Преподавание литературы Урок-конспект по творчеству Ф.И. ТютчеваNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2955 Сухачева Инна Владимировна 200-летию со дня рождения Ф. И. Тютчева посвящается … КАРТИНА ВСЕЛЕННОЙ … неужели ты чувствуешь теплое, живое дыхание природы, А.И. Герцен. Оригинальный поэт и глубокий мыслитель, Ф.И.Тютчев органически входил в русский литературный процесс, претворяя в своем сознании и творчестве достижения, а нередко заблуждения своей эпохи. В лирике Тютчева в глубоко своеобразной поэтической форме отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью. Философские размышления поэта, которыми проникнуты созданные им художественные образы и картины, не представляют собой мозаики, легко рассыпающейся на первоэлементы, из которых можно составить любое целое. Его стихи не иллюстрация философских позиций, у него всегда непосредственность эмоционального переживания находится в глубоком единстве с поэтической мыслью. Что же такое лирика природы Тютчева как специфическое художественное целое, обладающее особым единством и завершенностью? В пристрастии поэта к природе выразились существенные социальные процессы его эпохи: развитие естественнонаучных знаний и натурфилософии, глубокая неудовлетворенность социальным бытием Западной Европы и России, очень неясное представление о социальных идеалах, общественный скептицизм, вызванный реакцией тридцатых годов, и поиски идеального в мире природы. Главный пафос творчества Тютчева – в проблеме истоков, корней бытия: что такое Вселенная и Земля, каковы тайны рождения и смерти, первородных стихий и сил бытия, в чем глубинный смысл Времени, Пространства, Движения. Какое место занимает Человек в мире и в чем его Судьба. Тютчев как бы возвращался к исходным темам познания людьми мира, к тем вопросам, которые волновали человека еще на заре его существования и которые получили отражение в легендах, обрядах и сказках. Старинные образы Матери-Земли, Океана, Солнца, Дня и Ночи, Смерти, Сна и Любви, Человека, Судьбы вошли в его поэзию. Тютчев – поэт, а не драматург, но в художественном освоении мира он по-своему близок драматургам. И. С. Аксаков писал о нем: “ему нравилась эта театральная, почти международная арена, воздвигнутая на общественных высотах, где в роскошной сценической обстановке выступает изящная внешность европейского общежития…” Поэт постоянно усматривает в жизни грандиозные спектакли. Он любит даже само слово “зрелище”, оно часто употребляется им в письмах, а себя он ощущает зрителем. Для него человек – это зритель величественных свершений богов, судьбы, истории: Он их высоких зрелищ зритель, Ему кажется, что перед ним развертывается “зрелище сего божьего суда”, совершаемого над миром, а сам он зритель: “Мне надлежало бы смотреть на себя как на зрителя, которому после того, как занавес опущен, остается лишь собрать свои пожитки и двигаться к выходу”. С такой особенностью его художественного мышления связаны и весьма значительные для него образы “завесы”, “покрова”, “покрывала”, “легкой ткани”, отделяющих как бы две половины: день и ночь, жизнь и смерть, прошлое и настоящее, настоящее и будущее. “На мир дневной спустилася завеса” – зрители видят ночь; на мир “покрова наброшен златотканный” – на сцене день. Занавес то опускается, то поднимается, и человек-зритель смотрит мировые спектакли: Смотри, как на речном просторе, Образы сцены, занавеса, зрителя в творчестве Тютчева оказываются романтическим символом двоемирия. Специфично для поэта то, что в его воображении этот занавес отнюдь не является непроницаемым покровом, скрывающим бытие от глаз человека. У Тютчева – это “покрывало”, “полупрозрачное для глаз”, “ткань легкая”, любит он и образ сдернутого покрова. Мир – большая сцена, и подлинное наслаждение доставляет человеку созерцание мировых спектаклей. Лирика Тютчева создает как бы грандиозную мистерию о природном бытии. Мировые силы оказываются предметом лирического изображения. Стихотворения о ночи и дне, о зиме, весне, лете и осени, о грозе и успокоении природы – своеобразные акты мирового бытия. “Поэзия дня” и “ночная поэзия” – два значительных жанровых образования лирики природы Тютчева. В самом общем виде мировое бытие как грандиозная мистерия предстает в стихотворении “День и ночь”:
В стихотворении “День и ночь” схвачены два главных акта мирового спектакля. Мистерия начинается светлым актом мира дневного. Его действующие лица – земнородные, люди, боги. Это акт существования. Второй акт – обнаружение глубины сцены, златотканный занавес сорван, обнажена бездна. Тютчева интересует бытие матери- земли в его главных, наиболее общих проявлениях, поэтическое сознание, увлекают природные стихии, с которыми связано существование земли, воды, огня и воздуха. Мать-земля для Тютчева есть воплощение молодости и вечного обновления. В цикле стихотворений о весне он выразил идею торжества жизни, мощной жизненной силы весеннего преображения природного организма. Бытие земли исполнено радости: ”Лазурь небесная смеется, ночной омытая грозой”, весенний гром ”как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом”, выси ледяные гор играют с лазурью неба, природа улыбается весне, а весна с хохотом прогоняет зиму, майские дни как “румяный светлый хоровод”, толпятся весело за весной. Даже в осенней увядающей природе поэт видит “кроткую улыбку”. Природные стихии огня, воды, воздуха и земли при всем своем различии и внешней противоположности качеств находятся в глубокой связи. Тютчев любит сближать противоположные стихии: огонь и воду, землю и воздух, небо. Живые связи, взаимопроникновение явлений составляют жизнь природы и движение в ней. Мир природы одновременно динамичен, подвижен и гармоничен, строен. В стихах и письмах Тютчева, с яркой эстетической окраской, воплотилось своеобразное поэтическое видение чувствование красоты. “Красиво”, ”прелестно” – это те эстетические оценки, которые он постоянно применяет. Для него прекрасное воплощает в себе все лучшее в бытии – свет, яркость, разнообразие красок, многообразие форм, движение. Знаменитое стихотворение Тютчева “Весенняя гроза”, мадригал, посвящен природе и восходит к идеалу красоты. Образ неба, полного сияния и веселого оживления, обрамляет картину, он господствует в первой и последней строфе, но он не исчезает и в средних строфах: весеннее действо развернулось в высших сферах и коснулось земли, гор, лесов, птиц, горных потоков. Это и есть возвышенная по-тютчевски красота мира. Для Тютчева связаны красота и праздничность, великолепие, блеск природы, ликование ее и людей. В этом отношении он продолжает традиции поэзии Ломоносова, поэзии XVIII века. Связь с Ломоносовым в видении красоты с большой очевидностью проявилась в стихотворениях “Небо бледноголубое” и “Cовременное” – с Ломоносовским восприятием прекрасного. Ломоносовская традиция вошла в поэзию Тютчева преображенной творчеством Пушкина. Сознанием Тютчева владела мысль о реальном и нереальном, он искал подлинную реальность, и, чтобы понять в чем он ее видел, лучше всего обратиться к свидетельствам самого поэта: “Хорошо или плохо, но чувствую, что достаточно пожил – равно как чувствую, что в минуту моего ухода ты будешь единственной живой реальностью, с которой мне придется распроститься”, – писал он жене. “…Я чувствую себя более чем на три четверти погруженным в небытие”. Он противопоставляет жизнь как реальное – смерти, как погружению в нереальное. Непрочности человеческой жизни противостоит долговечность природы: Чудный день! Пройдут века – Обыденное восприятие не удовлетворяло поэта, ему важно было постичь особую эстетическую суть действительности, сделать глубоко личное открытие в ней. Такое движение внутреннего мира поэта запечатлели не только его стихи, но и его письма. Письма Тютчева к жене чрезвычайно близки его стихам, он и в них стремится к глубокому самовыявлению, обнаружению личных взаимоотношений с миром: “Какие дни! Какие ночи! Какое чудное лето! Его чувствуешь, дышишь им, проникаешься им и едва веришь этому сам. Что мне кажется особенно чудесным – это продолжительность, невозмутимая продолжительность этих хороших дней, внушающая какое-то доверие, называемое удачею в игре. Уж не отменил ли господь окончательно в нашу пользу дурную погоду?” Затем следует стихотворение: Какое лето, что за лето! Гляжу тревожными глазами Увы, не так ли молодая Чудным, сокровенным, внелогическим, тем, что не поддается выражению в грамматически упорядоченной речи, оказывается в поэзии Тютчева одушевленность природного бытия, ее порази тельное подобие человеку. Природа дышит: “Лениво дышит полдень мглистый”. Ночью она спит или дремлет: “Как сладко дремлет сад темнозеленый…” Природа трепещет от прикосновения холода: “И сладкий трепет, как струя, по жилам пробежал природы”. Явления природы имеют свой характер, входят в конфликты с другими явлениями: трепетное, неудовлетворенная ива ловит жадными устами беглую, водную струю, но та лишь смеется над ней, убегая. Злая зима и веселая весна обладают характерами, подобными человеческим, а волна морская своим нравом напоминает коня; ночь – как зверь стоокий. Не то, что мните вы, природа: Поэт рисует природу как живой, одухотворенный организм. Природа обладает душой, свободой, она любит у неё есть язык, в физических и духовных проявлениях она подобна людям, животным, она сближена и с античными божествами. Система контрастных сравнений, ассоциаций и параллелизмов, метафорический и символический подтексты стихов призваны в тютчевской поэзии передать идею единства мирового бытия, родство человеческой и природной жизни. Идеал Тютчева – мир матери-земли, реальный, светлый, гармоничный, вечно молодой, радостный, полный движения, жизни и одухотворения. “Поэзия дня” как специфическая жанровая разновидность лирики природы Тютчева обладает внутренним художественным единством. Пленительный акт “дневного мира” поэт как бы расчленил на явления – стихотворения об утре, полдне, вечере, о зиме, весне, лете и осени. Однако в мировой мистерии акт светлого, гармонического бытия сменяется новым актом бытия ночного хаотического, исполненного трагизма. Как океан объемлет шар земной, Для Тютчева хаос – тоже стихия но не материальная, земная, как вода, огонь, воздух, а противоположная матери-земли. Хаос мыслится поэтом как беспредельная ночная стихия, в ней исчезают представления о пространстве и времени. Стихия хаоса у Тютчева бестелесна. Тютчевское сближение хаоса с ночью, холодом, смертью, сном, сновидениями, явлениями, враждебными человеку, также напоминает греческую мифологию. Романтическая масштабность ночных пейзажей Тютчева связано с его античными пристрастиями. Ночной пейзаж наполнен образными ассоциациями с древнегреческими мифами. “Атлас”, “Муза”, ”колесница”, “лабиринты” – образы, придающие его поэтическому рисунку торжественность, приподнятость над земной обыденностью, ночную романтику. У Тютчева и материальная природа – это для человека, и хаос-родной. Единение человека с природой приносит счастье, духовное слияние человека с разрушительным хаосом – трагично. В мировом бытии Тютчев выделил два начала: космос (мать-земля) и хаос. Космос получил определения: светлый, гармоничный, радостный, молодой, телесный, одушевленный, день, жизнь. Хаос стоит в ряду определений: мрак, дисгармония, страх, бестелесность, бессознательность, сон, сновидения, ночь смерть, бездна. По Тютчеву оба они составляют основу бытия, не одно из них не преобладает над другим. Поэзия Тютчева запечатлела картину вселенной, которая представлена им как двухактная величественная мистерия. Идейная и художественная концепции Тютчева находятся в органическом единстве. В его романтической мистерии вселенского бытия – величие и драматизм, прелесть дня и страх ночи, радость жизни и трагизм смерти. В мистерии бытия человеку по Тютчеву, отведена роль странника. Жизнь человека подобна путешествию, а человек – как путник в дороге. Лирическим героем нередко оказывается человек идущий или едущий. Поэт призывал отвергнуть “чувств обман” и “ринутся” в океан всемирной природной жизни. В стихотворениях “Странник”, “Колумб”, в дорожных стихотворениях, в стихах, посвященных какому-либо отдельному месту России или Западной Европы, в стихотворениях и высказываниях о пароходах, железной дороге, а также в его дорожных письмах выразилась поэзия “странничества”. Здесь Тютчев сказал о радости приобщения человека к большому миру матери-земли. Тютчев философски и эстетически осмысливает человеческие искания, странствия, путешествия. Прежде всего, античные эстетические представления о странствиях, по-видимому, владеют его сознанием. Тютчевский странник – это не тот человек, который жаждет рассеяться и развлечься, он странствует и в утеху, и в то же время в пользу и назиданье. Странник у Тютчева наделен лермонтовским эпитетом – изгнанник. В 40-50-х гг. Тютчев много ездил по Европе. Дорожные стихотворения и письма поэта свидетельствует о пристальном внимании прежде всего к поэтическим сторонам новой местности, которые он обозначил словами, взятыми из древнего мира – “гений места”. “Гений места” получает в его стихах олицетворенное изображение. Бытие человека Тютчев понял как неустанное движение в пространстве и времени. Само движение воспринимается поэтом как многозначное, многолинейное, пространственное – по плоскости, по горизонтали, идеальное – по вертикали (к звездам) и временное. Поэзия Тютчева позволяет уяснить глубокое своеобразие видения этим поэтом романтики жизни и определить некоторые общие свойства романтических душевных состояний. Романтику Тютчев ищет не в экзотике, не в исключительных ситуациях, не в сфере фантастики, кошмаров и ужасов. Для него преисполнены романтикой беспредельные миры непознанного: таинственный океан вселенского бытия, навсегда ушедший, загадочный мир былого, сокровенные истоки человеческой души. Основную эстетическую стихию его поэзии составляет таинственное и очаровывающее, неожиданное и притягательное, бесконечно многозначное, влекущее и устрашающее. Романтика связана с ночным хаосом, с его темными волнами, бьющими в земную пристань, с причудливым бытием природных стихий, бездонным звездным небом. Она в странностях природных феноменов: дневного месяца, вечернего пения будто обезумевшего жаворонка, непонятного мира теней и лунного света, ночного мерцания. Романтика – в бесконечности свойств явлений, когда вой ветра оказывается вместе с тем и пением, и эта песня-вой одновременно и шумная и глухая, и любимая и жалобная, и страшная, а шум елей то же беспределен в своей многозначительности; мелодический, дикий, заунывный, он пробуждает в человеке сладостную думу, обворожает его ум. Бездонность бытия порождает поразительные контрасты и противоречия, преображения живых существ и природных сил, когда привычное предстает в новом, неожиданном качестве. Романтика – это мир мечтаний, грез, воспоминаний, заветных желаний, “таинственно волшебных дум”, тот загадочный “элизиум теней”, который также неисчерпаем и до конца не познан. Романтика – противоположность жизненной обыденности, привычно примелькавшемуся и хорошо известному. Поэзия Тютчева заключает в себе прелесть узнавания мира, новизну открытий бесконечного многообразия бытия. Поэт призывает смотреть и слушать мистерию бытия. Конспект урока по литературе в 6-ом классе Тема урока: Родная природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева Цели урока: 1) Познакомить учащихся с творчеством поэта, закрепить знания некоторых литературоведческих терминов; 2) Выработать умение, восприятие поэтического слова через выражение чувств; 3) Привить чувство художественного вкуса, уважение и любовь к родной природе. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование урока: портрет поэта, репродукции известных художников, изображающие природу, магнитофон, романс на стихи Тютчева “Весенние воды”, на доске записано высказывание Фета о Тютчеве, на каждой парте – цветные карандаши и лист бумаги. Ход урока. I. Организационный момент (2-3 мин.) 1) Приветствие. 2) Проверка готовности к уроку (наличие тетрадей, дневников, письменных принадлежностей, рабочая поза). 3) Определение отсутствующих. II. Основная часть урока (Звучит романс “Весенние воды”) 1) Вступительное слово учителя (5 мин.). Афанасий Фет, видевший в Тютчеве одного из величайших лириков, существовавших на земле, с поразительной точностью сказал о его творчестве: “Здесь духа мощного господство, здесь утонченный жизни цвет!”. Как вы думаете, ребята, когда стихи “приходят” к поэту? (ученики отвечают) Стихи приходят к поэту в минуты горя и радости, страданий и счастья. Поэт не писал стихи, а только записывал, и чаще всего на первый попавшийся лоскут бумаги, или диктовал их кому-нибудь из близких. У поэта был необыкновенный запас творческих сил. Бесспорно – это результат широкого многостороннего образования, богатого жизненного опыта. И, конечно, редкой врождённой одарённости. Знаменитый учитель Тютчева Раич говорил: “Отрок Тютчев в совершенстве владел греческим и латынью, прекрасно переводил древних авторов. Четырнадцати лет он был удостоен звания сотрудника “Общества любителей русской словесности”, а восемнадцати лет, пройдя курс университетских наук за два года, был утверждён в кандидатском достоинстве”. Своей незаурядной образованностью и всесторонней культурой он обязан прежде всего книгам. Память у поэта была феноменальная, к прочитанной книге он терял интерес, так как почти всю ее знал наизусть. 2) Выступление учеников (5 - 7 мин.). Ученики читают стихи наизусть, которые были заданы заранее о различных временах года: “Есть в осени первоначальной…”, “Зима недаром злится …”, “Неохотно и несмело”. 3) Физкультминутка (2 мин.) Ветер дует нам в лицо, 4) Анализ стихотворения “Есть в осени первоначальной…” (5-7 мин.) – Какое настроение передает автор этим стихотворением? (размышления учеников, наиболее яркие мысли записываются в тетрадь) – Какие эпитеты употребляет поэт и с какой целью? (“дивная пора”, “бодрый серп” и т.д.) – Что такое сравнение? Попробуем их найти в тексте. (“паутины тонкий волос”, небо льется как лазурь) – Как вы думаете в каком состоянии находится природа? (задумчивость, природа замерла в ожидании) 5) Устное рисование (2-5 мин.) Какая из размещенных на доске картин наиболее подходит к этому стихотворению. Представьте на минуту, что вы – художник. Какие бы краски вы использовали? Что было бы изображено на вашей картине? (размышления учеников) III. Подведение итогов (10 мин.) 1) Обобщение. Итак, сегодня мы обратились к одной из тем в творчестве Тютчева. Что вы можете сказать о человеке, который так тонко чувствовал состояние природы, изменения ее настроений? Сейчас мы начнем с вами работу, которую вы закончите дома. У вас на партах лежат бумага и карандаши. Я прошу вас постараться изобразить, то, какие картины предстают перед вами при чтении любого стихотворения о природе Ф. И. Тютчева. 2) Самостоятельная работа учеников. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |