Преподавание литературы "Поющее сердце России"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1127 Пискунова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы На доске: "Когда я перечитываю стихи поэта, передо мной встает мой Сергей Есенин, человек великой любви к Родине". А. Блок: "Стихи свежие, чистые, голосистые". Е. Евтушенко: "Есенин, дай на счастье нежность мне к березкам и лугам, к зверью и людям и ко всему другому на земле, что мы с тобой так беззащитно любим". Цели урока:
Ход занятия Орг. Момент. На столе томики С. Есенина, свечка, портрет. Слово учителя. (1 мин.) С детства поэта окружала родная природа, с первыми словами впитал он народный поэтический взгляд на мир: песни матери, сказки бабушки. Он знал нелегкий труд крестьянина. Все это стало источником его поэзии. Сестра вспоминает: "В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село". 1 ученик читает стихотворение "Сыплет черемуха снегом:" 2 ученик читает стихотворение "Край любимый! Сердцу снятся:" Слово учителя. (1 мин.) Природа для С. Есенина - необъятный прекрасный край. Любовью к земле, лугам, травам, рощам проникнуты его стихи. В них звучат задушевные мелодии, передающие дыхание самой природы, порывы ветра, шепот листьев, пение птиц, плеск речной волны. Природа вся в движении, в обновлении, в гармоническом единении с человеком. Девочки исполняют романс "Отговорила роща золотая" (3 мин.) Беседа. "Золотая роща" - это конкретный предметный образ или что-то большее? (Ответ: это жизнь поэта, образ судьбы) Общая тема увядания, ощущение конца жизни сливается с темой прощания (с веселыми днями юности). Почему роща "золотая"? (Ответ: это цвет увядания, но говорит "веселым языком". Это воспоминание о весне, радости, счастье). А почему рядом с увяданием две стихии : время и ветер? (Ответ: они возвращают к теме жизни, делают концовку светлой, оптимистичной). Слово учителя: Поэт умеет видеть красоту во всем: и в родимом низеньком доме, и в северных небесах, и в хлебных полях. Все это согрето горячей любовью к родине. Чтение стихов: "Я покинул родимый дом:", "Низкий дом с голубыми ставнями:" (4 мин.) Слово учителя: Есенинские стихи по-настоящему гуманны даже тогда, когда поэту кажется, что все мечты и надежды в прошлом. Ученицы класса исполняют романс "Не жалею, не зову, не плачу" (3 мин.) Беседа. О чем это стихотворение? (о быстротечности, любви к людям и ко всему живому на земле). А есть впечатление, что в этом стихотворении отрешение от жизни? (нет, только сожаление о скоротечности, необратимости, беззащитности перед неминуемом) Слово учителя: В очерке "О себе" С.А. Есенин писал "Что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах". Поля, леса, березка над прудом, красногривый жеребенок, скачущий за паровозом, мать, "девушка в белом", "голубом" - все вызывает в сердце поэта глубокую нежность. Е. Евтушенко: "Есенин, дай на счастье нежность мне к березкам и лугам, к зверью и людям и ко всему другому на земле, что мы с тобой так беззащитно любим" О "братьях наших меньших" поэт рассказывает с неизменной нежностью Учитель читает наизусть стихотворение "Собаке Качалова" (1,5 мин.) Беседа: Что удивляет в стихах? Чем поражаешься, читая стихотворение? (со "зверьем разговаривает по-дружески", "на равных") Как передает симпатию к Джиму? (все нравится: лапа, шерстка бархатная, характер) О чем говорит с Джимом? (о любви, радости, грусти, даже об отношении к жизни) Слово учителя: Одно из сильнейших стихов о "братьях наших меньших" - стихотворение "Песнь о собаке" Один ученик читает стихотворение "Песнь о собаке" Беседа. Чем покоряет стихотворение? (Трепетное отношение к собаке, к родившимся щенятам, стих о гуманном отношении ко всему живому) Как собака ухаживала за щенятами? (Ласкала, причесывала языком, успела полюбить) На какой антитезе строится стих? (Материнские чувства и "хозяин хмурый", который может разделаться со всем живым на земле) Почему в этом сюжетном стихе выпали строки о гибели щенят? (Состояние поэта, его потрясение) Как вы поняли метафору "покатились глаза собаки золотыми звездами в снег"? (Метафора говорит о святости материнской любви. Это обезумевшая от горя собака) Слово учителя: Семья для поэта неотделима от Родины. Высоко поэтичен образ матери, к которому поэт не раз обращался в своих стихах. Возвращение к матери - это возвращение к Родине. В самые трудные минуты поэт обращается к матери. Ученик читает стихотворение "Письмо матери". (2 мин.) Подводя итоги жизни, автор пишет стих "Мы теперь уходим понемногу:". Это стихотворение не только "о восторженной любви к жизни", но и о том, как дороги поэту люди. Слово учителя: К гуманизму можно прийти различными путями. С. Есенин пришел к нему от сыновей любви к родной земле, к матери, к "братьям нашим меньшим". Оценки за урок. Домашнее задание: Анализ стихотворений "Русь советская", "Русь уходящая", "Письмо к женщине" , "Спит ковыль. Равнина дорогая:", "Небесный барабанщик", "Иорданская голубица". Если останется время: 1. "Не бродить, не мять в кустах багряных:" 2. "Шаганэ ты моя, Шаганэ:" 3. "Я спросил сегодня у менялы:" 4. "Спит ковыль. Равнина дорогая:" Поэт радуется каждому своему свиданию с милой родиной. "Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине". Всей своей потрясающей красотой и чуткостью стих Есенина подтверждает это: "Чувство к Родине - основное в моем творчестве". Лучше всех знал себя и лучше всех сказал о себе Есенин, лучше всех сам объяснил, что похабничал и скандалил для того, чтобы "ярче гореть", "розу белую с черной жабой" хотел повенчать. Не поэт тот, чья поэзия не волнует. У него чистое сердце, русское, широкое и свободное. Прослушивание романса "Мне осталась одна забава". Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |