Велика роль книги в учебно-воспитательном процессе. Но ещё большее значение она имеет в преподавании литературы. И не только по тому, что без общения с книгой немыслимо приобретение знаний. К. Д. Ушинский говорил, что “ученик – не сосуд, который нужно наполнять, а факел, который нужно зажечь”.
С учётом требований стандарта по литературе предлагается авторская программа курса “Учись быть читателем”, которая предусматривает следующую работу:
Такая работа будет способствовать воспитанию настоящих книголюбов, людей, умеющих ценить книгу как произведение не только духовной, но и материальной культуры. В курсе поставлены ещё некоторые задачи:
Выполнение этих задач будет способствовать развитию умения кратко или подробно излагать текст, понять точку зрения автора и высказать собственную, определять тему, проблему, актуальность, языковые средства так необходимые и в подготовке школьников к сдаче экзамена в 9, 11 классе по русскому языку и литературе. Таким образом, при составлении рабочей программы учтён принцип преемственности с уроками в старших классах.
Курс “Учись быть читателем” рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю. Учебная рабочая программа создана на основе Программы учебно-методического комплекса “Вокруг тебя – Мир…” (5–8 классы). В помощь учителю. Сборник. Авторы-составители И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборнова и др. М., МККК – 2004 г. Для работы с учащимися используются книги для ученика 5–7 классы “Вокруг тебя – Мир…”, тексты художественной литературы, словари, справочники
№ Ур. п./п. | Тема раздела и урока | Кол-во часов | Дата | Краткое содержание темы | Теория литературы | Оборудование урока | Примечания |
Тема 1. Введение. Книга в нашей жизни. |
1. | Книга – советчик, друг, учитель. | 1 | | Книга – советчик, друг, учитель, источник знаний. Роль книги в формировании духовного мира человека. Читательский интерес школьников. | Читатель. Библиоман. | Выставка книг. | |
2. | Моя личная библиотека. | 1 | | Чтение книг в семье. Рассказ о своей домашней библиотеке. | | Мини-доклады. Книги. Фото. | |
Тема 2. Из истории книги. |
3. | Памятники письменности с древнейших времён до наших дней. | 2 | | Изобретение клинописи. Глиняные книги. Библиотеки античной эпохи, средневековья. Древнерусские книги. Переводная литература: “Поучения Владимира Мономаха” и др. | Альманах. Хроники. Летопись. | Интернет. Диски. Презентация. Книги. | |
4. | Памятники письменности с древнейших времён до наших дней. | - | | Книга в России 17–18 вв. Книгопечатание при Петре I. Современное книгопечатание. | | | |
Тема 3. Искусство книги. |
5. | Элементы внешнего оформления книги. | 1 | | Книга как предмет искусства. Элементы внешнего вида книги. Типы внешнего и внутреннего оформления книги. Особые страницы книги. | Переплёт. Обложка. Суперобложка. Форзац. Футляр. | Книги. | |
6. | Иллюстративный материал книги. | 1 | | Иллюстративный материал. Раскрытие в иллюстрации идейного смысла, своеобразия языка, сюжета, композиции произведения. Виды иллюстраций. Рисунки. | Заставка. Фронтиспис. Титул. Шмуц-титул. | | |
7. | Практикум “Мы – оформители книги”. | 1 | | Оформление книги с учётом всех требований. Подбор иллюстраций в зависимости от их связи с литературным текстом (список). | | Бумага. Книги. Карандаши и пр. | |
Тема 4. Структура книги. |
8. | Справочный аппарат книги и его применение. | 1 | | Справочный аппарат книги и его использование в жизни. Условные сокращения в книге. | Аннотация Оглавление. Предисловие. Об авторе. Ссылки. | Выставка книг. | |
9. | Творческая мастерская “Права и обязанности читателя”. | 1 | | Составление Памятки “Я – читатель”. | | | |
Тема 5. Вокруг тебя – мир книги. |
10. | Русские поэты о Родине, мире, земле, человеке. | 1 | | Чтение стихотворений А. Твардовского, Н. Рубцова, К. Симонова, Л. Яшина, Н. Рыленкова и др. Тональность, авторское настроение, личное восприятие. | | Иллюстрации. Сборники стихов. | |
11. | Конкурс чтецов “Россия – родина моя”. | 1 | | Выразительное чтение стихотворений. | Условия конкурса. | Выставка рисунков | |
12. | Герой и его поступки в рассказе В. Гаршина “Сигнал”. | 1 | | Об авторе. В. М. Гаршин “Сигнал”: образ главного героя, его поступки. Тематика и проблематика рассказа. Поступки людей в экстремальных ситуациях. | Эпизод. Конфликт. | Портрет. Иллюст. Текст. | |
13. | Тематика и проблематика рассказа В. Катаева “На даче”. | 1 | | Название рассказа и его проблема. Понимание поведения героев, оценка. Гуманное отношение к людям. Тема рассказа, авторская позиция. Общая атмосфера рассказа, язык. | Антитеза. | Портрет. Тест. | |
14. | Проблема милосердия и справедливости в повести В. А. Закруткина “Матерь человеческая” (фрагмент). | 1 | | Об авторе. Нелегкая жизнь русской женщины во время войны. Проблема милосердия и справедливости в повести. | Милосердие. Справедливость. | Портрет. Иллюст. Презентация. | |
15. | Мой ровесник и его право выбора в рассказе В. Солоухина “Мститель”. | 1 | | В. Солоухин. “Мститель”: ребёнок в ситуации выбора, от чего зависит окончательное решение. Авторская ирония. | Внутрен-ний монолог. Ирония. | Портрет. | |
16. | Устный (или письменный) отзыв о рассказах В. А. Закруткина и В. Солоухина. | 1 | | Ответы на вопросы: приходилось ли испытывать подобное состояние? К кому? За что? Чем всё закончилось? | Отзыв. План отзыва. | Словарь. Тексты. | |
17. | Гуманное отношение к человеку в рассказе Б. Екимова “Ночь исцеления”. | 1 | | Автор и его творчество. Тема рассказа. Страдание и сострадание. Гуманные поступки человека. Во имя чего? Углубление представления о характере героя. | “Эхо войны”. | Портрет. | |
18. | “Русский характер” в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” (фрагмент). | 2 | | Дети и война, её роль в судьбе ребёнка. Комплексный анализ художественного образа, особенности композиции рассказа (рассказ в рассказе), признаки документальной прозы. “Русский характер” в изображении автора. | Композиция. Образ. | Портрет. Презентация. Иллюст. Видео. | |
19. | “Русский характер” в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” (фрагмент). | – | | -/-/-/- Ассоциации со словом “детство” (письм.). | | | |
20. | Мы в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Е. Носова “Трудный хлеб”). | 2 | | Е. Носов “Трудный хлеб”. Тематика и проблематика рассказа. Герои-животные. Отношение человека к “друзьям своим меньшим”. | Афоризм. | Портрет. Иллюст. | |
21. | Написание письма-отклика на заданную тему по рассказу Е. Носова “Трудный хлеб”. | – | | Письмо-отклик: – Хозяину собаки. – Чангу. – Редакции газеты. – Детям охотника… | | Словарь. | |
22. | Отношение людей к природе в рассказе Е. Носова “Белый гусь”. | 2 | | Отношение к беззащитным и ответственность за их жизнь в рассказе Носова “Бе-лый гусь”. Автор и рассказчик. Юмор в рассказе. Роль пейзажа. | Юмор. Гипербола. | Иллюст. | |
23. | Отношение людей к природе в рассказе Е. Носова “Белый гусь”. | – | | Работа в группах: 1. анализ описаний природы; 2. языковые средства в рассказе; 3. образ рассказчика. | | | |
24. | Тематика и проблематика рассказа В. Быкова “Крутой берег реки”. | 2 | | Об авторе и его рассказе. Проявление толерантности в поступках героев. Учить пониманию текста, его проблемы; анализу системы персонажей. | Толерантность. | Портрет. Книги. | |
25. | Тематика и проблематика рассказа В. Быкова “Крутой берег реки”. | – | | | Образ пейзажа. | | |
26. | “Жестокие игры” детей в повести В. Железникова “Чучело” (фрагменты). | 1 | | Об авторе и произведении. Проблема ответственности за совершённые поступки, последствия “жес-токих игр”. Авторское отношение к событиям. | Сравнение | | |
27. | Взаимопонимание и уважение в рассказе В. Распутина “Уроки французского” (фрагмент). | 1 | | В. Распутин “Уроки французского”. Герои рассказа и трудности, выпавшие на их долю. Становление личности героя. Духовная память человека. Речевая характеристика героя. | Кульминация. Автобиографический рассказ | Портрет. Иллюст. Презентация. | |
28. | Литературная викторина “По страницам любимых книг”. | 1 | | Викторина. Работа в группах: характеристика учебников и пособий, которыми школьники пользуются. | | Книги. Словари. Учебки. | |
Тема 6. Литература Ярославского края. |
29. | Работа в библиотеке с источниками разыскания литературы о писателях и поэтах Ярославского края. | 1 | | Экскурсия в библиотеку. Знакомство с литературой Ярославского края. Сбор материала для выступления. | Каталог. Картотека. | | |
30. | Творческая мастерская: “И мне навеки будет дорог край перелесков и полей”. | 1 | | Выступления школьников о писателях и поэтах Ярославского края. | | | |
31. | Литература Юхотского края (прилагается презентация). | 1 | | Выступления школьников о писателях и поэтах Юхотского края. | | | |
32. | Урок – игра “Учись быть читателем”. | 1 | | Импровизированная библиотека в классе. Распределение ролей: библиотекаря, читателей, гостей и т. д. Соблюдение правил пользования библиотекой, выбором книг. Речь. Проведение мероприятий… | | | |
33. | Справочные издания и работа с ними. | 1 | | Справочные издания и их использование. Роль справочных изданий в самообразовании и учебной деятельности. | | Словари. Брошюры. Книги. | |
34. | Самостоятельная работа с книгой. Культура умственного труда. | 1 | | Организация рационального чтения. Периодические издания и их значение. Культура чтения периодики. Простейшие виды записей. Учёт просмотренных и прочитанных книг. | План. Цитатный план. Тезисы. Конспект. | | |
35. | Итоговый урок “Современная детская литература” (рекомендации). | 1 | | | | | |
| Итого | 35 | | | | | |