ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Комбинированный урок по литературе и обществознанию "Вечные вопросы". 8-й класс

Добавлено: 2018.07.20
Просмотров: 180

Краснова Татьяна Юрьевна, учитель русского языка, литературы

Цели урока:

  1. Образовательная – дать первоначальное представление о понятиях: гуманизм, мораль, добро и зло, моральный выбор, моральная ответственность (обществознание). Учить анализировать литературный текст (литература), выделять главное, делать выводы, обобщать материал (литература и обществознание).
  2. Развивающая – развивать логическое мышление, речь, внимание, память, творческие способности (литература и обществознание).
  3. Воспитательная цель – воспитывать общечеловеческие моральные ценности и идеалы (литература и обществознание).

Оборудование урока:

мультимедиа – презентация урока, мультимедийный проектор, текст произведения К. Паустовского “Телеграмма”, раздаточный материал – карточки с заданиями, тексты стихотворений А. Яшина, Н. Рубцова, Ю. Левитанского, портреты этих поэтов.

Ход урока

Учитель обществознания.

Ребята, сегодня у вас урок не совсем обычный, он называется интегрированным, т. к. он объединяет в себе два предмета: обществознание и литературу. Тема урока: “Вечные вопросы”.

(Слайд: “Вечные вопросы”)

Начну я урок с истории, описанной писателем В.В. Вересаевым в рассказе “Легенда”: “Однажды пароход заночевал из-за тумана близ острова Самоа. Толпа весёлых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костёр. (Слайд: “Священный лес”) Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг моряки услышали в темноте тихие стоны, судорожные шорохи, они раздавались со всех сторон и не прекращались всю ночь. В атмосфере страха и ужаса моряки провели всю ночь.

А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, повсюду стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли крови. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют сорвать ни листочка.

Весёлые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но эту ночь они помнили всю оставшуюся жизнь”

Мне представляется: наша жизнь – это такой же священный лес.

Вопросы:

– Какой смысл заложен в историю, рассказанную В.В. Вересаевым?

– Как должны люди относиться к тем, кто их окружает?

Предполагаемый ответ учащихся: Священный лес – это общество, в котором мы живём. Каждый день мы общаемся с людьми и порой забываем, что наше слово, поступок, могут причинить другому человеку боль. Надо быть чутким и внимательным к тем, кто нас окружает, проявлять милосердие, человечность.

Постановка задачи урока.

Действительно, наша жизнь – это такой же священный лес. А порой мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живёт, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждём – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная горячая кровь… Как всё сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.

Сегодня на уроке мы будем этому учиться.

Великодушное, доброе отношение к людям, готовность понять другого, стремление видеть в нём равного себе, достойного уважения человека называется гуманным. (Слайд: понятие “гуманизм”)

Вопрос. Вспомните из курса истории, когда и где зародился гуманизм? Какой это был период в истории человечества?

Предполагаемый ответ учащихся: гуманизм зародился в 14 веке в Италии в эпоху Раннего Возрождения. Это был период, когда в центре внимания стал человек и его дела.

Гуманизм – это не только определённое отношение к человеку, но и определённое поведение, принцип устройства общества, где главное – человек и его благо. Гуманизм предполагает ответственность человека за свои дела, поступки. Гуманизм тесно связан с моралью. (Слайд: “ понятие “мораль”)

Вопрос. Где впервые человек учится нравственным нормам? (семья, школа)

Вспомните стихотворение В. Маяковского “Что такое хорошо? И что такое плохо?” Это и есть первые уроки морали.

Какие вы знаете нормы морали? Приведите примеры.

Предполагаемый ответ учащихся: не лги, не завидуй, уважай старших, заботься о младших, помоги нуждающимся и т.д.

Основные понятия этики, науки о морали – это “добро” и “зло”. (Слайд: понятия “добро” и “ зло”)

Мы считаем добром отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему. Мы считаем добром движение за права и свободы каждого человека, а главное – за нравственное возрождение самого человека, за его подлинное счастье.

Зло - всё, что противоположно добру. Это нарушение морали. Поэтому в понятие зла вкладываются представления о безнравственном, антигуманном, недобром.

(Демонстрируются слайды о добре и зле)

Задание. Разделите страницу вашей тетради на две части. В правой – подпишите “добро”, в левой – “зло”. Вы – ученики 8 класса. Приведите примеры проявления добра и зла в школе, в семье, на улице, в других общественных местах, когда вы сами были участниками событий или их свидетелями.

(Пример заполнения таблицы):

Добро

Зло

– учащиеся старших классов озеленяли школу – садили цветы;

– после школы я помог бабушке расколоть дрова;

двое пятиклассников обзывали друг друга;

– сын не сказал правду родителям о полученной “2”;

– мужчина грубо оттолкнул женщину, когда заходил в автобус.

(Обсуждение)

Зная нормы морали, что такое хорошо и что такое плохо, человек не всегда им следует, он вынужден постоянно делать моральный выбор. (Слайд: понятия “моральный выбор”, “ моральная ответственность”).

(Учитель демонстрирует два яблока. Одно из них большое, красивое, другое маленькое.) К вам пришёл друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе? Мораль – и вы это знаете – учит: всегда поделись с ближним – лучший кусок отдай другу. Вы задумались: как поступить? Вот это и есть выбор поступка или, точнее, моральный выбор. Но в жизни случаи бывают посложнее. Делая моральный выбор, человек несет ответственность перед собой и перед обществом. Это – моральная ответственность.

Итак, гуманизм, мораль, добро, моральный выбор, моральная ответственность (Слайд: понятия гуманизм, мораль, и т.д.) служат нам ориентиром в нашей жизни, но нужно помнить, что зло, например, очень коварно, и, как правило, не выступает от своего имени и не кричит: “Я – зло!” Напротив, оно часто прикрывается маской добра.

Литература

(Слайд: портрет А. Яшина.)

Ученик читает стихотворение А. Яшина “Спешите делать добрые дела”.

Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил – и оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем – нибудь порадовать его.

Когда он слёг и тихо умирал, –
Рассказывала мать,– день ото дня
Всё чаще вспоминал меня и ждал:
“Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!”

Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: мол, так её люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю, хлеба воз куплю.

Мечтал о многом, много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас, да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.

Теперь прошёл я тысячи дорог –
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.
Нет отчима, и бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!

Учитель литературы:

1) Как вы думаете, почему нужно спешить делать добрые дела?

2) Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?

А вот строки из стихотворения Н. Рубцова “Русский огонёк”: “За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью…”

(Слайд: портрет Н. Рубцова и строчки из его стихотворения)

3) Какие слова можно считать ключевыми для обоих стихотворений? (Добро, любовь)

Основная мысль этих стихотворений – за добро нужно платить добром.

Вопрос: Настоящая доброта…. Какая она? Почему самый главный судья наших поступков – это наша совесть? Как сделать правильный выбор в жизненной ситуации? На эти и другие вопросы, я думаю, мы попробуем ответить, работая над рассказом К. Паустовского “Телеграмма”

(Слайд: портрет К. Паустовского)

Учитель литературы: Расскажите об обитательнице старого дома Катерине Петровне? (Слайд: портрет пожилой женщины)

Что же задело нас, тронуло в судьбе этой женщины?

Задание классу. Какими художественными средствами и приёмами Паустовский рисует трагизм положения Катерины Петровны?

Проведём маленькую исследовательскую работу по тексту рассказа.

(Работа учащихся в группах по карточкам)

Учитель делит класс на три группы и выдаёт карточки с заданиями.

Карточка № 1. Каким показан пейзаж? Что им хотел показать автор? Какие художественные средства использует Паустовский при описании природы.

Карточка № 2. Литературные герои рассказа: Настя, Тихон, Манюшка, молодая учительница. Проанализируйте поведение участников событий, их отношение к Катерине Петровне.

Карточка № 3. Авторская позиция в рассказе “Телеграмма”. Какие художественные средства используются для передачи авторского отношения к происходящему в рассказе?

(Учащиеся самостоятельно готовятся к устным ответам по заданиям)


группы

Слайды

Примерные ответы учащихся

1

“Осень”

Ученики читают начало рассказа: “Трава спутанная, т.к. высокая, некошеная. Рыхлые тучи тащились, цепляясь за облетевшие вётлы” “Из туч назойливо сыпался дождь”

Осень холодная (отмечается, что слово холодный встречается много раз). Автор рисует мрачную картину. Одинокий подсолнечник доцветает, и он одинок среди серого, чёрного забора, поэтому становится грустно.

Описание клёна: “Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи”

“Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю”.

И Катерина Петровна “доживала свой век ”. Автор показывает её одиночество, и пейзаж подчёркивает это. Паустовский использует при описании природы оценочные эпитеты (“холодные глаза, чёрствая душа” и т. д.), олицетворения (тучи тащились, цеплялись, дождь сыпался и т. д.), сравнения, метафоры и т.д… Всё это подчеркивает состояние пожилого, беспомощного человека, усиливает ощущение одиночества, печали, безысходности.

Образ Катерины Петровны очень цельный. Она и окружающий её мир – единое целое. Пейзаж – это действующее лицо рассказа. Может быть, именно природа и помогает ей жить. Ведь и сад, которым занимался ещё её отец, и замёрзший клён, который она жалеет, т.к. его она посадила давно – это всё близкий ей мир, её родная земля, о которой в конце рассказа ещё расскажет автор.

2

“Ленинград”

Учитель: А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде, почти нет описаний природы. Почему?

Ответ учащихся: некогда было увидеть это, т.к. постоянно была занята работой. Да и не нужна, видимо, природа ей в жизни.

Настя.

Портрет Насти: автор мало говорит о внешности Насти.

Метафора “холодные глаза” помогает нам понять суть этой девушки. Она не почувствовала вовремя, что очень нужна матери. Не смогла сделать правильный выбор. (Она заботится о художнике, занимается устройством его выставки, а матери высылает деньги раз в 2-3 месяца. Настя не сразу понимает смысл телеграммы. После честного, укоризненного взгляда Гоголя приходит прозрение. Но оно было слишком поздно. Чувство непоправимой вины, невыносимой тяжести посещает Настю после смерти матери, и оно поселится в её душе навсегда.

Молодая учительница.

Образ противопоставлен образу Насти. Ведь молодая учительница сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе. У неё сердце доброе (пошла за гробом, не зная Катерины Петровны) Образ молодой учительницы говорит нам: “Мы все в долгу перед матерью”

Манюшка.

Дочь колхозного сапожника (приносила воду Катерине Петровне, подметала, самовар ставила). Она 6 суток не отходила от Катерины Петровны. Эта девочка понимает самое главное – человек в беде, надо помочь.

Сторож Тихон.

Именно он, пожалев Катерину Петровну, подаёт телеграмму Насте, а потом, не дождавшись ответа, приносит мнимую телеграмму от дочери умирающей женщине, чтобы поддержать её, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни. Тихон в отличие от Насти проявил настоящую человечность, чуткость, заботу, милосердие и преподнёс урок нравственности девочке: “Эх. горе, её горькое… А ты смотри, – сказал он сердито Манюшке, – за добро плати добром, не будь пустельгой”

Такой “пустельгой” оказалась Настя.

Вывод учителя. Такие люди, как Манюшка, Тихон, молодая учительница никогда не пройдут мимо чужого горя, всегда помогут. Это добрые, чуткие люди.

3

“Скульптура Гоголя”

Прямых авторских оценок в тексте нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчёркивает самолюбование Насти. (См. в тексте: “Настя нравилась сама себе…”) Портрет Насти: “Русые волосы и большие холодные глаза. (здесь такой разоблачающий эпитет, ведь глаза – зеркало души человеческой. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце. Авторская позиция выражается с помощью такого приёма, как олицетворение: “Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя”. И автор, и сатирик видят Настю изнутри: доброта Насти показная, ненастоящая.

Художественный приём – резкий контраст, противопоставление

(телеграмму от матери скомкала, а с кафедры неслась похвала в её адрес. Молодая учительница противопоставлена Насте. ) Оценку поступку Насти даёт Гоголь, он выступает в роли судьи. Он пробуждает совесть у Насти.

Авторская позиция в словах Гоголя: “Эх, ты!” (Осуждение за бессердечие, эгоизм)

Учитель литературы: Рассказ назван “Телеграмма”. Их две.

Какую телеграмму имел в виду автор и почему?

(– Вторую, потому что Тихон, в отличие от Насти, проявил настоящую человечность, чуткость, заботу, милосердие. За добро нужно платить добром.)

(Слайд: картина Рембрандта “Возращение блудного сына”)

Учитель литературы: В курсе истории 7 класса вы уже знакомились с творчеством Рембрандта и вам знакома Притча о возращении блудного сына. Какое отношение имеет эта картина к рассказу К. Паустовского “Телеграмма”?

У Насти, героини рассказа Паустовского, просыпается совесть. Но не слишком ли поздно?!

Принять её раскаяние уже некому. Катерина Петровна умерла, так и не дождавшись своей дочери.

Наверное, в своей жизни каждый должен сделать правильный выбор, чтобы потом не было поздно.

Вопросы классу: Почему тема нашего урока названа “Вечные вопросы”?

Предполагаемый ответ учащихся: вопросы морали, добра и зла, морального выбора, моральной ответственности называются вечными, т.к. они всегда стояли и будут стоять перед каждым из людей пока существует человечество.

(Слайд: Вечные вопросы)

Вопрос. Чему учит рассказ “Телеграмма”?

Предполагаемый ответ. Не быть черствым, равнодушным, не забывать своих родных. Слова одного из героев рассказа Тихона идут от истоков наших, заповедей предков: “За добро плати добром…”

Учащийся читает стихотворение Ю. Левитанского “Каждый выбирает для себя”.

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты
Мера окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

Учитель. Вот в каком сложном положении находится человек. Готовых ответов на все случаи жизни нет и не будет никогда. Нам самим приходится решать, как поступить, и самим же нести ответственность за свой выбор, свои поступки.

Домашнее задание: Написать сочинение “ Можно ли назвать рассказ К. Паустовского “Телеграмма” рассказом – предупреждением”?

Презентация