Преподавание литературы Урок литературы в 7-м классе по теме: "Мир детства в повестях Льва Толстого "Детство" и Джеймса Олдриджа "Последний дюйм"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 5184 Стригуцкая Любовь Александровна Тема: Мир детства в повестях Льва Толстого “Детство” и Джеймса Олдриджа “Последний дюйм”. Тема урока: “Как становятся взрослее…”. Форма урока: интерактивное обучение (работа в группах – “круглый стол”, экспертные группы). Методическая цель: выработка навыка анализа художественного произведения. Валеологизация учебного процесса:
1. Эмоциональный компонент, мотивирующий деятельность учащихся на уроке (включение школьников в работу). Дети, посмотрите в окно. Вам нравится это высокое, чистое небо? А теперь крепко потрите руки как бы в предвкушении полета (нельзя потереть руки, не улыбнувшись!). А вот взлететь нам предстоит вместе с вами. Счастливого полета! Способности и таланты природа разбрасывает не глядя. И все-таки каждый из вас имеет право выбора. Можно стать хорошим человеком, а можно плохим. Нужно только найти для себя верный путь, которым собираешься идти по Дороге жизни. Оглянись вокруг, и ты увидишь, что люди ведут себя по-разному. Если Машу дернули за косичку, Маша сжимает кулаки и дает сдачи, если Таню дернули за косичку, Таня вопит и бежит ябедничать. Если Петя рисует самолет, а получается лягушка, Петя рвет на кусочки рисунок и ломает карандаш, если Вася рисует самолет, а получается лягушка, то он рисует снова и снова. Обязательно нужно разглядеть себя как следует, честно разобраться – что к чему. Определить форму собственного носа несложно, для этого есть зеркала, но как определить стойкость и силу собственного сердца? К разговору об этом приглашает Тема урока: “Как становятся взрослее…” Окунуться в мир детства нам помогут произведения, обладающие огромной нравственной силой, необходимой взрослому человеку. Герои этих произведений - ваши сверстники, и это становится решающим. Поразмышляем о счастье и несчастье детства, о добре и зле, о взаимоотношениях и взаимопонимании взрослых и детей, опираясь на двух очень разных писателей. Запись на доске:
За круглым столом - две экспертные группы, в каждой из которых выбран руководитель, и работают “междусобойчики”. Кроме того, как всегда, мы с удовольствием послушаем наших валеологов. Итак, в повести “Детство” перед нами прошли несколько дней из жизни мальчика. Нарисован мир дворянской семьи XIX века. 2. Беседа с учащимися по вопросам. Доброжелательность, искренность семьи, теплые отношения между домочадцами, родителями и детьми. Нежная, мягкая, кроткая интонация любви и доброты.
Это атмосфера любви, радости и счастья. Николеньку любили все: мать, отец, Карл Иванович, Наталья Савишна. Мальчик окружен любовью, живет в доброй, хорошей семье. Наверное, и жизнь должна быть легкой, беззаботной, счастливой?
Охота, игры с ребятами, общение с родителями, открытые радости чистых молитв, первая влюбленность, первый детский бал.
Угроза расставания с Карлом Ивановичем, разлука с семьей, смерть матери.
Он страдает от того, что думает о людях плохо, а они – лучше, добрее его. И самое главное – он винит, казнит себя за недостойные не только поступки, но даже слова и мысли! А ведь это муки чуткой детской совести. Стыдно вспоминать эпизод с Иленькой Грап. Ложные представления о чести и порядочности. Самонаблюдение, самоуглубление, познание самого себя.
Живой, наблюдательный ребенок, чуткий ко всякому проявлению несправедливости, ранимый, может легко обидеться, но и отходит быстро, не помнит зла.
Внимание автора направлено на мысли, сомнения, переживания героя. Душа главного героя Николеньки открыта всем впечатлениям детства, и в то же время он умеет анализировать свои поступки, страдать из-за совершенных проступков. Выстрадав, стать лучше, чище душой. Особого разговора требуют главы “Классы” и “Наталья Савишна”. Перед вами вопросники. Через несколько минут группы, посовещавшись и обсудив, расскажут о герое, опираясь на материал своей главы. 3. Работа “Круглого стола”. Работа I группы – глава “Классы” из повести Толстого “Детство”
Ощущение горя, горячее желание помочь Карлу Ивановичу. (Он любит его одинаково с отцом!) Желание согласия между всеми людьми и стремление им помочь. Страдает, видя детскую несправедливость не к себе лично, а к другим людям.
И близкие и родные люди могут быть, с одной стороны, несчастными, с другой – жестокими.
Отмечаем умение тонко чувствовать, любить, переживать.
Понятны ли они вам? У доски работает ученица. Слова, которые все реже употребляются нами в разговорной речи: не в духе, вытвердить урок, учился порядочно, вымолвить, несправедливость, бескорыстный, привязан (к кому-то), потакать во всем, льстить, восстановить согласие… Учитель: чаще обращайтесь к языку Толстого, это обогатит ваш словарный запас. 4. Сообщение валеолога. Сейчас было названо немало добрых чувств: нежность, доброжелательность, ласка… Но есть чувства, разрушающие наше здоровье. Запомни: ты злой – у тебя всегда будет болеть кишечник; ты много плачешь – будут болеть почки; очень неспокойный, позволяешь себе неразумные выходки – пострадает печень, желудок, разрушится защитное поле, которое бережет тебя от простуды. А какой вред твоему здоровью наносит сквернословие! ВЫВОДЫ: Детство у Толстого не так уж безоблачно и счастливо. Это произведение о разрушении детской души, здоровой и добродетельной от природы, под влиянием среды и воспитания. Вот и происходят “несчастья” детства. 5. Работа второй группы над главой “Наталья Савишна”. Вся жизнь её была любовь и самопожертвование. Л.Н. Толстой
Перед нами проходит трудная, исполненная лишения, страданий жизнь простой крепостной женщины. Жестоко обошлась с ней судьба. Но с истинно христианским терпением, не жалуясь на судьбу, несет она свой крест.
У нее нет мужа, но как богата ее жизнь, каким высоким светом любви она одарена. Главное в ней – любовь к людям. Неистощимое трудолюбие, крестьянский ум, чувство собственного достоинства, гордость. Наталья Савишна озарена внутренним светом души любящей, страдающей.
Высокую мудрость, истинную любовь к людям, бескорыстие, честность, доброту.
Важно рассуждение писателя о том, какое значение имели чувства, переживания в детстве. И какой глубокий след оставили они в душе. 6. Выразительное чтение наизусть. “После обеда я в самом веселом расположении духа. Нет, это ужасно!” (из учебника 7 кл.) Выводы: Вот они, контрасты детства. Сталкиваются такие противоположные чувства! Радости и огорчения. Счастья и обиды. А понять это помогают интонация повести и лексика противоположных настроений и чувств. 7. Ученик у доски – словарная работа. Задание: закончите предложения. Николенька безмятежен и… (встревожен). Он охвачен умилением, но вдруг его сердца коснулись…(горечь, сожаление). Тревога и даже… (мучительное раскаяние). Спокойная и светлая интонация повести незаметно сменяется… (щемящей печалью). 8. Пожелание валеолога. Если у вас плохое настроение, возьмите в руки “Детство” Толстого. И прочитайте хотя бы это: “Так ты меня очень любишь? Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? Не забудешь, Николенька? – она еще нежнее целует меня”. Выводы по работе групп: “Сладкие грезы детского воображения” - главная мысль повести. Умиление, кротость, доброта – воплощение мира семейного, не потревоженного покоя и счастья детской души. Но становление характера происходит через испытания. Герой проявляет стойкость и силу сердца, становясь взрослей. Через испытания проводит своего десятилетнего героя и другой писатель Джеймс Олдридж. 9. Отец и сын (работа над главой по тексту).
Трудная проблема взрослых и детей решается в повести. Прочитать: 1 группа – диалог отца и сына в самолете.
2 группа – диалог перед погружением отца в море.
О взаимоотношениях взрослых и детей говорит нам писатель, а мы делаем для себя выводы. Как ни различны оба писателя, они близки друг другу по силе своей любви к человеку, особенно маленькому, любви к языку! Рано или поздно каждому придется понять простую истину: нельзя быть хорошим или плохим в безвоздушном пространстве. И то и другое проверяется только в отношениях с другими людьми. Человек годится для всего: для работы, радости, для грусти и любви. Пожалуй, одиночество – единственное состояние, на которое человек не рассчитан. Вместе они обретают друг друга, преодолевая человеческие трудности, выходя из экстремальной ситуации победителями. Экстремальная ситуация способствовала выявлению лучших черт характера: мужества, смелости, деликатности, способствовала установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком. 10. Вернемся к теме урока. “Как становятся взрослее ” Какой знак препинания нужно поставить? Экспертные группы предлагают свои варианты. Первая группа считает правильным поставить знак вопроса, вторая - многоточие.
Учитель: Закрыты последние страницы повестей. Над чем можно поразмышлять? Над чем задуматься? 11. Задание на дом. Поразмышляйте над одной из предложенных тем. Что такое любовь в жизни человека? (к матери, к девочке, к девушке, к женщине, к нищему, к старику, ко всем людям, к ближним и далеким, к Богу);
12. Рефлексия (валеолог). Краски, как звуки в музыке, как слово в литературе, могут быть и радостными и печальными. Настроение и цвет – явления взаимосвязанные. Каждая цветная полоска в цветописи – это условный знак настроения. Интуитивно покажите ваше настроение, созданное нашим уроком, посредством цвета. Учитель: Старайтесь делать людям добро, не приносить им боли и страданий. Берегите каждый миг вашего детства, потому что это “счастливая, невозвратимая пора”! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |