Преподавание литературы Урок-презентация по литературе в 11-м классе по теме "Анна Ахматова — «событие невероятной силы»"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2755 Левина Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: - Учащиеся должны знать основные этапы творческой биографии А.А.Ахматовой до 1917года; мотивы и настроения ранней лирики поэтессы; Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ. Вид урока: урок-знакомство с творческой биографией поэта. Оборудование: мультимедийная установка, ПК. Методические приёмы: сообщения учеников, анализ стихотворений, беседа. Особенность роли учителя: урок-презентация с представленным в мультимедийной форме информационным материалом, сопровождает как рассказ учителя, так и заранее подготовленного ученика. Учитель в этом случае является диспетчером, распределяющим временные ресурсы урока. Примечание: - Ученикам на прошлом уроке было дано задание прочитать стихотворения из сборников А.А.Ахматовой “Вечер”, “Четки” и “Белая стая”; Ход урока 1. Звучит стихотворение А.А.Ахматовой “Я научилась просто, мудро жить...” в исполнении Аллы Демидовой. Учитель: Это стихотворение принадлежит великой русской поэтессе Анне Андреевне Ахматовой. Трудно, говоря о ней, разделить её жизнь и творчество. Одно давно проросло в другое, события личной жизни так органично сплелись с историей русской поэзии XX века. - Сообщение темы урока. В последние годы своей жизни Ахматова обратилась к своей биографии, стремясь закрепить в слове то, что в ней отчеканено судьбой. Сообщение ученика о творческой биографии поэтессы: В одной из автобиографий Ахматова пишет: “Я родилась в один год с Чарли Чаплиным, “Крейцеровой сонатой” Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии – 1889. В ночь моего рождения справлялась и справляется древняя Иванова ночь – 23 июня…Назвали меня Анной в честь бабушки… Её мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой…”.Сам момент рождения уже вводит будущую поэтессу в насыщенную памятью культурную традицию. Сгусток, квинтэссенция легенды! В такой системе координат видит себя Ахматова, и неважно, что дотошные исследователи готовы опровергнуть её родство с золотоордынскими ханами. Ещё одной его частью станет менее известная линия предков со стороны отца – греческая, черноморская. Воспоминания о сестре отца, самостоятельно приведшей в порт корабль после смерти мужа. Из более близкого прошлого - Достоевский. Мать Ахматовой в юности была близка к “кружку”, т.е. “Народной воле”; отец был знаком с Достоевским через семейство Философовых, чей сын учился у него в Военно-инженерном училище, которое в своё время закончил сам Достоевский. Детство шло в Царском Селе, где “зелёное, сырое великолепие парков” было воспето великой русской поэзией. Где “…о чем - то повествовали сотни парковых водопадов, звук кот (орых) сопровождал всю жизнь Пушкина…”. На лето семья выезжала на дачу под Севастополь, к развалинам древнегреческого Херсонеса, где Аня много бродила одна, ныряла с черных херсонесских скал, которые потом возникнут в поэме “У самого синего моря”. Писать стихи Анна начала с 11 лет………. В эти полудетские годы с ней рядом появляется один из главных людей в её жизни – царскосельский гимназист Коля Гумилёв любит её безнадёжно и упорно. Он пишет стихи, приезжает к ней в Крым. Анна любит другого. Ссорится с Гумилёвым, они расстаются, встречаются снова. В 1910году Николай Степанович издаёт в Париже журнал “Сириус”, в нём впервые за подписью “Анна Г.” опубликовано стихотворение Ахматовой “На руке его много блестящих колец”. Весной 1910 года она всё-таки вышла замуж за Гумилёва, и они поехали на месяц в Париж, где художник Модильяни сделал карандашный портрет Ахматовой. 1 октября 1912года у Ахматовой родился сын Лев. И в этом же году вышел в свет первый сборник стихов “Вечер”. 2. Беседа по сборнику “Вечер”. - Каким настроением пронизан сборник? (Вместо туманной многозначительности, принятой у символистов, – острое видение мелких деталей мира как неотъемлемой части внутреннего состояния лирической героини. Мир простых вещей, естественно вплетается в накал чувств и страстей). - Традиции какого великого русского поэта прослеживаются в стихотворениях сборника? 3. Комментированное чтение стихотворения “Молюсь оконному лучу…” - Как передаётся в стихотворении душевное состояние лирической героини? 4. В 1914 году вышла вторая книга стихов “Четки”. Комментированное чтение стихотворений из сборника “Четки”. (По выбору учащихся). Определение тематики, средств художественной выразительности. 5. В сентябре 1917 года увидела свет книга стихов “Белая стая”…. Общая характеристика сборника “Белая стая”. Учитель: Война 1914 года отозвалась прямо или косвенно во многих стихотворениях поэтессы (мотивы мужа-воина, битвы, разлуки). “Голос отречения крепнет всё более и более в стихах Ахматовой”, - писал О.Э.Мандельштам. Лирика включается в широкий исторический контекст, заметнее становятся философские размышления. Определяется тема поэта и поэзии, её назначения. В стихотворении “Уединение” (1914г.) появляется образ героини, близкой “Пророку” Лермонтова: Так много камней брошено в меня, Лирическая героиня спокойно и мужественно принимает возложенную на неё миссию. Божественный дар позволяет видеть мир с высоты: и зарю, и последний луч солнца, и ветры северных морей, предчувствовать перемены. В исполнении А.А.Ахматовой звучит стихотворение “ Из памяти твоей я выну этот день...” - Кому посвящено стихотворение? (Обращено к Б.В.Анрепу) Впусти меня! Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью…со строками из стихотворения Ахматовой. Как называется этот оборот речи? (Парафраз). Учитель: В черновых записях к одной из “Северных элегий” Ахматовой есть строки: “Себя чуть помню – я себе казалась Эту “событийность” отметили в последствии многие критики, писатели и философы. События 1917 года стали новой точкой отсчёта для Ахматовой. Круто менялась история России. Распадалась литературная среда: многие из близких по прежней жизни людей покидали Россию. Для неё этот путь невозможен. На мольбы и призывы покинуть Россию Ахматова ответила в стихах 1917 года. 6. В исполнении Ахматовой звучит стихотворение “ Мне голос был. Он звал утешно…” 7. Подведение итогов урока. Домашнее задание: индивидуальное сообщение о творчестве А.А.Ахматовой после 1917г. Анализ стихотворения “ Мне голос был. Он звал утешно…”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |