Преподавание литературы Комбинированный урок по литературе и обществознанию "Вечные вопросы". 8-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2018.07.20 Просмотров: 396 Краснова Татьяна Юрьевна, учитель русского языка, литературы Цели урока:
Оборудование урока: мультимедиа – презентация урока, мультимедийный проектор, текст произведения К. Паустовского “Телеграмма”, раздаточный материал – карточки с заданиями, тексты стихотворений А. Яшина, Н. Рубцова, Ю. Левитанского, портреты этих поэтов. Ход урокаУчитель обществознания. Ребята, сегодня у вас урок не совсем обычный, он называется интегрированным, т. к. он объединяет в себе два предмета: обществознание и литературу. Тема урока: “Вечные вопросы”. (Слайд: “Вечные вопросы”) Начну я урок с истории, описанной писателем В.В. Вересаевым в рассказе “Легенда”: “Однажды пароход заночевал из-за тумана близ острова Самоа. Толпа весёлых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костёр. (Слайд: “Священный лес”) Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг моряки услышали в темноте тихие стоны, судорожные шорохи, они раздавались со всех сторон и не прекращались всю ночь. В атмосфере страха и ужаса моряки провели всю ночь. А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, повсюду стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли крови. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют сорвать ни листочка. Весёлые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но эту ночь они помнили всю оставшуюся жизнь” Мне представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Вопросы: – Какой смысл заложен в историю, рассказанную В.В. Вересаевым? – Как должны люди относиться к тем, кто их окружает? Предполагаемый ответ учащихся: Священный лес – это общество, в котором мы живём. Каждый день мы общаемся с людьми и порой забываем, что наше слово, поступок, могут причинить другому человеку боль. Надо быть чутким и внимательным к тем, кто нас окружает, проявлять милосердие, человечность. Постановка задачи урока. Действительно, наша жизнь – это такой же священный лес. А порой мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живёт, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждём – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная горячая кровь… Как всё сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны. Сегодня на уроке мы будем этому учиться. Великодушное, доброе отношение к людям, готовность понять другого, стремление видеть в нём равного себе, достойного уважения человека называется гуманным. (Слайд: понятие “гуманизм”) Вопрос. Вспомните из курса истории, когда и где зародился гуманизм? Какой это был период в истории человечества? Предполагаемый ответ учащихся: гуманизм зародился в 14 веке в Италии в эпоху Раннего Возрождения. Это был период, когда в центре внимания стал человек и его дела. Гуманизм – это не только определённое отношение к человеку, но и определённое поведение, принцип устройства общества, где главное – человек и его благо. Гуманизм предполагает ответственность человека за свои дела, поступки. Гуманизм тесно связан с моралью. (Слайд: “ понятие “мораль”) Вопрос. Где впервые человек учится нравственным нормам? (семья, школа) Вспомните стихотворение В. Маяковского “Что такое хорошо? И что такое плохо?” Это и есть первые уроки морали. Какие вы знаете нормы морали? Приведите примеры. Предполагаемый ответ учащихся: не лги, не завидуй, уважай старших, заботься о младших, помоги нуждающимся и т.д. Основные понятия этики, науки о морали – это “добро” и “зло”. (Слайд: понятия “добро” и “ зло”) Мы считаем добром отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему. Мы считаем добром движение за права и свободы каждого человека, а главное – за нравственное возрождение самого человека, за его подлинное счастье. Зло - всё, что противоположно добру. Это нарушение морали. Поэтому в понятие зла вкладываются представления о безнравственном, антигуманном, недобром. (Демонстрируются слайды о добре и зле) Задание. Разделите страницу вашей тетради на две части. В правой – подпишите “добро”, в левой – “зло”. Вы – ученики 8 класса. Приведите примеры проявления добра и зла в школе, в семье, на улице, в других общественных местах, когда вы сами были участниками событий или их свидетелями. (Пример заполнения таблицы):
(Обсуждение) Зная нормы морали, что такое хорошо и что такое плохо, человек не всегда им следует, он вынужден постоянно делать моральный выбор. (Слайд: понятия “моральный выбор”, “ моральная ответственность”). (Учитель демонстрирует два яблока. Одно из них большое, красивое, другое маленькое.) К вам пришёл друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе? Мораль – и вы это знаете – учит: всегда поделись с ближним – лучший кусок отдай другу. Вы задумались: как поступить? Вот это и есть выбор поступка или, точнее, моральный выбор. Но в жизни случаи бывают посложнее. Делая моральный выбор, человек несет ответственность перед собой и перед обществом. Это – моральная ответственность. Итак, гуманизм, мораль, добро, моральный выбор, моральная ответственность (Слайд: понятия гуманизм, мораль, и т.д.) служат нам ориентиром в нашей жизни, но нужно помнить, что зло, например, очень коварно, и, как правило, не выступает от своего имени и не кричит: “Я – зло!” Напротив, оно часто прикрывается маской добра. Литература (Слайд: портрет А. Яшина.) Ученик читает стихотворение А. Яшина “Спешите делать добрые дела”.
Учитель литературы: 1) Как вы думаете, почему нужно спешить делать добрые дела? 2) Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? А вот строки из стихотворения Н. Рубцова “Русский огонёк”: “За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью…” (Слайд: портрет Н. Рубцова и строчки из его стихотворения) 3) Какие слова можно считать ключевыми для обоих стихотворений? (Добро, любовь) Основная мысль этих стихотворений – за добро нужно платить добром. Вопрос: Настоящая доброта…. Какая она? Почему самый главный судья наших поступков – это наша совесть? Как сделать правильный выбор в жизненной ситуации? На эти и другие вопросы, я думаю, мы попробуем ответить, работая над рассказом К. Паустовского “Телеграмма” (Слайд: портрет К. Паустовского) Учитель литературы: Расскажите об обитательнице старого дома Катерине Петровне? (Слайд: портрет пожилой женщины) Что же задело нас, тронуло в судьбе этой женщины? Задание классу. Какими художественными средствами и приёмами Паустовский рисует трагизм положения Катерины Петровны? Проведём маленькую исследовательскую работу по тексту рассказа. (Работа учащихся в группах по карточкам) Учитель делит класс на три группы и выдаёт карточки с заданиями. Карточка № 1. Каким показан пейзаж? Что им хотел показать автор? Какие художественные средства использует Паустовский при описании природы. Карточка № 2. Литературные герои рассказа: Настя, Тихон, Манюшка, молодая учительница. Проанализируйте поведение участников событий, их отношение к Катерине Петровне. Карточка № 3. Авторская позиция в рассказе “Телеграмма”. Какие художественные средства используются для передачи авторского отношения к происходящему в рассказе? (Учащиеся самостоятельно готовятся к устным ответам по заданиям)
Учитель литературы: Рассказ назван “Телеграмма”. Их две. Какую телеграмму имел в виду автор и почему? (– Вторую, потому что Тихон, в отличие от Насти, проявил настоящую человечность, чуткость, заботу, милосердие. За добро нужно платить добром.) (Слайд: картина Рембрандта “Возращение блудного сына”) Учитель литературы: В курсе истории 7 класса вы уже знакомились с творчеством Рембрандта и вам знакома Притча о возращении блудного сына. Какое отношение имеет эта картина к рассказу К. Паустовского “Телеграмма”? У Насти, героини рассказа Паустовского, просыпается совесть. Но не слишком ли поздно?! Принять её раскаяние уже некому. Катерина Петровна умерла, так и не дождавшись своей дочери. Наверное, в своей жизни каждый должен сделать правильный выбор, чтобы потом не было поздно. Вопросы классу: Почему тема нашего урока названа “Вечные вопросы”? Предполагаемый ответ учащихся: вопросы морали, добра и зла, морального выбора, моральной ответственности называются вечными, т.к. они всегда стояли и будут стоять перед каждым из людей пока существует человечество. (Слайд: Вечные вопросы) Вопрос. Чему учит рассказ “Телеграмма”? Предполагаемый ответ. Не быть черствым, равнодушным, не забывать своих родных. Слова одного из героев рассказа Тихона идут от истоков наших, заповедей предков: “За добро плати добром…” Учащийся читает стихотворение Ю. Левитанского “Каждый выбирает для себя”.
Учитель. Вот в каком сложном положении находится человек. Готовых ответов на все случаи жизни нет и не будет никогда. Нам самим приходится решать, как поступить, и самим же нести ответственность за свой выбор, свои поступки. Домашнее задание: Написать сочинение “ Можно ли назвать рассказ К. Паустовского “Телеграмма” рассказом – предупреждением”? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |