Преподавание литературы Информационные технологии на уроках литературыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2018.07.19 Просмотров: 404 Ващенко Жанна Дмитриевна, учитель русского языка и литературы Авторский медиапродукт - презентации 14 слайдов (среда Power Point, Word) Медиапродукт I. Среда: программа для создания презентации Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word. II. Структура презентации:
Содержание кадров:
Целесообразность использования медиапродукта на занятии
Задачи занятия:
Оборудование: компьютер, проектор. Ход занятияI. Организационный момент Актуализация темы. Слайд №1 В лицейский и петербургский период любовь – игра, любовь – страсть опоэтизированная чувственность, сочетание чувственности и чистоты (Я вяну, гибну и цвете лет”, “К ней”, “Дорида”, “Дориде”) Романтизм рождает подлинно одухотворенную любовную лирику; мечта о высокой и чистой любви, о женском идеале (“Редеет облаков летучая гряда”, “Зачем безвременную скуку”, “К***”) II. Расцвет любовной лирики Бесконечное богатство и многообразие любовного чувства видит читатель в стихах Михайловского периода. Любовь для Пушкина – лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской “прозы”. “Стихотворения, коих цель горячить воображение либо страстными описаниями, – подчеркивал Пушкин, – уничтожают”. Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находили то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое “разыскание”, касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину. ( Слайд №2) Индивидуальные выступления ребят. (Первая группа) Слайд №3. Слайд № 4 Дочь директора Публичной библиотеки и президента Академии художеств, знакомая Пушкина. Пушкин стал посещать петербургский салон Олениных в начале 1817 года и здесь познакомился с десятилетней девочкой. Она привлекла внимание молодого поэта своей миловидностью и умом. После шестилетней ссылки Пушкин вернулся в Петербург в мае 1827 года и снова был тепло принят в просвещенной семье Олениных. Живая и обаятельная А.Оленина вновь встретилась с поэтом. Пушкин увлекся юной красавицей. Часто они стали видеться с весны 1828 года в Петербурге и летом, в усадьбе Олениных, знаменитом имении Приютино. Слайд № 5 Увлеченный поэт посвятил Олениной большой цикл лирических стихотворений “Ее глаза”, “Увы! Язык любви болтливый”, “Ты и вы”, “Не пой, красавица, при мне”, “Предчувствие”, “Город пышный, город бедный” и другие Поэт сделал ей предложение, но родители ему решительно отказали. Оленина оставила потомкам “Дневник”, очень ценный документ пушкинской эпохи. Одна из записей “Дневника” “ Среди особенностей поэта была та, что он питал страсть к маленьким ножкам, о которых он в одной из своих поэм признавался, что предпочитает их даже красоте”. Слайд № 6 Стихотворение “Ты и Вы”
Слайд № 7. (Вторая группа) Воронцова Елизавета Ксаверьевна. Жена М.С.Воронцова, урожденная графиня Браницкая. Современники видели в ней красивую, умную, прекрасно образованную и воспитанную женщину. Знакомство Е.К.Воронцовой с Пушкиным состоялось не ранее 6 сентября 1823 года в Одессе. Поэт часто бывал в ее салоне. Она стала предметом его любви. Увлечение было сильным и взаимным. Е.К.Воронцова проявляла живой интерес к Пушкину и ценила в нем незаурядного поэта. Взаимная склонность Е.К.Воронцовой и Пушкина стала причиной раздражения ее мужа – прямого начальника поэта. В конце июля 1824 года Пушкин был выслан из Одессы в далекое Михайловское. Известно, что в Михайловском Пушкин получал от Е.К.Воронцовой письма и по ее просьбе уничтожал их после прочтения. Свидетельством того, что Е.К.Воронцова оставила глубокий след в душе поэта, являются его рукописи: на протяжении многих лет (1823 – 1829) Пушкин рисовал портреты Е.К.Воронцовой на полях своих бумаг. К ней обращены шедевры его лирики: “Сожженное письмо”, “Храни меня, мой талисман”, “Талисман”, “Все в жертву памяти твоей” и другие. Известно, что Е.К.Воронцова писала Пушкину уже после его женитьбы в 1833, а он ей – в 1834году. По утверждению домоуправительницы Е.К.Воронцовой, после 1859 года она уничтожила небольшую связку с письмами поэта. Е.К.Воронцова умерла в глубокой старости и до конца своих дней сохранила о Пушкине дорогие ее сердцу воспоминания. Потеряв зрение, она просила, чтобы ей ежедневно вслух читали сочинения поэта. Слайд №8 Сожженное письмо
Слайд № 9. (Третья группа) Слайд № 10. Знакомая Пушкина. Урожденная Полторацкая, племянница П.А.Осиповой. По настоянию отца она в семнадцать лет была выдана замуж за пятидесятидвухлетнего бригадного генерала Е.Ф.Керна. Вскоре Анна Петровна оставила мужа. Ранней весной 1819 года А.П.Керн приехала в Петербург и в доме ее родственников Олениных познакомилась с девятнадцатилетним Пушкиным. Летом 1825 года Анна Петровна неожиданно приехала в Тригорское к Прасковье Александровне Осиповой. Анна Петровна находилась в Тригорском около месяца и почти ежедневно встречалась с Пушкиным. Поэт пережил сильное увлечение Керн и свои чувства к ней описал в строках стихотворения “Я помню чудное мгновенье”. Встречи с Керн надолго запомнились Пушкину. Завязалась переписка. Общались они и позднее в Петербурге – в обществе А.А.Дельвига, сестры Пушкина и его родителей. Идеальный образ Керн, рожденный воображением поэта, постепенно становится реальным, но отношения между ними продолжают оставаться дружескими. Она в курсе его творческих планов и литературных занятий и с неизменным интересом следит за его жизнью. После смерти Е.Ф.Керна (1841) Анна Петровна связала свою судьбу с человеком, которого любила. Была счастлива, хотя и жила в бедности. О своей судьбе, о дружбе с Пушкиным и другими писателями его круга Керн рассказала в своих “Воспоминаниях”. “- Трудно было с ним вдруг сблизиться; он был очень неровен в общении: то шумно весел, то грустен. то нескончаемо робок, то дерзок, нескончаемо любезен, то утомительно скучен, и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту”. Звучит романс на слова А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье”. Про это стихотворение, кажется, известно всё: и то, как поэт вручил его Анне Керн, и предыстория их отношений. И то, что оно шедевр русской любовной лирики. Поэтому его трудно самостоятельно оценивать, так же, впрочем, как и воспринимать вне музыки известного романса. В каком- либо истолковании оно на первый взгляд вообще не нуждается, ибо, как все гениальное, просто и понятно. Только вот не кажущаяся ли это простота, которая на самом деле таит в себе глубину. В хорошо известных шести строфах обнаруживаешь лирический сюжет, отражающий не только вехи пушкинской биографии (бурную петербургскую юность, южную ссылку, Михайловское сидение), но и сюжет более отвлеченный – историю человеческой души, ее заблуждений, очищения через лишения и страдания, постижения ею красоты как откровения. Глубина и насыщенность пушкинских образов смысловыми оттенками поразительна. “Чудное мгновенье” - время сжимается до вспышки, озарения. “Чудное” - одновременно прекрасное, восхитительное и чудесное, загадочное: эпитет как бы совмещает оба синонимических ряда. Ощущение “мгновенья” как чуда усиливается глаголом “явилась”, тоже имеющим оттенок неожиданного, чудесного. Важное, если не ключевое слово “красота”. Его значимость подчеркнута и рифмой (“ты – красоты”), и максимально выгодной позицией – последнее слово последнего стиха в строфе. Ты… Виденье… Портретные черты размыты до неузнаваемости, до символики: “глосс нежный”, “милые черты”, сквозь которые явственно проступает “небесная”, идеальная сущность: “гений чистой красоты”. Мгновенье”, “мимолетное” - очень важные слова: красота на миг явилась человеку, но готов ли он к встрече, поймет ли важность события? Или пока лишь смутное, как сон воспоминание останется в его душе. И будет звучать, постепенно ослабевая и забываясь? “В томленьях грусти безнадёжной, в тревогах шумной суеты…” “Томленье” (тоска, изнеможденье, мученье) почти синоним “тревог” (беспокойства, волнения, смятения”, благодаря чему так неожиданно сближаются, казалось бы, противоположные состояния “грусти безнадежной” и “шумной суеты”. Эта антитеза вмещает весь спектр жизненных переживаний, пронизанных воспоминанием:
К словам “ты”, “красоты” даётся новая рифма – “суеты”, как бы предвосхищая забвение. Воспоминание о “чудесном мгновенье” постепенно рассеивается, его уносит “бурь порыв мятежный” - метафора совсем иного душевного состояния. Буря, порыв, мятеж – каждого из этих слов в отдельности достаточно для изображения соответствующего переживания. Вместе они передают ощущение мощного сдвига, потрясения, взрыва. Красота же требует созерцания. Слайд № 11. (Группа четвертая) Слайд № 12. Жена А.С.Пушкина. Зимою 1828 -1829 года на одном из балов Пушкин впервые встретил 16-летнюю Наташу Гончарову. Гончаровы были небогаты. Им принадлежало имение Полотняный завод. Отец Николай Афанасьевич был душевнобольным. Мать Наталья Ивановна была деспотичной и властной женщиной. Нелегко было Пушкину получить у родных Натальи Николаевны согласие на брак. Причиной задержек было нежелание матери выдать свою дочь за небогатого и, в глазах правительства, неблагонадежного человека. Пушкин дал своей будущей теще деньги на приданое и свадьбу, а шеф жандармов Бенкендорф заверил Наталью Ивановну, что государь одобряет брак поэта. 6 мая 1830 года состоялась помолвка, а 18 февраля 1831 года - долгожданная свадьба. По свидетельствам современников, Пушкин не испытывал иллюзий перед свадьбой. После свадьбы сомнения постепенно рассеивались. Началась совместная супружеская жизнь, полная радости и печали, счастья и тревог. После непродолжительного пребывания в Москве в середине мая 1831 года молодые уехали в Петербург и обосновались в нам навсегда. В начале успехи жены в светском обществе, литературных салонах столицы и в кругу друзей радовали поэта. Все восторгались ее красотой, элегантностью и простотой в обращении. Между супругами установились сердечные и дружеские отношения. Письма Пушкина (числом 78) проникнуты заботой о любимой женщине, тревогой о детях. Наталья Николаевна интересуется литературными делами мужа, ведет переговоры с книгопродавцами, выполняет его поручения, связанные с изданием журнала “Современник”. Печален был 1836 год в жизни Пушкина и его семьи. Травля светской черни и реакционной печати, а также материальные невзгоды постоянно омрачали настроение поэта. Успехи Натальи Николаевны в обществе и при царском дворе настораживали Пушкина. Увлечение Дантеса и его настойчивые ухаживания за Натальей Николаевной переполнили чашу терпения Пушкина. При всей сдержанности ее поведения в обществе, светские сплетни и пересуды сыграли свою роль. Наталья Николаевна также увлеклась Дантесом. Пушкин был уверен в невиновности жены. Прощаясь с женой, Пушкин сказал ей: “Ступай в деревню, носи по мне траур два года и потом выходи замуж, но за человека порядочного” Так и поступила Наталья Николаевна. Наталье Николаевне А.С.Пушкин посвятил много прекрасных стихотворений, но одно сейчас прозвучит. “Мадонна”. Слайд № 13. Главной задачей урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны. Слайд № 14. Домашнее задание. Список литературы 1 Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С.. Поурочные разработки по литературе. Издание 2-ое исправленное и дополненное. 9 класс. Москва “ВАКО” 2002. 2.Пушкинская энциклопедия. 3. Открытые уроки. Литература 9 класс. Авторы-составители: Л.И.Косивцова, Л.А.Тропкина. Издательство “Учитель”. Волгоград.2003 Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |