Преподавание литературы Урок литературы в 9-м классе. Подготовка к сочинению "Анализ эпизода "Бал в доме"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2437 Гусева Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы Уроки развития речи занимают одно из самых важных мест в системе преподавания литературы в 9-м классе. Подготовка к сочинению-анализу эпизода – наиболее сложный вид работы, так как ученики впервые пишут сочинение данного жанра. Поэтому необходимо, чтобы урок прошел ярко, наглядно, познавательно, целенаправленно. Цели урока:
Оборудование и материалы к уроку:
ХОД УРОКА Звучит вальс Штрауса. На фоне медленной музыки учитель читает стихи Е. П. Ростопчиной “Искушение”.
Под музыку в класс входят несколько пар в бальных костюмах, становятся кругом, одна пара танцует вальс. Слово учителя. Сегодня мы приглашены с вами на бал в доме Фамусова, на котором один из гостей скажет:
Наша первая с вами задача – понять, почему с такой иронией были произнесены эти слова, что произошло на балу. Анализируя эпизод комедии Грибоедова, вспомним, как такого вида работу выполняли на уроках, соберем материал для сочинения – анализа эпизода, с жанром которого мы впервые с вами будем работать. Беседа с классом о плане урока. На доске написано слово эпизод. На какие вопросы нам нужно будет ответить при анализе эпизода? В результате ответов на доске возникает схема. Постараемся ответить на вопросы, поставленные вами для анализа эпизода. Каково же место эпизода “Бал в доме Фамусова” в комедии Грибоедова? Ученики: – Кульминация произведения в развитии конфликта. Учитель: – Докажите на развитии сюжетной линии, что это кульминация произведения и на развитии основной мысли произведения. Ученик: – По сюжету комедии и развитии любовной истории Чацкий на балу хочет узнать, кого любит Софья. Ученик: – Чацкий на балу узнает, что Софья любит Молчалина. Развитие конфликта между Чацким и фамусовским обществом также достигает своей наивысшей точки: общество отвергает Чацкого. Запись на выданных листах вывода. Учитель: – Вспомним, как начинался конфликт Чацкого с фамусовским обществом, по каким вопросам разошлись Чацкий и Фамусов? Ученик: – Служба, чинопочитание, времяпрепровождение, отношение к иностранщине, к крепостным, к учению. Проведем словесную дуэль, вспомним цитаты из речей Чацкого и Фамусова по перечисленным темам. Учитель: – Конфликт завязался. Какое же он будет иметь продолжение? Звучит музыка. Мы снова в гостиной Фамусова. Инсценирование явлений 5, 6, 7, 8, 10. Учитель: – Мы посмотрели не весь эпизод бала, а только одну его часть, первую. Как ее озаглавить? Работаем над композицией, делаем записи на листах. Ученик: – 1) Конфликт Чацкого с гостями бала. Учитель: – Сколько будет еще частей в эпизоде? Ученики: – Еще 2 части.
Учитель: – Проанализируем I часть: Чацкий и гости, это начало бала. Спокойным ли Чацкий приходит на бал? Каково его состояние? Ученик: – Чацкий взволнован тем, что Софья его не любит, и пытается выяснить, кто его соперник. Раздражен из-за разговора с Фамусовым. И это раздражение усиливается при встрече с гостями. Учитель: – Понаблюдаем развитие конфликта между Чацким и гостями и отметим художественные приемы комедии, помогающие изобразить данный конфликт. Какие вы знаете приемы смешного? Ученик:
Учитель после ответов открывает доску с записями. Учитель: – Какие из названных приемов использованы в комедии Грибоедова? Ученик: – Ирония, сатира, сарказм. Учитель: – Распределимся на 4 группы и проанализируем, в чем выразился конфликт между Чацким и гостями в первой части. Для этого мы должны заполнить таблицу на листке цитатами и определить, какой художественный прием использует Грибоедов в каждой сцене. (Ученики работают по группам и заполняют следующую таблицу на листе.) Гости бала. Конфликт. Приемы
Ученики защищают свои работы перед классом, вместе делаем вывод по I ч.: Чацкий, взволнованный отказом Софьи, искренне возмущается лицемерием, рабским подражанием иностранному, стремлением к богатству и чинам, жестокому крепостничеству. Тем самым конфликт между главным героем и фамусовским обществом обостряется, автор подчеркивает это в умении сатирических приемов. Звучит музыка бала. И мы снова в гостиной Фамусова. Инсценирование явлений 14-21 действия 3. Вы посмотрели 2 и 3 ч. эпизода бала. Учитель: – Почему Софья распространяет слух о сумасшествии Чацкого? Ученик: – Софья мстит Чацкому за злые отзывы о Молчалине. Учитель: – Почему слух распространяется так быстро? Как это характеризует фамусовское общество? Ученик: – Для светского общества привычна ситуация распространения слухов. Учитель: – Какой приговор выносит фамусовское общество Чацкому? Ученик: – Чацкого объявляют сумасшедшим и объясняют причины сумасшествия: “Ученость — вот причина”. Учитель: – Мы на уроке посмотрели, послушали проанализировали эпизод “Бал в доме Фамусова”. Воспроизведите план нашей работы на обратной стороне листа в месте – основная часть сочинения. Ученики работают над составлением плана, в результате на обратной стороне:
Учитель: – Мы составили план основной части нашего сочинения “Анализ эпизода”, но две части остались еще не заполненными: вступление и заключение. Подумаем, о чем можно написать во вступлении. Ваши версии. Ученики: –
Учитель: – Класс делится на группы. Каждая группа выбирает тему вступления и разрабатывает ее на листе. Обсуждение работы учеников. Учитель: – Какой мыслью мы должны закончить свое сочинение? Ученик: – Каким Чацкий выходит из этого конфликта: победителем или побежденным? Учитель: – Как вы ответите на этот вопрос? Ученик: – Сравнение мнений А.С. Пушкина и И.А. Гончарова о значении образа Чацкого. Высказываем свое мнение. Учитель: – Мы составили с вами подробный план сочинения “Анализ эпизода “Бал в доме Фамусова”. Выскажитесь, понятна ли вам работа над сочинением такого жанра и что дал вам наш урок. Звучит музыка. Ученики танцуют вальс. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |