ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Итоговая игра по литературе "Волшебное колесо"

Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1064

Чубарых Светлана Александровна, учитель русского языка

Цель урока:

  • Проверить, обобщить и систематизировать знания учащихся по литературе за курс 6 класса.
  • Развивать навыки работы в группе, логическое мышление, монологическую речь, внимание, память, познавательную активность.
  • Воспитывать интерес к урокам литературы. Способствовать сплочению коллектива. Помочь становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности учащихся.

Тип урока: урок проверки знаний, умений, навыков.

Оборудование: волшебное колесо со стрелкой, условные обозначения конкурсов, карточки с заданиями, ромашка, портреты писателей, правила работы в группе, памятки для жюри, секундомер. Шляпа, зонтик кепка, пистолет, спички, макароны, шприц, вилка, молоток.

Ход урока

1. Организационный момент. Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята! В этом учебном году мы узнали много нового, познакомились с замечательными произведениями. Сегодня на уроке я бы хотела проверить ваши знания по литературе за курс 6 класса. Урок пройдет в необычной форме - это игра "Волшебное колесо". Игра состоит из конкурсов, последовательность которых определяется с помощью "волшебного колеса". Вокруг колеса со стрелкой прикреплены условные обозначения конкурсов. Останавливаясь, стрелка указывает на один из них, команда получает задание и приступает к выполнению. Вашу работу будет оценивать жюри, состоящее из учителей русского языка и литературы.

2. Формирование групп.

Работать будете в группах. Вспомним правила работы в группе:

  1. Умей уважать мнение других.
  2. Не перебивай говорящего.
  3. Никогда не оценивай чужое мнение в грубой форме.
  4. Дай возможность высказаться каждому.
  5. В группе нет друзей и недругов, только равные партнеры.
  6. Ваш успех - в соединении ваших усилий.

Сейчас по очереди вы подойдете к столу и возьмете карточку. У каждого из вас написан отрывок из произведения, изученного в 6 классе, прочитайте его внимательно и постарайтесь определить, из какого произведения взят данный отрывок. Теперь вы должны объединиться в 3 группы в зависимости от того, какое произведение у вас написано на карточке. Разложите эпизоды последовательно, зачитайте каждый свой эпизод, а затем назовите автора и название произведения.

Подготовьте в группе сжатый пересказ произведения.

Варианты карточек:

1.

а) У Джека такой характер, что он мог прислать мне адскую машину или бешеного хорька вместо щенка, поэтому я дожидался посылки с некоторым любопытством. Когда она прибыла, я увидел, что на ней написано: " Опасно".

б) " Посылаю тебе замечательного щенка. Будь с ним вежлив. Так оно безопаснее".

в) Пенруф пробормотал:

- Вот это действительно храбрец! Без храбрости в нашем деле недалеко уйдешь.

г) Печально возвращались мы домой. С нами была шкура чудовищного волка, но она не могла нас утешить. Мы похоронили неустрашимого Снапа на холме за фермой.

д) Он не знал, что такое страх. Он не был похож ни на одну из известных мне собак. Например, если мальчишке случалось швырнуть в него камнем, он тотчас же пускался бежать, но не от мальчишки, а к нему.

(Эрнест Сетон- Томпсон " Снап").

2.

а) Бывало, входит Харлампий Диогенович в класс, сразу все затихают, и так до самого конца урока. Правда, иногда он заставлял нас смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху, самим же учителем.

б) В этот день я не решил задачу, заданную на дом. Там было что-то про артиллерийский снаряд, который куда- то летит с какой-то скоростью и за какое-то время. Надо было узнать, сколько километров пролетел бы он, если бы летел с другой скоростью и чуть ли не в другом направлении.

в) Я знал, что они собираются делать уколы против тифа. В нескольких классах уже делали. Об уколах заранее никогда не объявляли, чтобы никто не мог улизнуть или, притворившись больным, остаться дома.

г) С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям и с нерешенными задачами никогда не совался к футболистам. Каждому свое.

(Фазиль Искандер " Тринадцатый подвиг Геракла").

3.

а) Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр.

б) С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское произношение.

в) Теперь у меня появились деньги. Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока.

г) Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, - аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.

( Валентин Григорьевич Распутин " Уроки французского").

3. Конкурсы.

1 конкурс - "Волшебный сундучок".

Каждая команда по очереди должна достать предмет из волшебного сундучка и определить, из какого произведения этот предмет и назвать автора данного произведения.

1. Шляпа - Рей Бредбери " Каникулы".

2. Зонтик - Ю. М. Нагибин " Мой первый друг, мой друг бесценный".

3. Кепка - М. М. Пришвин " Кладовая солнца".

4. Пистолет - А. С. Пушкин "Дубровский".

5. Спички - Д. Лондон " Любовь к жизни".

6. Макароны - В. Г. Распутин " Уроки французского".

7. Шприц - Ф. Искандер " Тринадцатый подвиг Геракла".

8. Вилка - М. Твен " Приключения Гекльберри Финна".

9. Молоток - Н. С. Лесков " Левша".

2 конкурс - " Ромашка".

Представитель каждой команды по очереди подходит к доске, отрывает лепесток от ромашки, на котором написан термин из теории литературы и сразу дает определение данному понятию. Оценивается правильность и быстрота ответа.

Термины: Сравнение, олицетворение, рассказ, идея, герой, тема, сказ, повесть, эпизод. Юмор, сюжет, антитеза, эпитет, инверсия, стихотворение, метафора.

(Количество терминов по числу учащихся).

3 конкурс - "Галерея".

К школьной доске прикреплены портреты писателей (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, А. П. Чехов, А. П. Платонов, М. М. Зощенко, М.М. Пришвин, В. П. Астафьев, В.Г. Распутин, А. А. Блок, С. А. Есенин, Марк Твен, Джек Лондон). Все портреты пронумерованы. Учащиеся за 3 минуты должны написать фамилию, имя, отчество писателя и сдать жюри. Оценивается правильность и быстрота.

4 конкурс - "Библиотека".

Команда получает список произведений, необходимо правильно подписать автора. Время 3 минуты.

1. "Зимнее утро" Александр Сергеевич Пушкин.
2. "Три пальмы" Михаил Юрьевич Лермонтов.
3. "Ночь перед Рождеством" Николай Васильевич Гоголь.
4. "Железная дорога" Николай Алексеевич Некрасов.
5. "Левша" Николай Семенович Лесков.
6. "Лошадиная фамилия" Антон Павлович Чехов.
7. "В прекрасном и яростном мире" Андрей Платонович Платонов.
8. "Встреча" Михаил Михайлович Зощенко.
9. "Кладовая солнца" Михаил Михайлович Пришвин.
10. "Мой первый друг, мой друг бесценный" Юрий Маркович Нагибин.
11. "Конь с розовой гривой" Виктор Петрович Астафьев.
12. "Уроки французского" Валентин Григорьевич Распутин.
13. "Тринадцатый подвиг Геракла" Фазиль Искандер.
14. "Приключения Гекльберри Финна" Марк Твен.
15. "Любовь к жизни" Джек Лондон.

5 конкурс - " Эстрада".

Необходимо дописать строки стихотворения, прочитать его выразительно, определить автора и название. Назвать художественно- изобразительные средства, которые использует автор.

1 команда:

Вечор, ты помнишь, вьюга:::::.. злилась,
На мутном небе мгла :::::::... носилась;
Луна, как бледное ::::::::: пятно,
Сквозь тучи мрачные:::::::... желтела,
И ты печальная сидела.
А нынче:погляди в окно:

Под голубыми::::::::::: небеса
Великолепными::::::::::. коврами,
Блестя на солнце, снег:::::::... лежит;
Прозрачный лес один:::::::: чернеет,
И ель сквозь иней:::::::::... зеленеет,
И речка подо льдом ::::::::... блестит.

(А.С. Пушкин "Зимнее утро"). (Олицетворение, сравнение, эпитеты, метафоры:).

2 команда:

Белеет парус одинокий
В тумане моря ::::::::::: голубом!..
Что ищет он в стране :::::::: далекой?
Что кинул он в краю ::::::::. родном?..

Играют волны, ветер :::::::: свищет,
И мачта гнется и :::::::::... скрипит:
Увы, он счастия ::::::::::. не ищет,
И не от счастия ::::::::::.. бежит!

Под ним струя светлей :::::::. лазури,
Над ним луч солнца ::::::::.. золотой:
А он, мятежный, просит ::::::... бури,
Как будто в бурях есть покой! ::::.

(М.Ю. Лермонтов "Парус"). (Инверсия, антитеза, олицетворение, эпитеты:)

3 команда:

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом :::::::::::.. на снегу,
Только серые :::::::::::.. вороны
Расшумелись :::::::::::.. на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку :::::::.. сна.
Словно белою :::::::::::. косынкой
Подвязалася ::::::::::::. сосна.

Понагнулась, как :::::::::: старушка.
Оперлася на :::::::::::: клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная :::::::::::: дорога
Убегает лентой ::::::::::... вдаль.

(С. А. Есенин " Пороша"). (Олицетворение, сравнение, эпитеты :.).

6 конкурс - "Портрет".

Командам предлагается словесный портрет литературного героя. Учащиеся должны определить данного героя, указать название, автора произведения и дать характеристику герою.

1 команда:

"Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание бабушки. Жалко её будить: устала она, ей рано вставать. Нет уж, лучше я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу ей обо всем: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё:

От этого решения мне стало легче, и я не заметил, как закрылись глаза.

(Главный герой произведения В. П. Астафьева " Конь с розовой гривой").

2 команда:

"Теперь у меня появились деньги. Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока (тетки ворчали, глядя на мои погнутые, побитые, истерзанные монеты, но молоко наливали), обедал и садился за уроки. Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод. Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше".

(Главный герой произведения В. Г. Распутина " Уроки французского").

3 команда:

"- Что ж, такой и пойду, и отвечу.

Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится":::.

"Его силком не удерживали: напитали, деньгами наградили, подарили ему на память золотые часы с трепетиром, а для морской прохлады на поздний осенний путь дали байковое пальто с ветряной нахлобучкой на голову. Очень тепло одели и отвезли на корабль, который в Россию шел".

(Левша, Н.С. Лесков "Левша").

7 конкурс - " Угадай-ка".

Каждая команда загадывает литературного героя из какого-либо произведения, показывает инсценировку - другая команда называет героя, автора и название произведения или команда показывает инсценировку какого-либо фрагмента из произведения, изученного в 6 классе, Другая команда должна отгадать.

Подведение итогов урока. Учащимся предлагаются для обсуждения в группе вопросы.

1 команда. Что вы запомнили, чему научились? Смогли ли мы достичь поставленной цели?

2 команда. Все ли у нас получилось? Пожелания на будущее.

3 команда. Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе?

Да, путь познания не гладок,
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок
И поискам предела нет.

Жюри объявляет итоги.