, как певец гор, Лермонтов любил краски: «Поэт любит розовый закат, белое облако, синее небо, лиловые степи, голубые глаза и золотистые волосы». Особенно ему нравился синий цвет. Синий цвет неба и синие горы уносили мысль Лермонтова и его героев «в мир высший». Учитель: А еще исследователь творчества Лермонтова Иннокентий Анненский отмечал в своей статье « Об эстетическом отношении Лермонтова к природе»,что поэт в природе особенно любит движение .Докажите эту мысль. Ученик: Использованы слова: путник, горы носили, облака летят, луна странствует… Учитель: Что еще в судьбе Лермонтова связано с Кавказом? Ученик: (Приложение, слайд 7) С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь. «Белокурые волосы, голубые глаза…с тех пор я ничего подобного не видел…Горы кавказские для меня Ученик: (Приложение, слайд 8) Стихотворение «Кавказ» (1830)
Учитель: О чем это стихотворение? Ученик: В этом стихотворении Лермонтов признается в своей любви Кавказу. Он тоскует по ущелиям гор. Ему казалось, что степь повторяла голос его матери, которую он рано потерял (ему не было и 3 лет). Он вспоминает « пару божественных глаз», в которые был влюблен. Учитель: (Приложение, слайд 9) Еще одно прекрасное стихотворение поэта о любви к Кавказу и к девушке называется «Черкешенка». Обратимся к учебникам. Ученик:
Учитель: Что говорится о Кавказе в этом стихотворении? Ученик: Лирический герой встретил там на берегу Терека черкешенку, и эта любовь не дает ему покоя, «стон любви, муки» до гроба будет звучать в памяти. Учитель: Кавказ для Лермонтова – это приятные воспоминания о детстве, о любви к горянкам, которые притягивали внимание своей красотой. Этот край обогатил творческое воображение поэта и во многом определил содержание его отроческой поэзии, его ранних романтических,поэм «Черкесы» «Кавказский пленник», «Каллы», «Аул Бастунджи» и «Хаджи Абрек».Но не только. (Приложение, слайд 10)
Расскажите о ссылках Лермонтова Ученик: (Приложение, слайд 11) Кавказ – это место ссылки Лермонтова .Первая ссылка на Кавказ под пули горцев(там еще свирепствовала лихорадка) последовала за запрещенное цензурой стихотворение «Смерть поэта». В нем поэт выразил боль и негодование целого поколения России и назвал истинных виновников гибели Пушкина. Шел 1837 год. Несмотря на трагизм происходящего, поэт радовался новой встрече с Кавказскими горами. Учитель: На всю жизнь запомнились воинственные горцы на конях, в полном вооружении. У них свои обычаи, законы. Поэт писал: «Им бог – свобода, их закон – война», «Там за добро – добро, и кровь – за кровь». Лермонтов бывал в аулах, расположенных на склонах гор знакомился с их жителями, интересовался песнями, музыкой, фольклором. Он записывал, рисовал, сделал целую коллекцию рисунков. Вплоть до конца 1837 года Лермонтов «в беспрерывном странствии, то на перекладной, то верхом. Он изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы…одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов…» (Из письма С.А. Раевскому) Ученик: (Приложение, слайд 13) Заболев по дороге в полк, Лермонтов отправляется в Пятигорск и до осени лечится на водах. В конце 1837 г. Лермонтова хлопотами бабушки переводят в Гродненский гусарский полк, в Новгород. Учитель: Необычные пейзажи, жизнь среди горцев – все это стало источником вдохновения для впечатлительного Лермонтова. Какие произведения появились в этот период? Ученик: (Приложение, слайд 14) Он возвращается в Россию, исполненный удивительных творческих замыслов: «Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье», «Кинжал», «Прощание», «Хаджи Абрек», – все это стало результатом его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году. Учитель: Здесь на Кавказе Лермонтов знакомится с людьми, которые впоследствии станут прототипами героев его произведений. Встречается с поэтом-декабристом Александром Одоевским, к которому привязался и относился как к старшему товарищу. В одном из писем другу С.А.Раевскому Лермонтов пишет: «Для меня горный воздух – бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь на горы». Ученик: В феврале 1840 года на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с одним из ловцов «счастья и чинов» – сыном французского посланника Эрнестом Барантом. Была дуэль, но все закончилось примирением. Однако поэта вновь отправляют в действующую армию на Кавказ. «У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, их до 6 тысяч; и всё время дрались штыками… вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела ещё пахло кровью». Учитель: (Приложение, слайд 16) Может быть, уже в первую ссылку Лермонтов испытал то чувство единства рода человеческого(ведь все люди равны, любой национальности, веры) и бессмыслицы, нелепости войн, о котором скажет в 1840 году в «Валерике».Прочитаем отрывок из стихотворения. Ученик:
Учитель: Как актуальны эти слова сегодня. Ученик: (Приложение, слайд 17) В"Журнале военных действий" отмечено: "Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием..." Лермонтов прославился своей отчаянной храбростью, был представлен к награде за доблесть, но царь отклонил это представление (Приложение, слайд 18) 14 апреля 1841, не получив отсрочки после двухмесячного отпуска в Петербурге, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае того же года он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Учитель: Лермонтов продолжает творить, не смотря ни на что. Он мечтает об отставке, чтобы целиком посвятить себя литературе. Какие произведения пишет Лермонтов в период второй ссылки? Ученик: (Приложение, слайд 19) Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес","Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк". Учитель: Пятигорские целебные источники помогают Лермонтову поддерживать здоровье, но кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть и роковую роль в жизни поэта. Расскажите, почему. Ученик: (Приложение, слайд 20) Здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров И.С. Мартынова, человека самолюбивого. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища. Учитель: (Приложение, слайд 22) ПАМЯТНИК НА МЕСТЕ ДУЭЛИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА Первая попытка найти место поединка была предпринята специально созданной комиссией в 1881. Она пришла к выводу, что точное место гибели Лермонтова определить невозможно. В настоящее время местом дуэли Лермонтова считается район на территории охранной зоны Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова на северо-западном склоне горы Машук. Кавказ стал второй родиной для Лермонтова, «сыном Кавказа» называл он себя. От ранних лет кипит в моей крови В.Г. Белинский: (Приложение, слайд 23) «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов» Вопросы и задания (Приложение, слайд 24) 1) Какие новые грани личности М.Ю. Лермонтова раскрылись для вас в данном биографическом материале? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |