Преподавание литературы На уровне сердца. 9–10-й классыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2018.07.01 Просмотров: 369 Егорова Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы Практическая значимость:
Сфера применения: Урок литературы или классный час по гражданско-патриотическому воспитанию. Круг пользователей: учителя литературы, классные руководители 9-10 классов. Цели разработки: Образовательная. Знакомство с жизнью и творчеством Ю. Друниной. Совершенствование умения работать с критической, мемуарной и справочной литературой. Воспитательная. Воспитание внимательного отношения к художественному слову. Формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции и чувства патриотизма. Развивающая. Развитие ораторской речи учащихся. Развитие культуры читательского восприятия художественного текста. Актуальность идеи. Интеграция предметов литературы и информатики. Использование деятельностного подхода в обучении. Недостаточное количество наглядного материала в существующих учебно-методических пособиях. Новизна идеи: Соединение навыков поисково-исследовательской деятельности учащихся с информационно-технологической компетентностью. Ожидаемые результаты:
Условия для внедрения и программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Информационные ресурсы: Используемая литература:
Подготовительная работа. Класс делится на несколько групп: “режиссеры”, “литературоведы”, “поэты”, “сценаристы”. Задание “режиссерам” – создание фильма о жизни Ю. Друниной. Задание “литературоведам” – поиск критической литературы о творчестве поэтессы. Задание “поэтам” – чтение наизусть стихотворений Ю. Друниной о Великой Отечественной войне. “Сценаристы” работают со всеми группами: собирают найденный материал, обобщают его, готовят презентацию к уроку. Тип урока: комбинированный. Форма организации: групповая. Методы: проектно-исследовательский, информационно-коммуникационный. Средства и приёмы: технические, учебно-методические, художественная литература. Ход урокаСлово учителя. Каждый год мы отмечаем день святой народной памяти – День Победы (слайд 1). Сегодня мы хотим отдать дань уважения поэтам и писателям, защищавшим родную землю пером и автоматом, поднимавшим боевой дух соотечественников своим творчеством в трагические дни (слайд 2). 1 ведущий (слайд 3) В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. А Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”. Более 1000 поэтов и писателей ушли на фронт и свыше 400 не вернулись назад (слайд 4). Когда речь заходит о поэтах фронтового поколения, то в первую очередь вспоминается имя Юлии Друниной (слайд 5) (Фильм о жизни Друниной).
2 ведущий. Юлия Друнина написала это стихотворение в госпитале в 1943 году, и оно вошло во все антологии военной поэзии. 1чтец.
3 ведущий. “Судьбу поэтов моего поколения можно назвать одновременно и трагичной, и счастливой. Трагичной – потому, что в наше отрочество, в наши дома и в наши еще не защищенные, такие ранимые души ворвалась война, неся смерть, страдания, разрушения. Счастливой потому, что, бросив в самую гущу народной трагедии, война сделала гражданственными даже самые интимные наши стихи. “Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…” 4 ведущий. Перечитывая ее военные стихи сегодня, видишь, что добрый десяток из них выдержал испытание временем, – они по-прежнему волнуют, запоминаются. Они находят отклик в сердцах читателей.(слайд 10) Это, в первую очередь, “Качается рожь несжатая…”, “Я только раз видала рукопашный…”, “Целовались, плакали и пели…”, “Зинка”, “Штрафной батальон”, “Не знаю, где я нежности училась…”. Они украсят любую военную антологию. Их можно отнести к самым высшим достижениям нашей военной поэзии. (слайд 11 ) 4 ведущий. С последних дней войны до последних своих дней Юля не могла забыть военные события, отдалиться от них. И в стихах, даже пейзажных или любовных, то и дело возникали многие подробности военных будней. Над ней нередко и подшучивали: мол, вот написала стихи о сосновом боре, а все равно в нем оказались неожиданно кирзовые сапоги или обмотки.…А она отвечала насмешникам своими стихами: 2 чтец.
5 ведущий. Семнадцатилетней выпускницей одной из московских школ Юлия Друнина, как и многие ее сверстницы, добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода. Синеглазая девчонка обивала пороги военкоматов с единственной целью, чтобы ее отправили на фронт. И обходным маневром, через ополченческую сандружину, добилась своего. 3 чтец.
1 ведущий. “Холод, сырость, костров разводить нельзя, спали на мокром снегу, если удавалось переночевать в землянке – это уже удача, но все равно никогда не получалось как следует выспаться, едва приляжет сестричка – и опять обстрел, и опять в бой, раненых выносить, и многопудовые сапоги с налипшей грязью, длительные переходы, когда она буквально падала от усталости, а надо было все равно идти, просто потому, что надо…” (слайд12) 4 чтец. ТЫ ДОЛЖНА!
2 ведущий. Медсестра на переднем крае – самый необходимый человек. Больше всего солдат боится, что его раненого, беспомощного могут бросить. И если солдаты видят, что санинструктор никогда не оставит их в беде, то платят ему братской любовью и безграничным уважением. А это дорогого стоит…” 3 ведущий. Женщинам, особенно в пехоте, было во много раз тяжелее и сложнее, чем мужчинам. Девчонки могли бы рассказать о своих дополнительных трудностях. О том, например, как, раненные в грудь или в живот, стеснялись мужчин и порой пытались скрыть свои раны.… Или о том, как боялись попасть в санбат в грязном бельишке. И смех и грех!.. Они не сникли в огненной круговерти, в которой и мужикам, хватившим лиха еще на финской, было жутковато. Пули не разбирают, в кого летят. А в лихорадке боя раненые утрачивают чувство реальности. “Санинструктор!.. Сестренка!..” – кричат они. И поползет сестреночка под пули и осколки туда, где и головы не поднять. И сколько раз случалось – нужно вынести тяжело раненного из-под огня, а силенок не хватает. Хочется разжать пальцы бойца, чтобы высвободить винтовку – все-таки тащить его будет легче. Но боец вцепился в свою “трехлинейку” образца 1891 года мертвой хваткой. Почти без сознания, а руки помнят первую солдатскую заповедь – никогда, ни при каких обстоятельствах не бросать оружия! 5 чтец.
2 ведущий. Боже мой, сколько ж таких спасительниц навсегда осталось на передовой!.. В одной из атак была убита Зинаида Самсонова – Герой Советского Союза, однополчанка Юлии Друниной. О ней на фронте ходили легенды. Солдаты острили, что “Зинка командует батальоном!”. Она всегда была впереди. И тот, кто вдруг заколебался, кто не в силах был подняться под ураганным огнем, видел перед собой спокойные серые глаза и слышал чуть хрипловатый девичий голос: “А ну, орел, чего в землю врос? Успеешь еще в ней належаться!” 6 чтец. ЗИНКА Памяти однополчанки — Героя Советского Союза Зины Самсоновой
II
III
3 ведущий. Юлия Друнина пишет о самом наболевшем – так может писать лишь поэт, знающий цену и себе, и своему читателю. Как много она написала, как все прочно сработано! Исповедально. С полным доверием к читателю. У Друниной нет стихов приблизительных по реалиям и чувству. Не встретишь ни одной строки, которая, была бы “проиграна” в какой-то возможной ситуации, с которой автор не соприкоснулся своей собственной судьбой. Мы почти физически чувствуем боль человека, написавшего эти строки. 7 чтец. ГОЛОС КЛАРЫ
4 ведущий. Все творчество Друниной озарено и пронизано отсветом сполохов великой войны. Это естественно. Война для нее – не тема, а судьба, наиглавнейший отрезок жизни, и не столь собственной, сколь – всего военного поколения. Того самого, отстоявшего жизнь на земле. Домашнее задание: интерпретация стихотворения Ю. Друниной. Подведение итогов. Взаимооценка. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |