Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Развитие темы "маленького человека" в современной зарубежной литературе. На примере поэмы Т.С. Элиота "Любовная песнь Альфреда Пруфрока"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Развитие темы "маленького человека" в современной зарубежной литературе. На примере поэмы Т.С. Элиота "Любовная песнь Альфреда Пруфрока"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1716

Костина Нина Борисовна, учитель русского языка и литературы

Цель:

  1. Развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности создания произведения.
  2. Совершенствование умений анализа и интерпретации изучаемого произведения в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте.
  3. Выявление проблемы, которую поднимает Т. Элиот в своем произведении.

Задачи:

  1. Познакомить с творчеством Т. Элиота, с общей характеристикой и своеобразием современной зарубежной литературы с точки зрения истории и литературы на примере поэмы Т. Элиота «Любовная песнь Альфреда Пруфрока».
  2. Показать особенности отражения темы «маленького человека» в современной зарубежной литературе.
  3. Выявить злободневность и актуальность поэмы, привлечь внимание к проблеме «маленького человека».
  4. Проанализировать средства выразительности, с помощью которых создан образ «маленького человека» в данной поэме.
  5. Закрепить понятие ирония автора.

Методические приемы:

  • лекция, сообщения учащихся;
  • беседа по тексту с элементами исследовательской работы;
  • постановка вопросов и задание для обсуждения;
  • анализ текста, самостоятельная групповая работа;
  • реализация опережающего индивидуального задания;
  • выразительное чтение, самостоятельная письменная работа.

Слово учителя.

Томас Стернз Элиот известен как поэт. В начале творческого пути Т. Элиот считался экспериментатором в области английского стиха, создателем авангардного искусства, с середины 40-х годов он становится «мэтром» английской поэзии.

Т. Элиот по-новому взглянул на человека своей эпохи, сказав всю правду о язвах и ужасах, разъедающих ее.

Поэма «Любовная песнь Альфреда Пруфрока» рассказывает грустную историю одинокой, унылой, бесполезной жизни Пруфрока, человека, даже имя которого вызывает скуку. Его постоянно одолевают какие-то страхи, сомнения, он чувствует себя насекомым, пришпиленным булавкой, ничего не значащим, отталкивающим. Образ «маленького человека», созданный Т. Элиотом в поэме «Любовная песнь Альфреда Пруфрока», заставляет читателя сопереживать ему, понимая, однако, что автор несколько ироничен по отношению к своему герою.

Ход урока

I. Сообщения учащихся (реализация опережающего индивидуального задания).

  1. Т.С. Элиот и современная «модернистская» литература.
  2. Т. С. Элиот – «мэтр» английской поэзии.
  3. Новшества Т.С. Элиота, повлиявшие на несколько поколений поэтов.

II. Лекция.

Образ «маленького человека» в поэме Т.С. Элиота «Любовная лирика Альфреда Пруфрока».

Что же такое «маленький человек»? В каком смысле «маленький»? Мал этот человек именно в социальном плане, его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. «Маленький» этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.

Весь смысл жизни «маленького человека» – в энергичной защите себя от внешнего мира, от реальной жизни. Он испытывает страх не только перед реальным бытом. Еще страшнее для него любое проявление живой мысли, душевных волнений, эмоциональных и любовных проявлений.

Образ «маленького человека» – урок жизни, искалеченной общественными условиями, истраченной героем.

Страх «маленького человека» перед каким бы то ни было проявлениям жизни, тупая неприязнь ко всему новому, необычному, особенно выходящему за рамки дозволенного.

Талантливое изображение в поэзии, литературе, так же как и в других видах искусства, жизни «маленького человека» открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизнь и «извивы» душ таких людей ничуть не менее интересны, чем жизнь выдающихся личностей. Проникая в эту жизнь, писатели в свою очередь открывали для себя новые грани человеческого характера и духовного мира человека.

«Любовная песнь Альфреда Пруфрока» исполненный иронии драматический монолог «маленького человека.»

Т. С. Элиот, выдающийся «ученик» Паунда и глава нового поэтического движения, буквально ворвался в литературу, выпустив в Англии тонкую книжку стихов «Пруфрок и другие наблюдения» (1917).

Программные стихи, вошедшие в эту книгу, относятся к «американскому» периоду его жизни, началу 1910-х годов. Элиот еще не сформировался как художник, не познакомился с имажистами и не имел возможности оценить их новаторства в области поэтической формы. Он находился в стадии самостоятельного поиска художественного языка, стремясь адекватно передать мироощущение человека XX века. Первые опубликованные стихи оказались несомненной творческой удачей поэта. Фактически разорвав с традицией викторианской и георгианской поэзии, он создал принципиально новые по своей проблематике и художественной форме поэтические произведения. Литературно-критические воззрения Элиота на ту пору еще не оформились в законченную теорию (его первые эссе будут написаны позже, уже в Англии), но начинающий поэт уже имел общие представления об искусстве, его истоках, природе творческого процесса. И как раз именно первые стихи Элиота «Любовная песнь Альфреда Пруфрока» скорректировали направленность его теоретической мысли.

«Пруфрок» явился вехой в поэзии XX в., многие критики писали о значении этой поэмы, а американский поэт Джон Берримен считал, что с «Пруфрока» берет начало современная поэзия.

III. Чтение поэмы (выразительное чтение произведения заранее подготовленными учениками).

IV. Анализ и краткое комментирование содержания поэмы.

«Любовная песнь Альфреда Пруфрока» – исполненный иронии драматический монолог, в котором Элиот апробировал поэтические новшества, получившие более глубокую разработку в его последующих сочинениях, – синтез поэтических форм, косвенные отсылки и сквозная символика.

В «Любовной песне Альфреда Пруфрока», первой значительной поэме Элиота, запечатлен герой – «услужливый, почтительный, притворный, благонамеренный, витиеватый...» – и мучительно нерешительный, косноязычный, особенно с женщинами.

«Любовная песнь Альфреда Пруфрока» раскрывает сознание современного Элиоту человека, личности, сохранившей романтическое миропонимание, но здесь Элиот демонстрирует неподлинность романтического пафоса.

В центре стихотворения – традиционная романтическая схема: человек, наделенный внутренней страстью, противопоставлен окружающей его внешней реальности, в которой люди живут в соответствии с условностями, нормами поведения, подавляющими человеческую индивидуальность. В герое сосуществуют два начала: рассудочное, социальное и стихийное, животное (область первобытных инстинктов). Первое заставляет субъекта приспосабливаться, второе – совершить поступок, осуществить свои потаенные желания, но приспособленческий характер «маленького человека» уничтожает в его сознании желания совершать какие-либо поступки. Оно даже по своей структуре представляет собой разговор двух начал, а точнее – монолог первого с предложением пойти и убедиться в необходимости подчиниться миру:

«Давай пойдем с тобою – ты да я ....»

Пруфрок убеждается в несправедливости мироустройства. Мир его грез, мир идеала не соприкасается с обыденной реальностью. И пробуждение всегда сулит горькое разочарование. Обыденная жизнь видится Пруфроку слишком мелкой, она не соответствует его пафосу, и он отказывается от бунта, иронизируя над собой.

Элиот, по его собственному признанию, учился умению иронически абстрагироваться в стихотворном произведении от возвышенно романтического чувства и показывать его условность. Согласно Элиоту, истинная индивидуальность предполагает внутреннее смирение, то есть подчинение внеположенным ценностям, Богу. Она замыкается в собственном мире, отчуждаясь от реальности. Происходит подмена истинных, вечных ценностей фиктивными, преходящими. Замкнутость человека в его собственном мире всегда сопряжена с ориентацией на нормы и стереотипы. Он озабочен тем, как выглядит в глазах окружающих:

Учитель: Найти текстовое подтверждение данному утверждению, прокомментируйте.

Предполагаемый ответ:

«Как он лысеет!» – слышу за спиной.
Уперся в подбородок воротник тугой,
И строг мой галстук дорогой с булавкою простой -
Я слышу вновь: «Как похудел он, Боже мой!»

Таким образом, конфликт, переживаемый персонажем Элиота, условен. Он выдуман им самим.

Особенности изображения «маленького человека» в поэме.

«Любовная песнь Альфреда Пруфрока» является одним из самых влиятельных стихов XX в. Конечно, это не песнь любви, как таковая. Вторая и третья строчки потрясают необычностью образов, которые были бы неуместны в традиционном стихотворении о любви:

Учитель: Необходимо найти строчки и пояснить как вы их понимаете.

Предполагаемый ответ:

«Когда под небом вечер стихнет, как больной
Под хлороформом на столе хирурга...»

Пруфрок, подобно «маленькому человеку», боится все более и более индустриализованного и безличного города, окружающего его, который пугает его и парализует все его помыслы и действия. Паралич – главная тема «Любовной песни Альфреда Пруфрока».

Учитель: Устно опишите Пруфрока, как вы его представляете.

Предполагаемый ответ: Пруфрок, возможно, человек средних лет, преодолевающий кризис среднего возраста и отказа от женщин. Главный тон стихотворения – тон утомленного, иронического самоосуждения. Пруфрок постоянно с горечью констатирует факт старения.

Учащимся предлагается найти строчки и зачитать их.

Предполагаемый ответ:

Зашагать и показать, как я лысею, -
«Люди скажут: «Посмотрите, он лысеет!»

Страх Пруфрока перед старением приводит его к параличу, внутренним комплексам, характерным для «маленького человека».

Учитель: Как начинается произведение? (Предлагается зачитать и прокомментировать.)

Предполагаемый ответ: Произведение начинается с приглашения нас присоединиться к Пруфроку в его прогулке по городу, пред нами не романтическое авеню в зелени деревьев, а как раз, наоборот, самая захудалая часть города, которая становиться все более и более современной, в то время как сам Пруфрок боится, или не способен что-либо в себе изменить. Описание этих улиц может объяснить многое:

Ну что ж, пойдем вдоль малолюдных улиц -
Опилки на полу, скорлупки устриц
В дешевых кабаках, в бормочущих притонах,
В ночлежках для ночей бессонных...

Не ясно, путешествует ли он физически через город или описывает город так, чтобы мы, его единственные попутчики, могли понять окружающую среду, которая подавляет его, не давая выйти из раковины «маленького человека».

Учитель: В создании образа «маленького человека» Элиот активно использует зрительный язык. Например, обращение Элиота к зрительному восприятию читателя в произведении «Любовная песнь Альфреда Пруфрока»: «Я измерил кофейными ложечками свою жизнь».

Учитель: Поясните, как вы понимаете эти строчки. Что передает при помощи зрительного языка Элиот

Предполагаемый ответ: При помощи зрительного языка Элиот передает реальность в конкретном образе «маленького человека» и одновременно выражает в нем глубочайшую идею. Читатель видит в Пруфроке конкретного человека, сидящего на светском рауте за чашкой кофе и одновременно осознает, насколько жизнь героя ничтожна, если она может измеряться кофейными ложечками.

Учитель: Еще одной характерной чертой поэтического языка «Любовной песни Альфреда Пруфрока» является фрагментарность. Внутренний монолог Пруфрока не является непрерывным. Он состоит из многочисленных единичных воспоминаний и размышлений героя. Эти фрагменты настолько самодостаточны, что обнаружить между ними внешнюю связь невозможно. Каждый последующий фрагмент не подготовлен предыдущим. Логика воображения сопрягает фрагменты, обнаруживая в них единое всеобщее, универсальное начало. Эта связь постигается не только рассудочно, но и интуитивно.

Учитель (самостоятельная групповая работа). I группа: Найдите в тексте примеры такого рода сцепления фрагментов. Передайте содержание каждого фрагмента.

Предполагаемый ответ: Приведем пример такого рода сцепления фрагментов. В «Любовной песни Альфреда Пруфрока» после вступления следует отрывок, рассказывающий о неизвестных читателю женщинах, которые беседуют о Микеланджело, а далее в тексте идет описание городского тумана:

Не спрашивай о чем.
Ну что ж, давай туда пойдем.
В гостиной дамы тяжело
Беседуют о Микеланджело.
Туман своею желтой шерстью трется о стекло,
Дым своей желтой мордой тычется в стекло.

На первый взгляд, упоминание женщин ничем не обосновано, и даже создается впечатление, что Элиот намеренно запутывает читателя. При осмыслении внутренней логики повествования, открываются в стихотворении две области реального мира. Во-первых, сфера условностей, норм, приличий. Это – мир салонов, где светские дамы толкуют о Микеланджело. Во-вторых, – сфера чувственности. Мы видим жизнь ночного города, грязные рестораны, притоны, дешевые отели, темные улицы. Чтобы возникло ощущение единства, Элиот разбивает описание одного мира (ночного города и городского тумана) фразой, вводящей в повествование реальность другого мира (салонных дам, беседующих о Микеланджело). Таким образом, отрывки соединяются «логикой воображения».

Учитель: Ощущение единовременности происходящего усиливается Элиотом благодаря важнейшему композиционному механизму – системе лейтмотивов. Она представлена повторяющимися абзацами, словами, фразами, ситуациями. Лейтмотивы связывают различные фрагменты, всякий раз внося закрепленное за собой определенное эмоционально-семантическое содержание.

II группа: Приведите примеры лейтмотивов (предлагается зачитать и пояснить).

Предполагаемый ответ: Приведем несколько примеров из «Любовной песни Альфреда Пруфрока». Важнейшим лейтмотивом здесь является образ тумана. Лейтмотивными в стихотворении становятся вопросы Пруфрока: «Ужели я дерзну?», «Неужто я осмелюсь?» и фраза будет время. В стихотворении повторяются две ситуации, которые также выполняют функции лейтмотивов: «В гостиной дамы тяжело / Беседуют о Микеланджело»; и эпизод с женщиной, отвергающей предложение Пруфрока: «Это все не то, в конце концов / Совсем не то».

Учитель: Еще одна черта поэтики ранних произведений Элиота – заимствование цитат и образов из других литературных произведений, а также использование литературных реминисценций.

III группа: Отметьте в тексте все реминисценции (предлагается зачитать и прокомментировать).

Предполагаемый ответ: В «Любовной песни Альфреда Пруфрока» их девять. На первый взгляд удачно процитированная фраза подчеркивает ложную патетику его речи. Как правило этот эффект достигается Элиотом за счет иронического несоответствия контекста, откуда цитата была заимствована, новому контексту, куда она включается повествователем. Приведем небольшой пример. В «Любовной песне Альфреда Пруфрока» повествователь патетически произносит:

В конце мороженого, в тишине,
Над чашками и фразами про нас с тобой,
Да так ли нужно мне
С улыбкой снять с запретного покров
Рукою в мячик втиснуть шар земной,

Подобным приемом Элиот показывает, что бунт героя вырастает до масштабов вселенской катастрофы: он готов решать фундаментальные вопросы бытия.

Учитель: Сделайте вывод, для какой цели автором были использованны данные приемы.

Использование Элиотом выше приведенных приемов помогает пролить свет на страхи Пруфрока, свойственные «маленькому человеку».

Звучащий лейтмотивом вопрос: «Я посмею? Разве я посмею?» откровенно указывает на нерешительность Пруфрока.

Учитель: На что же никак он не может решиться?

Предполагаемый ответ: Он говорит о своих сомнениях и кажется, что речь идет не о признании в любви, а о вопросе жизни и смерти. Порой герой воспаряет до пафоса библейских откровений, стилистически обыгрывая, к примеру, книгу Экклесиаста «Всему свое время, и время всякой вещи под небом»:

Будет время, будет время
Подготовиться к тому, чтобы без дрожи
Встретить тех, кого встречаешь по пути;
И время убивать и вдохновляться...

Но очень скоро все обращается в характерный для «маленького человека» «постыдный фарс»:

И время мнить, и время сомневаться,
И время боязливо примеряться
К бутерброду с чашкой чая...

На смену мотивам из Ветхого Завета приходит намек на евангельского пророка Иоанна Предтечу:

Так, может, после чая и пирожного
Не нужно заходить на край возможного?
Хотя я плакал и постился, плакал и молился...

Учитель: Письменно сделайте небольшой набросок. Какие чувства одолевают героя? Каков он? На чем построена его жизнь?

Предполагаемый ответ: Герой не способен ни на любовный, ни на какой-либо другой поступок; иногда кажется, что он юродствует. Все, что Пруфрок может посметь, на что он, по собственному признанию, в силах решиться, – это «Зачесать плешь» или «Скушать грушу». Однако эта способность к самоиронии делает его образ почти трагедийным. Элиот показывает Пруфрока постоянно сомневающимся:

И время мнить, и время сомневаться,
И время боязливо примеряться...

Ему кажется, что у него еще есть время, но оно бесследно уходит. Пруфрок с ужасом вспоминает многочисленные утренники, вечера и дни, которые однообразны, бессмысленны, смертельно скучны, он ненавидит их:

Я знаю их уже давно, давно их знаю -
Все эти утренники, вечера и дни,
Я жизнь свою по чайной ложке отмеряю...

На всем протяжении этих длинных, унылых промежутков времени он находиться в постоянном страхе, казаться глупым, недалеким. Ему кажется, что в глазах женщин он выглядит скучным и уродливым человеком. Пруфрок чувствует как будто он насекомое, «растянутое на булавке», – ничего не значащим, несколько отталкивающим. Вся его жизнь построена на осторожности, медлительности, сомнениях, боязни растратить свои эмоции, совершить безумный поступок, он слаб духом, боится оказаться смешным, у него нет решительности, он мелок, ничтожен. А время идет, оно безжалостно, а он все сомневается. Мысленно, в пустых мечтах он все проигрывает, но нет в нем решительности, не может перешагнуть через свою лень, застенчивость. Жизнь «маленького человека», но он так и ни чего не совершил, не создал, не любил. В конце стихотворения Элиот использует мифические образы русалок, мчащихся в море, как идеал женщин, но даже в воображении Пруфрока они поют не ему и даже мечты его остаются бесплодными, в своих фантазиях он так же не активен и парализован, как и в жизни.

Стихотворение больше похоже на «Поддельную песнь любви» «маленького человека».


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21