ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы по теме "Жанр новеллы в зарубежной литературе". 6-й класс

Цели и задачи урока: Выяснить, что такое новелла как литературный жанр? Какими качествами характера обладают герои новеллы П. Мериме? Чем заканчивается новелла? Почему так названа данная новелла? Оборудование: текст, компьютер, проектор, экран, слайды с иллюстрациями к произведению, портрет писателя, оценочные листы. Кто раз сумеет предать, тот много раз ещё предаст… Лопе де Вега. Ход урока Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня перед вами выдающийся французский писатель-реалист, мастер н...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 1169

Открытый урок литературы по теме: "Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Цель урока: совершенствовать знания о творчестве Николая Алексеевича Некрасова; активизировать внимание учащихся на значимости роли природы в его произведениях, изучив отрывок из поэмы “Дедушка Мазай и зайцы”. Задачи. Предметная. 1. Учить анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль. 2. Развивать умения выделять из текста выразительные средства языка. 3. Учить составлять характеристику главного героя, пользуясь сплошным и выборочным чтением. Деятельностно – коммун...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 2737

Открытый урок литературы в 11-м классе. Тема: "Живу я в лучшем из миров..." (по творчеству В.С. Высоцкого)

Совесть, благородство и достоинство – Вот оно святое наше воинство, Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь. Б.Окуджава. “Песенка”. Цель: подведение итогов анализа творчества В.С. Высоцкого. Метод обучения: использование человекосообразной технологии. Задачи: образовательные: - актуализировать знания учащихся на основе изученного ранее материала в курсе “русская литература”; - обеспечить углубленное изучение творчества В.С. Высоцкого; - способствовать установлению равн...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 1549

Просто о сложном, или Уроки литературы в 5–7-х классах

Опытный учитель знает: аналитическое чтение художественного текста формирует интерпретационные умения школьника. Чтение без анализа поверхностно, анализ без чтения бессмыслен. Тезис русского литературоведа и теоретика искусства 20 века М.М.Бахтина о диалоге читателя и автора в эстетической действительности – руководство к действию: занятия надо так планировать, чтобы не повторять расхожие мнения о произведениях, включенных в курс школьной программы, а дать возможность учащимся реализовать право...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 646

Рассказ Пантелеймона Романова "Гвозди" как отражение эпохи коллективизации и раскулачивания

В середине 1920-х годов в дневнике писателя Пантелеймона Сергеевича Романова (1884-1938) появилась запись: "Хочется на весь мир крикнуть: "Проснитесь, откройте яснее и радостнее глаза, идите ко мне. У меня есть столько, что хватит на всех".[1. С. 8] И хотя Романов имел в виду эпопею "Русь", эти слова можно с полным правом отнести ко всему творчеству писателя, который до революции 1917 года опубликовал всего несколько небольших произведений, а уже через десять лет выпустил собрание сочинений в 1...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 677

Конспект урока литературы в 6-м классе "Живи, как эта ежевика…"

Цели урока: Освоение навыков выразительного чтения и анализа лирического произведения. Отработка навыка определять отличительные особенности эпических и лирических произведений. Формирование и развитие умения выполнять сопоставительный анализ произведений. Развитие эмоционального восприятия, образного мышления. Формирование и развитие коммуникативных умений и навыков, развитие творческих способностей школьников. Оборудование урока: миниатюры-размышления учащихся на тему "быть или не быть?" ...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 622

Интегрированный урок литературы. М.Ю. Лермонтов. "Бородино" (5-й класс)

Цель: познакомить учащихся с содержанием стихотворения “Бородино”, обратив особое внимание на его художественные достоинства; развивать устную речь и навыки художественного анализа текста; воспитывать интерес и уважение к героическому прошлому нашей Родины, к выразительному слову литературного произведения. Ход урока Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский, – сильно, пламенно и нежно. М.Ю.Лермонтов У Бородино французская армия расшиблась о русскую! А.П.Ермолов Слайд 3. Прилож...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 1878

Урок "Чтобы душа была жива…" по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тема: «Чтобы душа была жива…» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») Цели урока: Учить пониманию идейно-художественного замысла писателя через анализ эпизодов, осознание роли художественной детали, антитезы, лексического повтора; Развивать навыки размышления, сопоставления, сравнения, синтеза в постижении идеи произведения; Воспитывать чувство сострадания к ближнему, уважение к гуманным заповедям, стремление к сохранению нравственных законов в себе, неприятию насилия во всех е...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 974

Лингвостилистический анализ художественного прозаического текста. Рассказ И.А. Бунина "Красавица"

Цель: Провести лингвостилистический анализ рассказа И.А. Бунина “Красавица”. Убедить учащихся в том, что анализ текста как языкового целого позволяет определить замысел писателя, основную идею произведения. Нравственное воспитание – сохранить душу, человеческое в человеке. Оборудование: портрет писателя; иллюстрации, выполненные учащимися; музыкальное сопровождение; свеча. Красота спасёт мир. Ф.М. Достоевский. Сегодня у нас разговор о рассказе И.А. Бунина “Красавица” (1940 год). Лингвостилис...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 1161

Утопия и антиутопия

Цели занятия: обзор сценариев обозримого будущего, предложенного писателями, попытка их классификации и обсуждение в рамках проекта “Будущее, которое мы выбираем”. Выработка собственного отношения к предполагаемым путям развития общества и человечества с обоснованием модели поведения, следование которой приведет к желаемому результату. Написание реферата. Возможное предшествующее задание: опираясь на прочитанные книги и собственный опыт, сформулировать для себя ответ на вопрос: каким будет мир ...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 682

Разработка урока по литературе на тему "Бережное отношение ко всему живому"

Цели урока: 1. Образовательные: на основе изучения рассказа В. Астафьева обсудить характер действий героев; развивать познавательный интерес; научить видеть и выделять главное. 2. Воспитательные: формировать гражданскую позицию; воспитывать гуманное отношение к природе, животным; воспитывать чувство ответственности за всё, что наносит вред окружающей среде. Задачи урока: Мотивации познавательной деятельности. Развитие коммуникативных умений (диалогической и монологической речи, сжатог...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 1434

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество

Презентации к уроку Загрузить презентацию (37,93 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели: Образовательная - используя яркие факты биографии поэта, приблизить обучающихся к личности М. Лермонтова и через события его жизни подвести их к глубинным основаниям творчества поэта. Исторический эк...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 1873

Поэтическая исповедь М.Ю. Лермонтова "Как часто, пёстрою толпою окружён…"

Цели: Создать условия для расширения представления учащихся о лирике М. Ю. Лермонтова, познания внутреннего мира поэта. Способствовать обучению школьников анализу стихотворения, выразительному чтению. Оборудование: компьютер, проектор, презентация учителя. Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека. (И. Андроников) Ход урока Орг. моме...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 1468

Образ "доброй" и "злой" жены в русской литературе XIX века. (На материале романа И.С. Тургенева "Дым")

Образы – типы “доброй” и “злой” жены являются одними из наиболее устойчивых в русской литературе и начинают своё развитие в житийном жанре, а также в различных “Словах” и “Поучениях”. В старославянском языке под словом “жена” понимается не только “супруга” но и “женщина” вообще, а в словаре Даля находим: “жена – вообще женщина; супруга, баба”. Опираясь на памятник древнерусской литературы, фольклорные и библейские тексты, можно выделить ряд чётко противопоставленных мотивов, характеризующих обр...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 815

"Лишний человек" в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Презентации к уроку Загрузить презентацию (1,25 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели: Объяснить детям литературоведческое понятие “лишний человек”. Сформулировать предпосылки появления “лишних людей” и указать их общие черты. Рассказать детям о представителях “лишних людей” на примере п...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 991

Урок-игра "Счастливый случай" (к 200-летнему юбилею Царскосельского лицея)

Цели и задачи урока: Провести урок-игру “Счастливый случай”, как один из этапов празднования 200-летнего юбилея Царскосельского Лицея, знаменитым выпускником которого был А.С. Пушкин; Открыть воспитанникам мир пушкинского лицейского братства; Познакомить детей с особенностями обучения и преподавания в Лицее; Пробудить активный интерес к самостоятельной работе с книгами о Пушкине; В игровой форме проверить знания учащихся. Оснащение урока: Стулья для двух команд; Бочонок; Карточки с заданиями...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 564

Диагностическая работа по литературному чтению для 2-го класса

Ориентировочная дата проведения диагностики: 1-е полугодие (ноябрь). Цель диагностической работы – определение уровня осознанности чтения у учащихся 2-го класса в процессе самостоятельного чтения текста и ответов на вопросы по содержанию текста, а также сформированности некоторых общеучебных умений – правильного восприятия учебной задачи, контроля и корректировки собственных действий в процессе выполнения заданий. Время тестирования: 35 минут. Условия тестирования: Для выполнения работы по лите...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 4161

Интегрированный урок литературы, ИЗО, театра "Притча о блудном сыне"

Цели урока: развить интерес к Библии, как к источнику мудрости и образцу нравственного поведения; обсудить феномен прощения, как проявления настоящей любви; показать воплощение христианского сюжета в живописи; отработать навыки инсценировки. Оборудование: детская Библия, Новый завет, рабочая страничка, картина Рембрандта ван Рейна “Возвращение блудного сына”. Эпиграф: Прощение приносит в жизнь надежду. (Ханс – Йоахим Хаан) Чем легче мы прощаем, тем легче мы живём. (Дж. Кеннеди Шульц). Ход у...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 793

Ты нам поведай, театральная афиша…

Цели урока: Жанровые особенности произведения; Повторение знаний о классицизме как направлении в искусстве; Дать представление об эпохе, отраженной в комедии; Анализ списка действующих лиц. Оборудование: Портрет А.С. Грибоедова работы И.Крамского (1873 г.); Театральная афиша; Высказывания о комедии, написанные на листах ватмана; Детский рисунок, изображающий дворянскую усадьбу начала XIX в; Рисунки, изображающие мужской и женский костюм того времени. 1. Опрос. Используя сложный план, соста...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 518

Образ Мастера в сказках П.П. Бажова (5-й класс)

Мы ведь что! Сверху поковыряли маленько, а копни-ка поглубже... Глубокий, сказывают, тот Синюшкин колодец. Страсть глубокий. Еще добытчиков ждет. П.П. Бажов “Синюшкин колодец” Что там, в этом темном глубоком колодце? Что можно почерпнуть из него? Для каких добытчиков он открыт? Заглянуть на дно колодца мы и попробуем, анализируя трилогию – “Каменный цветок” “Горный мастер” и “Хрупкая веточка”. Эти сказы являются своеобразным центром сборника “Малахитовая шкатулка”. Именно в них и заключ...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 4204

Сценарий театрализованной композиции "В ней всё гармония…"

Форма встречи – театрализованная композиция. Идея композиции: Донести до зрителей многогранность, высокую духовность пушкинских героинь, показать черты русского национального характера, воплощённые в них (чистота, верность, кротость, доброта, самоотверженность). Способствовать духовному развитию школьников. Способствовать более глубокому изучению творчества А.С. Пушкина. Показать связь литературы с другими видами искусства (живопись, музыка, театр). Развивать творческие способности учащихся (...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 659

Методическая разработка системы уроков литературы в 6-м классе по программе В.Я. Коровиной. М.Пришвин. "Кладовая солнца"

Пояснительная записка Поурочные разработки Полухиной В. П., предлагаемые к учебнику Коровиной В. Я., не вполне соответствуют темам, предложенным программой. Планирование составляется на основе программы, поэтому мы решили представить свои разработки уроков, темы и содержание которых соответствуют именно программному. Изучение сказки-были “Кладовая солнца” в школьной программе имеет долгую историю. Существует много теоретического, дидактического и методического материала, который разрабатывался ...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 3336

"Что за чудо эти сказки!"

Презентации к уроку Загрузить презентацию (9,74 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Детям нужны сказки! Р. Быков Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. А.С. Пушкин Цели и задачи: Углубить устоявшееся представление о сказке, проверить знания детей о сказках, особенностях их постр...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 1146

Урок-лекция "Баллады В.А. Жуковского"

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852). Его называют одной из самых благородных и обаятельных личностей в русской литературе XIX века. Современники говорили о его нравственной красоте, о его исключительной честности, чистоте, кроткой, “голубиной натуре”, считали его совестью отечественной словесности. Особая грань личности Жуковского – его заступничество за преследуемых и гонимых людей. Пользуясь своим пребыванием при царском дворе в качестве учителя императрицы и воспитателя наследника престо...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 1132

"Счастье без свободы или свобода без счастья" — третьего не дано? (Материалы к уроку по роману Е.Замятина "Мы")

Учитель: Человеку свойственно заглядывать в будущее, пытаться распознать его очертания. Неудовлетворённость настоящим заставляет задаваться вопросом: Каким должно быть будущее, чтобы чувствовать себя счастливым, чтобы осуществились твои надежды, реализовались идеалы? Ответы на эти вопросы пытались дать многие… один из них Н.Г. Чернышевский… Выступление ученика: Один из возможных ответов в истории русской литературы XIX в. – знаменитый “четвёртый сон” Веры Павловны из романа Н.Г. Чернышевског...

Добавлено: 2012.08.26 | Просмотров: 2534

Начало ... Предыдущая страница 74 75 76 77 78 79 80 81 Следующая страница ... Конец