Преподавание литературы Урок внеклассного чтения: "Сказочники мира так прекрасно разны!"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1314 Ромашина Наталия Фёдоровна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи:
Для проведения игры потребуется: Выставка книг, подготовленная школьным библиотекарем; Портреты русских и зарубежных писателей-классиков; Экран игры, на котором по ходу отражаются результаты конкурсов; Посередине кабинета (классной комнаты) игровой стол, в центре которого волчок (юла) с разложенными вокруг прямоугольными табличками с названиями конкурсов (см. ниже); Мешочек с бочонками, пронумерованными от 1 до 8; Эксперты-консультанты, учащиеся 8-10 классов, которые помогают вести игру и оценивают ответы участников; Фонозаписи выступлений известных артистов в роли сказочных героев для проведения “музыкальных пауз” (например, дуэт кота Базилио и Лисы Алисы из т/ф “Приключения Буратино”, песня мамы-Козы из х/ф “Мама” в исполнении Л. Гурченко и т.д.). Участники: учащиеся 5 класса, разбитые на 4 команды-“семьи”. Награждение: все участники получают “Сказочные грамоты” в зависимости от занятого места. Звучат позывные телевизионной игры “Счастливый случай” Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день. У нас сегодня праздник. А на праздник принято приглашать гостей. Но сегодня всё будет наоборот. Мы пойдем в гости к знаменитым людям, великим сказочникам мира, подарившим нам свои замечательные, удивительные и необыкновенные сказки. “Сказочники мира так прекрасно разны!” И каждый из них человек с богатой фантазией, собственным взглядом на мир и вещи, которые его окружают. В игре “Счастливый случай” участвуют 4 семьи, ваши одноклассники. Ответы на вопросы будет оценивать строгое, но справедливое жюри – наши консультанты-эксперты. Представляю их вам. Итак, мы начинаем. При помощи волчка определяется порядок проведения конкурсов. “Сказочное лото” Ведущий достаёт из мешочка бочонки с номерами, зачитывает под каждым из них вопрос, семьи-команды дают ответы, бочонок под №7 – “счастливый случай”, дающий право получить дополнительные 5 (10) очков. 1. Купец честной из сказки С.Т. Аксакова “Аленький цветочек” нашёл для младшей дочери, дочери любимой, цветочек аленький. А что купил он для старшей и средней дочери? (Венец с камнями самоцветными – для старшей дочери. Туалет хрустальный, в нём видна вся красота поднебесная – для средней дочери.) 2. Послушайте отрывок из сказки А.С. Пушкина “О мёртвой царевне и о семи богатырях”:
Объясните, какой рогаткой угрожала царица Чернавке? (Орудие пытки, железный ошейник с вделанными снаружи прутьями, мешавшими лежать. Человек в такой рогатке вынужден был стоять в течение всей пытки, которая могла продолжаться длительное время.) 3. Вспомните, что случилось с попом из сказки А.С. Пушкина с первого щелка, со второго щелка, с третьего щелка? (Прыгнул поп до потолка, лишился поп языка, вышибло ум у старика.) 4. В сказке Ш. Перро “Спящая красавица” на день рождения принцессы съехались гости. Среди них были семь прекрасных фей. Принцесса должна была получить от них в приданое не меньше семи достоинств или добродетелей. Перечислите, что пожелала каждая из семи фей, придя в детскую к своей крестнице. (1 – принцесса будет прекраснее всех на свете; 2 – наградила её добрым и нежным сердцем; 3 – каждое движение принцессы будет вызывать восторг; 4 – принцесса будет превосходно танцевать; 5 – принцесса будет петь, как соловей; 6 – будет играть на музыкальных инструментах с одинаковым искусством; 7 – принцесса не умрёт, а только заснёт глубоким сном и будет спать ровно сто лет – до тех пор, пока её не разбудит прекрасный принц.) 5. В какой глаз впился Гвидон-комар своей тётке, услышав, как та рассказывала о “чуде не безделке”? (“И впился комар как раз тётке прямо в правый глаз”.) 6. В сказке Ш. Перро “Красная шапочка” Волк, нарядившись бабушкой, охотно отвечал на все вопросы ничего не подозревающей Красной Шапочке. Перечислите вопросы и ответы Красной Шапочки и Волка. - Бабушка, почему у вас такие большие руки? - Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя моё. - Бабушка, почему у вас такие большие уши? - Чтобы лучше слышать тебя, дитя моё. - Бабушка, почему у вас такие большие глаза? - Чтобы лучше видеть тебя, дитя моё. - Бабушка, почему у вас такие большие зубы? - А это чтобы скорее съесть тебя, дитя моё!) 7. “Счастливый случай” 8. Помните сказу Г. Андерсена “Дюймовочка”? Тогда скажите, чьей женой чуть было не стала Дюймовочка? (Сына страшной жабы, майского жука, скупого крота.) “Спешите видеть…” Каждая команда получает задание угадать сказку по книжной иллюстрации. Номера иллюстраций разыгрываются при помощи крутящегося волчка. Например: “Дикие лебеди”. “Конёк-горбунок”. “Сказка о попе и работнике его Балде”. “Король-Дроздовик”. “Ты – мне, я – тебе”. В этом конкурсе один из семьи-команды задаёт свой вопрос одному из представителей другой команды. Вопросы вручаются участникам конкурса в конвертах, до начала конкурса о содержании вопросов они не знают. 1. Что помогло Герде растопить чертоги Снежной королевы и спасти брата Кая? (Горячее сердце) 2. Вспомните, какую русскую народную песню пела белка, сидя под ёлкой и грызя орешки? (“Во саду ли, в огороде”) 3. Назовите известных вам сказочников, написавших сказу “Кот в сапогах”. (В.А. Жуковский, Ш. Перро) 4. Перечислите, пожалуйста, что и во что превратилось, когда часы пробили полночь, и Золушка вынуждена была уехать с бала. (Карета – тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, пышный наряд – в старое, залатанное платьице.) “Тёмная лошадка” Ведущий зачитывает цитату из сказки, команды узнают и называют героя по портрету.
(Царевна-лебедь. А.С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане”.)
(Кобылица. П. Ершов. “Конёк-горбунок”.)
(Зверь лесной, чудо морское. С.Т. Аксаков. “Аленький цветочек”.)
(Старая ведьма. Г.Х. Андерсен. “Огниво”.)
(Щелкунчик. Э. Гофман. “Щелкунчик, или Мышиный Король”)
(Мальчик с пальчик. Братья Гримм или Ш. Перро. “Мальчик с пальчик”)
(Старуха. А.С. Пушкин. “Сказка о рыбаке и рыбке”.)
(Снежная королева. Г.Х. Андерсен. “Снежная королева”.) “Музыкальная шкатулка”. Семьям-командам предлагается прослушать по одному музыкальному фрагменту, назвать его, определить автора и само произведение. Фрагмент из т/ф “Про Красную шапочку”. “Вальс цветов” из балета П.И. Чайквоского “Щелкунчик” Фрагмент из м/ф “Бременские музыканты” Г. Гладкова. “Полёт шмеля” из оперы Н.С. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”. “Дальше, дальше, дальше…” Ведущий читает начало сказки. Семьи-команды на скорость дают ответ. Кто правильно назовёт сказку быстрее, тот получает очко.
“Гонка за лидером” Семьям-командам предлагается вспомнить известные слова героев прочитанных сказок. Номера вопросов разыгрываются по стрелке крутящегося волчка. 1. О чем спрашивала злая царица и мачеха молодой царевны у зеркальца? Ответ:
2. Какие условия поставил Нильсу старый гном, прежде чем Нильс должен был превратиться опять в настоящего мальчика, не похожего на гнома? Ответ: когда одна палочка и восемь дырочек победят целое восйско, когда король обнажит голову, а ты останешься в шляпе, когда твоего любимого друга подадут на стол с яблоками… 3. С какими словами обращался всякий раз царь Салтан к заморским купцам, которые приезжали к нему в гости и рассказывали о чудесах, увиденных на острове Буяне? Ответ: Ой, вы, гости-господа, / Долго ль ездили, куда? / Ладно ль за морем иль худо? / И какое в свете чудо? 4. Вспомните, с какими словами обращался королевич Елисей к ветру, прося помочь найти царевну. Ответ:
По окончании игры жюри подводит итоги, объявляет команду-победительницу. Награждение. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |