Преподавание литературы Урок литературы по теме "Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея»"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2018.08.17 Просмотров: 398 Григорьева Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы Цель урока:
Учитель. У каждого народа есть свои былины, в которых народные певцы воспевают героев и богатырей. Сегодня мы познакомимся с поэтическим сказанием древнегреческого певца Гомера “Одиссей у циклопов”. Историки предполагают, что он мог жить в IX–YIII в.в. до н.э., а скульптуры делают его слепым стариком. Гомер в своей поэме “Одиссея” сам рассказывает о народном певце Демодоке, который был приглашён царём Алкиноем на пир в честь Одиссея:
Ни одно собрание греков не проходило без таких певцов, которые были, по словам Гомера, “чтимы в народе”, “людям любезны”. – Вы знаете содержание отрывка “Одиссей у циклопов”. (Один или несколько учеников пересказывают сюжет отрывка.) – Итак, царь Одиссей, полководец и мореплаватель, возвращаясь из Трои на родину со своими воинами, испытал по пути много приключений. Он рассказывает гостеприимному царю Алкиною о своём пребывании на острове циклопов (по преданию это – Кипр, климат которого и растительность вызывают всеобщее восхищение). Обращаемся к тексту отрывка и проводим словарную работу. Остаться на бреге близ корабля (корабли греков были мелкодонны и легко вытаскивались на берег. Они приводились в движение парусами или вёслами. Величину их определяло число вёсел (между 20 и 50). Одиссей называет свой корабль “длинновёсельным”; Беседуем по тексту. – Как Гомер говорит о циклопе?
– Какие два качества циклопа подчёркивает Гомер в этом отрывке? – Что ещё говорит Гомер о внешности циклопа? Какой у него был голос? Прочтите в отрывке. Был ли он сильный? – Как повёл себя циклоп, когда увидел в своей пещере странников?
– Как он ответил Одиссею, попросившему у него гостеприимства?
– Как же поступил со странниками разозлившийся циклоп? Прочтите в тексте.
– Значит, циклоп – огромное чудовище с гремящим голосом. Он сильный, грубый, злой, он людоед. Чем занимался циклоп? Что он умел делать? – Где жил циклоп? – Что Гомер говорит об Одиссее? – На чём и с кем приплыл Одиссей? – Как ведут себя Одиссей и его спутники в пещере циклопа? – Греки были, в отличие от чудовища циклопа, людьми общественными. Они умели строить корабли и плавали на них, они знали плотничье ремесло, знали обычаи жертвоприношения и гостеприимства. – Как повели себя греки и Одиссей при встрече с циклопом? – Почему Одиссей обманул циклопа в ответ на его хитрый вопрос о корабле? – Какая разница между хитростью циклопа и хитростью Одиссея? – Страшно ли было Одиссею, когда он дерзновенно решил убить циклопа? Что бы сделал циклоп, если бы проснулся в этот момент? – Почему он не убил спящего циклопа? – Вспомним, что начал делать циклоп, когда проснулся? – Значит, условия его жизни формируют его сознание. Какое определение настойчиво повторяет Гомер, подчёркивая, что он лишён человеческого разума? – Какое смертельно – опасное средство мести придумал хитроумный Одиссей, чтобы отомстить за гибель своих товарищей? – Ослепить человека – это жестоко, но циклоп – людоед. У греков не было другой возможности спастись. Ради кого поступил так жестоко Одиссей? – Найдите в прочитанном отрывке постоянные эпитеты. – Почему Гомер использует в своём рассказе так много красочных эпитетов? – О какой уловке хитроумного Одиссея не мог догадаться глупый циклоп? – Обратим внимание на художественный приём повтора. Гомер повторяет дважды, как циклоп доит своё стадо и с каким нетерпением ждали рассвета моряки. С какой целью? – Этот же приём повтора использует Гомер, чтобы показать силу товарищества. Красочный эпитет “могучими” демонстрирует силу гребцов, которые своими вёслами сразу “вспенили” тёмные воды моря. – Дайте характеристику Одиссея. – А теперь посмотрим ваши рисунки и оценим их всем классом. Рассматривая рисунки, учитель должен расширить их представление о внешнем облике Одиссея. Герой должен быть высоким, мускулистым, с длинными волосами, перехваченными кожаным или металлическим ободком. Борода, но без усов. Он одет в короткий белый хитон (рубашка без рукавов, собранная на плечах, правое плечо может быть оголено) и красную мантию (большой кусок красной ткани, концы которого свободно перекинуты через плечи). Хитон подпоясывался кожаным поясом, на который прикреплялся медный меч обоюдоострый короткий меч в ножнах. На ногах крепиды (сандалии) – деревянные подошвы из двух частей, соединённые между собой, обитые золотом или разноцветной кожей. Заканчиваем урок заранее подготовленными краткими выступлениями учащихся о греческих богах (о богине Афине, покровительнице Одиссея), о боге Посейдоне, о богинях Эос, Музах и боге Зевсе). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |