Преподавание литературы
Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2018.09.19
Просмотров: 366
Сулейманова Наиля Мансуровна, учитель руского языка Цели: - образовательные: формирование навыков сравнительного анализа лирических произведений, расширение представлений об особенностях поэтического стиля Пушкина и Лермонтова; закрепление ранее полученных теоретических знаний по теории литературы;
- развивающие: развитие аналитических способностей, логического мышления, связной речи;
- воспитательные: воспитание интереса к исследовательской деятельности, внимательного отношения к слову, стимулирование познавательной активности; формирование читательской культуры учащихся.
Оборудование: портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; иллюстрации с видами Кавказа; тексты стихотворений. Методы и приемы: - репродуктивный (слово учителя);
- эвристическая беседа;
- исследовательский (анализ стихотворения);
- творческое чтение (выразительное чтение стихотворения).
Формы организации учебной деятельности: - индивидуальные и групповые задания исследовательского характера
- эвристическая беседа
- иллюстрирование художественных произведений
- словесное рисование
- работа со словарем
- выразительное чтение
- создание связного текста
Ход урока 1-й этап Сообщения заранее подготовленных учащихся “Кавказ в жизни Пушкина и Лермонтова” с одновременным показом слайдов презентации, подготовленной учителем. 2-й этап Чтение стихотворений “Монастырь на Казбеке” и “Крест на скале”. Выявление первого читательского восприятия: – Понравились ли стихотворения? – О чем эти стихотворения? – Какие картины вы мысленно рисуете, читая эти стихотворения? – Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения А.С.Пушкина? Похожи ли герои этих двух стихотворений или в них больше различия? Словарная работа Теснина – узкий проход, обычно между возвышенностями, ущелье (горные теснины). Подъять – подъемлю, подъятый ( устар. высок.) то же, что и поднять. Бытие (книж.) – 1) жизнь, существование; 2) совокупность материальных условий жизни и общества. Царственный – величественный и горделивый, величавый. Шатер – высокая пирамидальная четырехгранная или восьмигранная крыша (колоколен, башен, церквей) Ковчег – 1) ветхое или на вид странное судно, корабль, а также старая повозка (иронич.); 2) в старинном и церковном обиходе: ларец или сосуд для хранения ценных предметов Ноев ковчег – 1) по библейскому сказанию: судно, в котором праведный человек Ной во время всемирного потопа взял парами людей и животных, семена растений для продолжения жизни на земле; 2) разнородная группа людей, животных, оказавшихся в тесном соседстве (книж.) Келья – 1) отдельная комната монаха, монахини в монастыре; 2) (перен.) уединенное и скромное жилище, комната (устар.). Вожделенный – желанный, страстно ожидаемый. Брег – (устар.) то же, что берег. (Все значения слов взяты по словарю Ожегова.) 3-й этап Наблюдения над текстами стихотворений Объекты наблюдения | Стихотворение А.С.Пушкина (1829 год) | Стихотворение М.Ю.Лермонтова (1830 год) | Экспозиция в стихотворении – вступление, место, где разворачивается лирическая картина | Казбек – одна из горных вершин Кавказа. Лирическая картина создается при помощи метафоры: вершина Кавказа – “царственный шатер”, который сияет вечными лучами. Эта развернутая метафора включает в себя 2 выразительных эпитета: царственный (шатер) и вечными (лучами). Создается торжественная, величественная картина: вечная, незыблемая, где величественный шатер – высокая, величавая, горделивая вершина Казбека | Место, где разворачивается лирическая картина: теснина Кавказа – тесное ущелье; скала – высоко, “туда долететь лишь степному орлу” У Пушкина – прямое указание – “высоко”, у Лермонтова через образ орла – сильной, выносливой птицы, которая может преодолеть большие пространства. Этот прием позволяет сделать картину выразительной, более развернутой, чем у Пушкина. Но сочетание “теснина” и образ орла создают тяжелую, мрачную, невеселую картину. | Лирический образ | Образ монастыря создается при помощи сравнений: монастырь – “как в небе реющий ковчег”; глагол “парит” создает ощущение легкости, воздушности монастыря; складывается впечатление, что это просто видение, призрак, который видится лирическому герою | Образ креста Создается при помощи глаголов “чернеет, гниет, гнётся” Крест – реально видимый; каждый, кто видит его, поднимает руку, чтобы перекреститься. | Вопросы самому себе | Кто построил монастырь высоко в горах “ за облаками”? С какой целью он построен? | Кто поставил крест на высокой скале, по какому случаю? Может быть, там кто – то похоронен? Образ “черного креста” вызывает беспокойство, тревогу. | Лирический герой | Лирический герой желает подняться в этот монастырь, обозначенный метафорой “вольная вершина”. Эпитет “вольная” здесь звучит как противопоставление несвободе, может быть внутренней несвободе. Но лирический герой ничего не говорит о том, что он будет делать в этом монастыре, в этой заоблачной келье, в соседстве бога. По нашим представлениям – бог – высоко в небе, откуда он следит за деяниями людей; Поэтому – “высоко в горах” – “в соседстве бога” Лирический герой хочет спрятаться, скрыться, но от чего? | Лирический герой также хочет подняться к этому черному кресту. Герой обременен тяжелой цепью бытия т.е. тяжелой жизнью, эта тяжесть давит его, он хочет освободиться о т “цепи бытия”. Лирический герой трагичен - он скрывает нечто, что гнетет его душу: он “молился бы и плакал”; Молитва и слезы – очищают душу (от греха?); возрождают (через страдание, слезы) к новой жизни (катарсис – очищение); В характере лирического героя есть нечто, что позволяет ему назваться братом с бурей, но: буря – свободная, сильная, однако это разрушающая стихия. | Лирический образ и лирический герой | Монастырь для лирического героя - “далекий, но вожделенный брег” - сочетание слов книжного стиля создает высокий стиль.: Вожделенный брег – желанный берег, куда можно пристать после долгого, трудного пути, плавания в штормовом море. Как известно, море – символ человеческой жизни. | Крест для лирического героя как символ очищения его души от того, что тяготит его душу; лирический герой хорошо знает, что он будет делать: молиться и плакать. Чтобы потом продолжить жизнь, став сильным, как буря, способным преодолевать все трудности. | Эмоциональная окраска | Эмоционально насыщенное стихотворение, во второй строфе – сразу три восклицательных предложения | Всего одно восклицательное предложение | Цветовые характеристики | Краски: голубое небо, Казбек со снеговыми (белыми) вершинами, полупрозрачный, в белых облаках монастырь | Краски: темные, черные, серые – теснина тесное, темное, черное ущелье; черный крест. Эти цвета создают мрачный фон. | Синтаксические конструкции | Обращение к Казбеку; Внутренний монолог лирического героя. Сложные синтаксические конструкции с их обособленными определениями, обстоятельствами | Повествование от первого лица Можно сказать, что это монолог лирического героя | Стихотворный размер | Ямб – живой, подвижный. Как и хорей – любимый стихотворный размер Пушкина. | Трехсложный размер – амфибрахий, неторопливый, но также живой, экспрессивный. | Настроение читателя | У Пушкина нет такого тяжелого чувства безысходности, как у Лермонтова, его стихотворение более светлое | Настроение грустное, печальное, ощущение одиночества, безысходности. | 4 этап Создание письменного высказывания на основе наблюдений над стихотворением И Пушкин, и Лермонтов бывали на Кавказе, он стал для них источником поэтического вдохновения. Стихотворения “Монастырь на Казбеке” и “Крест на скале” написаны приблизительно в одно и то же время, в 1830 году. Однако Пушкин в эти годы уже сформировавшийся, зрелый человек, со своими взглядами на жизнь, на общество; а Лермонтов( если судить по дате, которую, впрочем, ставят со знаком вопроса) еще подросток, шестнадцатилетний подросток, со своим сложным внутренним миром – но все – таки ещё не сформировавшийся подросток, для которого характерны незрелость, может быть напускная бравада, нагнетание чувств и красок. Поэтому стихотворения отличаются и настроением и образом лирического героя, и средствами создания лирического образа. У Пушкина уже в начале стихотворения создается величественная, торжественная картина, где вершина Казбека как царственный (“величественный”) шатер. Стихотворение “Монастырь на Казбеке” эмоционально насыщенное, использование высокой книжной и устаревшей лексики делает стихотворение ещё более торжественным. Читая его, не создается впечатление трагичности, безысходности, хотя герой, кК и у Лермонтова, одинок, он хочет скрыться в “вольной вышине”. Несомненно, лирический герой имеет автобиографические черты: конец 20-х годов – это и трагические события 1825 года, потеря близких людей, ссылка в Михайловское, примирение с царём, безденежье, хлопоты по устройству личной жизни.. Значит, было в его жизни то, что мешало чувствовать себя внутренне свободным, готовым творить без цензуры внешней и внутренней. У Лермонтова уже в начале стихотворения мы ощущаем нагнетание красок: черный крест, теснина, которые как бы душат, теснят не только героя, но и читателя. Герой у Лермонтова трагичен, он одинок, его душа страдает, он хочет освободиться от “ цепи бытия”. Крест для него становится символом очищения, обновления, возрождения к новой жизни. Лирический герой этого стихотворения, получив дальнейшее развитие, вырастет до Мцыри, до Демона. Таким образом, несмотря на юношескую незрелость автора, уже в этом стихотворении мы видим отражение основных мотивов лирики Лермонтова: одиночество, неудовлетворенность своей жизнью, жажда борьбы, активного образа жизни. 5-й этап. Рефлексия - Как ты оцениваешь свое участие на уроке?
- Что удалось тебе на уроке, что не удалось?
- Что было интересно на уроке? Что не понравилось?
6-й этап. Домашнее задание Доработать сочинения по стихотворениям (1-й вариант), написать ответ на вопрос: “Что нового я узнал об особенностях поэтического стиля Пушкина и Лермонтова”.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|