Преподавание литературы
Интегрированный урок основы информатики + литература по теме: "Энциклопедии. Техническое средство информационного поиска"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1023
Мостовая Елена Евгеньевна, учитель информатики и математики Цели: - познакомить учащихся с одним из технических средств получения информации – компьютером;
- научить пользоваться интерактивной мультимедийной энциклопедией с целью получения информации;
- осуществить алгоритм поиска информации в конкретных информационно – поисковой системе.
Материалы и оборудование: 1. В центре класса подготовить выставку книг-энциклопедий (например, энциклопедия серии “Все обо всем”, “Я познаю мир” издательства “Астрель”, "Живой мир", "Наука", "Детская энциклопедия" издательства “Росмэн” и т.д.), а также обложки интерактивных мультимедийных энциклопедий на CD-дисках (например, Детская интерактивная мультимедиа-энциклопедия Кирилла и Мефодия). 2. Приготовить различные источники информации: книги, газеты, журналы, словари, справочники, энциклопедии, кассету с кинофильмом, фотографии, рисунки, карты, школьный журнал. 3. Для работы за ПК необходимо установить на компьютер детскую интерактивную мультимедиа-энциклопедию Кирилла и Мефодия. 4. Для осуществления поиска информации в Детской энциклопедии приготовить карточки с заданиями (Приложение 1), ответы изложены в Приложении 2. ХОД УРОКА Информационные запросы (Что бы вы хотели найти?) Учитель информатики. У каждого человека ежедневно возникают разные вопросы. Например, на вопрос “Как зовут нового одноклассника?” ты сможешь очень быстро и просто получить ответ, обратившись к самому мальчику. Тебе для этого нигде не придется искать информацию. Скажите пожалуйста, что обозначает слово информация? (Ответы учащихся.) Информация – новости, знания, сообщения, сведения об окружающем нас мире, о живой и неживой природе, и том, что создал человек. Если для ответа на вопрос приходится искать какую-либо информацию, то такие вопросы принято называть информационными запросами или просто – запросами. Запрос – это четко сформулированный вопрос о какой-либо информации. [1] Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие за информацией. Нам нужно узнать, ГДЕ хранится информация, которая тебе нужна. Информация – вокруг нас (показать источники информации). Она содержится в книгах, газетах, журналах, словарях, справочниках, энциклопедиях, кинофильмах, на фотографиях, рисунках, картах, в школьном журнале, компьютере. Все это – источники информации. С помощью чего можно найти информацию? Учитель литературы. Дома источников информации не так много, но для ответа на некоторые запросы их бывает достаточно. Например, что бы вы сделали, если необходимо узнать в какое время сегодня по телевизору будут показывать мультфильмы? (Посмотрели бы программу передач на неделю). Да, газета с программой тоже является источником информации. Кроме того, дома имеются и специальные технические средства, с помощью которых можно получать и находить информацию, это – телевизор, телефон, радио, видеомагнитофон. Но бывают очень сложные запросы, и, чтобы ответить на них, надо много знать. Тогда и приходят на помощь книги. Книги знают больше твоих умных родителей, образованной учительницы, многоопытной бабушки, продвинутых друзей. Книги ничего не забывают, у них не бывает плохого настроения, они всегда готовы к ответу. Книги бывают разные: есть книги художественные (попросить учеников привести несколько примеров), есть книги, в которых содержится справочная литература, это – энциклопедии, справочники, словари. Самые главные справочные книги – энциклопедии. Энциклопедия – это научное справочное издание по всем или отдельным отраслям знания. Словарная статья – это краткое изложение фактов, сведений о природе человека, обществе, науки… [1] Энциклопедия состоит из словарных статей, а словарная статья – это краткое изложение фактов, сведений о природе, человеке, обществе, науке и технике. Сведений в энциклопедии так много, что обычно она состоит из нескольких томов. Например, Большая советская энциклопедия состоит из 30 томов. Для детей существуют специальные детские энциклопедии. Рассмотрим некоторые их них. Примеры детских энциклопедий. - Энциклопедия издательства “Росмэн” состоит из 6-ти книг, каждая книга содержит в себе информацию об определённой отрасли знания “География”, “Живой мир”, “Детская энциклопедия”, “Наука”, “ История открытий”, “Планета Земля”.
- Энциклопедия серии “Все обо всем” еще не закончена, новые тома выходят каждый год. Это красочные, иллюстрированные издания, рассказывают тебе об одной из тем “Рыцари”, “Динозавры”, “Жизнь в прошлом”, “Почемучка” в конце книги есть небольшой опросник, чтобы проверить свои знания.
- А как интересна новая многотомная популярная энциклопедия для детей “Я познаю мир”. Уже на сегодняшний день насчитывается 60 томов этой замечательной книги,а её выпуск еще не завершен.
Поиск информации в конкретной книге можно вести с помощью оглавления. Например, ... (любой пример по любой информации). На запрос: "Какие животные обитают в пустыне?" нам нужны книги о животных, т.е. энциклопедии, которые об этом могут рассказать. Ключевое слово – животные, пустыня. Берем книгу, смотрим оглавление, делаем выводы. Поиск информации (Работа за ПК). Учитель информатики. Итак, для того, чтобы получить нужную информацию, мы прежде всего обращаемся к книгам. Энциклопедии – самые главные справочные источники. А мы продолжаем наше увлекательное путешествие. Я предлагаю познакомиться Вам с интерактивной мультимедийной детской энциклопедией Кирилла и Мефодия. Интерактивная – потому что вы, также как и в книгах, самостоятельно ищете интересующую вас информацию, мультимедийная – потому что компьютер может вам показать видео материалы, озвучить действия персонажей. Итак, мы продолжаем увлекательное путешествие в Мир знаний. Каждой группе будет предложено конкретное задание. Ваша задача, обработать эту информацию. Для этого вы будете работать с энциклопедией за компьютерами. Вы должны не только прочитать текст энциклопедической статьи, но и просмотреть видеофрагмент. Для этого нужно надеть наушники. (Видеофрагмент просматривается всеми участниками группы, по-очереди) Постановка задачи. Поиск, сбор и анализ информации. - Ввести запрос с помощью устройства ввода информации – клавиатуры.
- Прочитать статью и ответить на запрос, в графе результат поиска.
- Просмотреть видеофрагмент по теме.
- Ответить на три контрольных вопроса по прочитанной статье.
- Сдать листок учителю для проверки.
Учитель через медиа-проектор показывает учащимся пример выполнения задания. Карточки-задания написаны на доске. Порядок выполнения работы: - Нажать мышкой на ПОИСК.
- Ввести запрос с помощью устройства ввода информации – КЛАВИАТУРЫ.
- Нажать на клавишу ENTER (ввод).
- Прочитать статью, выведенную компьютером в правой части экрана, используя для движения по статье клавиши,.
- Записать ручкой ответ на запрос задания в графе РЕЗУЛЬТАТ ПОИСКА.
- Одеть наушники и просмотреть видеофрагмент по теме. Для этого нужно щелкнуть мышкой два раза по картинке со значком .
- Ответить на три контрольные вопроса по прочитанной информации, можно вновь использовать клавиши продвижения по статье Прочитать статью, выведенную компьютером в правой части экрана, используя для движения по статье клавиши,.
- Записать ручкой ответы на контрольные вопросы.
- Подписать своё задание.
- Сдать учителю выполненное задание для проверки.
-
Задание. Запрос: У кого на ногах расчески? Контрольные вопросы: - Кто из пауков живет под водой и плетет там свои сети?
- Как называется крупный паук, размер ног которого достигает 20 см?
- Укус какого паука похож на укус крупной осы?
| Объяснения учителя. - Нажать на окно ПОИСКа.
- В строке НАЗВАНИЕ СТАТЬИ ввести свой контрольный запрос: "У кого на ногах расчески?"
- Нажать на клавишу перевода строки ENTER
- Работать со статьей, клавишами управления курсора.
- Ответ на вопрос записать в таблицу РЕЗУЛЬТАТ ПОИСКА.
- Значокуказывает на наличие видеофрагмента, его надо просмотреть.
- Ответить на контрольные вопросы:
- паук-серебрянка
- птицеед
- русский тарантул
- Отдать работу учителю для проверки.
Список литературы: - Журнал “Информатика в начальной школе” № 3, 2003 г.
- Путеводитель по информационным ресурсам детской библиотеки.
Приложение 1 Карточки с заданиями Задание 1. Запрос: Какие у рыб бывают профессии? Контрольные вопросы: 1. Какие из рыб сопровождают крупных акул и скатов , очищая их кожу от паразитов? 2. Какие рыбы “бесплатно” катаются на рыбах и морских черепахах , прикрепляясь к ним с помощью присосок на голове ? 3. Кто из рыб может двигаться со скоростью 30 км /ч и выпрыгивать на лету из воды? Задание 2. Запрос: Кто был предком собак и кошек? Контрольные вопросы: 1. У кого из древних вымерших животных были длинные “зубные кинжалы” длиной более 15 см? 2. Как называют служебную породу собак , которую издавна использовали для поиска и спасения путников , заблудившихся в горах? 3. Кого из животных описал замечательный английский писатель Киплинг в своей книге “Маугли”? Задание 3. Запрос: Кто наши ближайшие родственники? Контрольные вопросы: 1. Как называют ночных обезьян, которые из-за остроты зрения ловят лапами на лету насекомых? 2. Перечислите человекообразных обезьян, во рту у которых 32 зуба , как и у человека? 3. Какие обезьяны “поют” хором? Задание 4. Запрос: Почему у слонов большие уши? Контрольные вопросы: 1. У человека зубы меняются дважды за жизнь: молочные и коренные; а сколько раз в течении жизни происходит смена зубов у слонов? 2. Как называются длинные верхние резцы слона, которые им нужны чтобы копать землю, расшатывать стволы деревьев, сдирать с них кору? 3. Как называются слоны , которые жили в Сибири 10-15 тысяч лет назад и были покрыты густой шерстью? Задание 5. Запрос: У кого зубы растут всю жизнь? Контрольные вопросы: 1. Как называется мышь-рекордсменка, весом 4 грамма, и длиной 5 см? 2. Назовите самого крупного грызуна, длина тела которого 1,5 м, а вес 50-60 кг? 3. Кто из грызунов развивает скорость 50 км/ч? Задание 6. Запрос: Почему кенгуру живут в Австралии? Контрольные вопросы: 1. Назовите символ Австралийского континента? 2. На кого похожи сумчатые кенгуру валлаби, крысиные кенгуру и сумчатые вомбаты? 3. Какое животное истребленное в 20 веке напоминало обычного волка? Задание 7. Запрос: Почему акулы все время плавают? Контрольные вопросы: 1. Какая акула получила прозвище “белая смерть” за свой крутой нрав и высоту зубов 5 см? 2. Самая крупная акула, которая питается маленькими ракообразными и водорослями-планктоном называется… 3. Эта хищница пожирает морских черепах, с легкостью рассекая их панцири мощными зубами. Кто она? Приложение 2. Ответы на задания Задание 1. Запрос: Какие у рыб бывают профессии? РЕЗУЛЬТАТ ПОИСКА: | - рыбы-клоуны
- камбала
- морские коровки
- удильщики
- рыбы- лоцманы
- рыбы-мухи
- рыбы-прилипалы
- ильные прыгуны
- летучие рыбы
- клинобрюшки
- рыба-ангел
- рыба-бабочка
| Контрольные вопросы: 1. рыбы-лоцманы 2. рыбы-прилипалы 3. летучие рыбы Задание 2. Запрос: Кто был предком собак и кошек? РЕЗУЛЬТАТ ПОИСКА: | - саблезубые тигры
- буланые кошки
- волки
| Контрольные вопросы: 1. саблезубые тигры 2. сенбернар 3. красные волки Задание 3. Запрос: Кто наши ближайшие родственники? РЕЗУЛЬТАТ ПОИСКА: | Австралопитеки | Контрольные вопросы: 1. дурукули 2. орангутанг, гориллы, шимпанзе 3. гиббоны Задание 4. Запрос: Почему у слонов большие уши? РЕЗУЛЬТАТ ПОИСКА: | Большие уши нужны слонам для охлаждения . слонам приходится решать проблему отведения лишнего тепла. Ведь перегреться такому обитающему в тропиках гиганту ничего не стоит. | Контрольные вопросы: 1. 6 раз 2. бивни 3. мамонты Задание 5. Запрос: У кого зубы растут всю жизнь? РЕЗУЛЬТАТ ПОИСКА: | Грызуны (резцы) | Контрольные вопросы: 1. мышь-малютка 2. водосвинка или капибара 3. тушканчик Задание 6. Запрос: Почему кенгуру живут в Австралии? РЕЗУЛЬТАТ ПОИСКА: | Т. к. Австралия отделилась от других континентов и является огромным островом в океане. | Контрольные вопросы: 1. коала – сумчатый медведь 2. кролика, зайца, тушканчика, бурундука 3. сумчатый волк Задание 7. Запрос: Почему акулы все время плавают? РЕЗУЛЬТАТ ПОИСКА: | Чтобы не задохнуться | Контрольные вопросы: 1. кархарадон 2. китовая акула 3. тигровая акула
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|