Преподавание литературы Уроки-интерпретации лирических произведений по методике В.А. ЛазаревойNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2018.06.06 Просмотров: 377 Жуковская Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы Целевая установка:
Содержание урока: Звучит музыка Вивальди
Е.А. Баратынский Водопад
Выяснение восприятия.
Что вы можете рассказать о его поэтике, только ли о природе оно? На этот вопрос мы постараемся ответить в ходе урока. (Сначала произведение разбивается как бы на мелкие кусочки (как в мозаике), и каждый пристально рассматривается, затем они складываются в одно целое – и перед нами возникает целостная картина мира.) Объявление целей урока.
Беседа по первичному эмоциональному восприятию произведения. - Какие мысли и чувства вызвало у вас это стих отворение? Что вы можете рассказать о его поэтике? Аналитическая беседа, практическая работа с текстом.
Тема I строфы: картины первозданной природы. Картинный план:
Партитура чувств: восторг, радость.
Вторая строфа продолжает ту же тему – “Картины первозданной природы”. Картинный план: “Рев мятежный”. Партитура чувств: Ожидание, надежды.
Тема: Состояние души лирического героя. Картинный план: “Безумное ожидание” лирического героя. Партитура чувств: Трепет, дрожь.
Тема: Состояние души лирического героя. Картинный план: “ Сердцем разумею речь безглагольную ”. Партитура чувств: Очарование.
Домашнее задание. I группа: Запечатлеть своё зрительное восприятие мира в художественных образах. II группа: Представить свое поэтическое восприятие мира, которое они должны выразить в словесных образах. III группа: Подобрать отрывки из лирических произведений, которые перекликаются с этой темой. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ В.Я.БРЮСОВА “ПЕРВЫЙ СНЕГ” Это стихотворение учитель предлагает для анализа в XI классе при изучении поэтической программы символистов. В современных программах по литературе произведение В.Я.Брюсова “Первый снег” из книги стихов “Будни” предлагается учащимся VII класса в теме “Стихи о природе”. Семиклассники справляются с полным анализом стихотворения, при этом учитель не знакомит учащихся с трудными для них понятиями символизма. Во вступительном слове учитель обращает внимание ребят на время создания произведения и рассказывает, что на рубеже XIX – XX веков появились поэты, которые видели цель своего творчества в том, чтобы напомнить людям о их высшем предназначении, о Боге, о высоких духовных заповедях Христа. Содержание вступительного слова – рассказ о творческом пути поэта, его разносторонних литературных дарованиях. В XI классе учащиеся уже знакомы с программой символистов и с фактами жизни и творчества В.Я. Брюсова. 1. Выразительное чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником.
1895г. 2. Беседа по первоначальным эмоциональным впечатлениям.
Ребята обычно рассказывают, что мир, преображенный первым снегом, вызвал восторг у лирического героя, который рано утром вышел из дома и поразился этому преображению. А поэтику стихотворения они обычно анализируют неполно. 3. Аналитическая беседа, практическая работа с текстом, заполнение таблицы.
Если учащиеся затрудняются, просим вчитаться и определить, что чаще всего поэт показывает, на что в поэтическом мире стихотворения обращен его взор. И тогда ученики определяют: тема строфы – цвет поэтического мира (заносим в таблицу). Докажем это, определив частотность. Сосчитаем все значимые слова, а среди них – обозначающие цвет. Всего слов 11, 7 – носители цвета (серебро, огни, блестки, из серебра, в жемчугах, горят, черно-голые). Определим цветовую гамму. 6 из 7 обозначают сияние, сверкание. Им противостоит слово “черно-голые” (прием контраста). Определим, какая часть речи чаще всего обозначает цвет. 5 из 7 слов – существительные. Цвет же обычно обозначают прилагательные. Глагол “горят” выполняет тоже нетипичную для него функцию: обозначает не действие, а цвет. Почему? Ответ найдем в конце анализа стихотворения. Просим нарисовать устную картину: “черно-голые” березки, ведь березы обычно белые. Однако их тонкие веточки – темно-коричневые, темным вечером они кажутся черными. Наутро эти веточки “в жемчугах горят”. Кто видел такое явление? На тонких веточках березы, до этого мокрых от осеннего дождя, образовалась тонкая корочка льда или налип снег. Такое кружево березы кажется сказочным, оно действительно сияет и светится в лучах солнца, вызывая восторг. В графу “Картинный план” вносим строчку “в жемчугах горят березки” и определяем “партитуру чувств” I строфы как мажор, радость, восторг. Итак, 1 строфа рассказывает о цвете поэтического мира стихотворения (7 из 11 слов – очень много, это, несомненно, художественный прием. А ведь можно говорить о приеме, когда какое-то явление наблюдается больше 1 раза, здесь же – 63%). Таким образом, тему первой строфы можно определить как “Цвет поэтического мира”.
Если учащиеся затрудняются, предлагаем применить прием анализа частотности. Тогда они легко вычленяют слова-синонимы: грезы, призраки, сны, волшебство. Их 4 из 11. это тоже очень много. Вдумаемся в смысл выделенных слов. Подберем еще синонимы. Подбирают: мечты. А чем отличаются по значению слова в стихотворении Брюсова от значения слова мечта? – Мечтают о том, что может осуществиться, а лексика стихотворения называет несбывающееся, недостижимое.
Это авторская оценка картины, которую видит лирический герой. Она так красива, что не может быть реальностью, она слишком прекрасна, чтобы поверить в то, что видишь. Итак, если в 1 строфе автор рисует поэтический мир через его цвет, во 2 – дает ему оценку. Таким образом, тема 2-ой строфы – Нереальность поэтического мира. И в графу “Картинный план” мы вносим строчку из стихотворения “Это – призраки и сны”, определяя партитуру чувств как “мечтательность”, “иллюзорность”.
Учащиеся 11 класса справляются с самостоятельным комментированием этой строфы, семиклассникам следует показать “секрет” поэтики.
Нужны очень “чистые” краски. Слово “лазурь” в “Толковом словаре” (попросим найти) объясняется через полный синоним – голубой. Однако это не стилистические синонимы. Что может быть лазурным и что – голубым? Возможно ли сочетание “лазурные стены, парты, платья”? Нет, они вызывают только смех несовместимостью понятий. Лазурными мы называем лишь море или небо, когда они спокойны, особенно чисты. Следовательно, этот эпитет – поэтически возвышающий. А белое на лазури – это колорит иконописи.
Это слово “святым”. Автор выделяет его, ставя в конец строфы, подчеркивает великолепно звучащей аллитерацией “о-ол-л-н” в слове “полным”. Потренируемся в произнесении этой строчки. Вообще использование приема аллитерации в этом стихотворении необычно. Звуковой фон в произведении создают шипящие и свистящие звуки. Создается эффект звучания едва уловимого эха шагов, хруст снега; мы словно слышим все ночные шорохи и звуки. Лирический герой поднимается над землей, он лишь касается ее ногами – так трепетно хранит он тишину этого необыкновенного мира, словно боится, что резкий звук может разрушить его. Использование однородных членов предложения создает иллюзию все ускоряющихся шагов, сбившегося дыхания. Герой задыхается от нахлынувших на него чувств. Итак, в 3 строфе автор называет картину мира, преображенного первым снегом, святой. И развивает эту оценку: не только жизнь природы, но и жизнь людей полна святым. Таким образом, тема 3 строфы – “святость” преображенной картины мира; картинный план – “На лазури белый дым”; партитура чувств – святость, преклонение.
Ребята должны увидеть (и видят!) подтверждение, усиление 3 строфы. Поэт оценивает мир как игру Всемогущего, т. е- Бога. На рубеже веков главная мечта каждого христианина – мечта о рае. Вот Всемогущий и поиграл с людьми (недолго, ведь первый снег скоро растает), создал на Земле образ Рая: “Посмотрите на него, вспомните о нем, мечтайте и будьте достойны его – он слишком прекрасен”.
Еще одну поразительную особенность стихотворения можно показать ребятам.
Если ученики затрудняются, просим определить, какая часть речи преобладает в произведении. Это существительное: 40 слов из 53 самостоятельных частей речи. Глагол же (он обычно передает действие, динамику),- но и он обозначает цвет. Дополнительная поэтическая функция имен существительных в этом стихотворении – передать статичность мира, мира, совершенного в своей красоте. Вот теперь тайна, открывшаяся лирическому герою, прочитывается: природа вечна и бесконечна, вновь и вновь будут познавать эту тайну смертные, а природа была и будет, и мы должны суметь найти свое место в ней. Учащиеся определяют тему 4 строфы (Мир как игра Всемогущего), картинный план (“Всемогущего игра”), партитуру чувств (мечтательность, радость). В XI классе напоминаем (или спрашиваем) основную функцию образа в поэтике символов: его задача – соединить земную реальность с божественной небесной ипостасью, напомнить читателю в его цели на земле. Стихотворение В.Я.Брюсова прекрасно справляется с этой задачей, его можно назвать программным. 4. Упражнения в выразительном чтении стихотворения (обычно ребята уже за урок его выучили и с удовольствием читают). 5. В заключении учащимся предлагается поразмышлять над вопросом: Как оба эпиграфа соотносятся с темой нашего урока? I эпиграф: Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. (М. М. Пришвин)
Учащиеся рассуждают о том, что это стихотворение не только о природе, но и о человеке, о его высшем предназначении на Земле. Таблица, которая заполняется на уроке: На дом (на выбор).
В заключение, чтобы доказать, что детям в процессе подобного изучения открываются глубины текста, приводится отрывок из творческой работы слабоуспевающей ученицы.
(Никтарова Катя, 7 класс) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |