ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

О вещая душа моя

Работа выполнена в соавторстве с гл.библиотекарем ЦДБ Мазуряк Клавдией Георгиевной План проведения: “Преданье ожило святое…” (детство и юность поэта) Служение России (дипломатическая служба Федора Ивановича Тютчева) “Есть в осени первоначальной…” (Федор Тютчев: поэтическое открытие природы) Космос в поэзии Тютчева (философская лирика) Неразгаданная тайна (любовная лирика – стихи “Денисьевского” цикла) “Преданье ожило святое…” Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что Федор Иванович Тютче...

Добавлено: 2020.05.01 | Просмотров: 22

Интегрированный урок (литература + биология) "Среда жизнедеятельности. Взаимоотношения организмов" (8-й класс)

Цели урока: - учиться сопоставлять предметы и явления, - расширять кругозор, совершенствовать речевые навыки, - учиться понимать друг друга, другого человека, - показать взаимосвязь законов природы и человеческого общества, - развивать воображение, творчество. Цели относительно учащихся: - закрепить биологические понятия, - научиться связывать законы и явления в природе, - учиться анализировать текст, выявляя актуальные проблемы, - научиться сопоставлять биологические законы и законы развити...

Добавлено: 2020.05.01 | Просмотров: 25

Урок литературы в 11-м классе по теме: "Христианские мотивы в рассказе А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Предмет: литература в 11 классе, урок-исследование. Тема урока: Христианские мотивы в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор». Продолжительность: 2 урока по 40 минут. Класс: 11 класс Место занятия в учебном процессе: урок №5 в разделе «Литературный процесс 60-х годов», урок №2 по теме: «А.И.Солженицын» (по учебнику «Русская литература XX века. 11 класс» (Под редакцией В.В.Агеносова. – М.: Дрофа, 2006год). Конспект урока Тема урока: Христианские мотивы в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор»...

Добавлено: 2020.04.30 | Просмотров: 24

"Перекличка веков. Идеи просвещения, науки и образования в литературе России". Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для старшеклассников

Цели урока: 1. Проследить, какое выражение нашли идеи просвещения и науки в литературе XVIII-XIX веков. 2. Подробнее познакомиться с творчеством писателей и поэтов XVIII– XIX веков, которым были близки идеи просвещения. 3. Соотнести представления о человеке и его отношении к науке в XVIII– XIX веках и в наше время; определить, какие черты человеческой личности считались наиболее значимыми. Литературный салон в духе XVIII-XIX веков. На стенах портреты Ломоносова, Фонвизина, Грибоедова, Держави...

Добавлено: 2020.04.27 | Просмотров: 22

Разработка урока литературы по тексту рассказа И.А. Бунина "Роман горбуна"

Тип урока: классного чтения и изучения художественного произведения. Цели: познакомить учащихся с рассказом И.А. Бунина; развивать умение анализировать текст, выражать свои мысли; развивать критическое мышление учащихся. Оборудование: подготовленные тексты рассказа (Приложение 1), медиапроектор, презентация (Приложение 2), музыкальное сопровождение (композиция «Бабочки» Р.В. Тяна). Основной прием - «Чтение с остановками». Ход урока Работа учителя Работа учащихся. Примечания ...

Добавлено: 2020.04.27 | Просмотров: 24

Разработка урока литературы по тексту рассказа И.А. Бунина "Роман горбуна"

Тип урока: классного чтения и изучения художественного произведения. Цели: познакомить учащихся с рассказом И.А. Бунина; развивать умение анализировать текст, выражать свои мысли; развивать критическое мышление учащихся. Оборудование: подготовленные тексты рассказа (Приложение 1), медиапроектор, презентация (Приложение 2), музыкальное сопровождение (композиция «Бабочки» Р.В. Тяна). Основной прием - «Чтение с остановками». Ход урока Работа учителя Работа учащихся. Примечания ...

Добавлено: 2020.04.26 | Просмотров: 24

Рецензия на программу факультативного курса по литературе (10–11-е классы) (гуманитарные группы) "Мировая художественная литература на рубеже XIX и ХХ вв."

Пояснительная записка. С ранних лет перед школьниками открывается прекрасный мир родной литературы. В душе каждого молодого читателя на всю жизнь запечатлеваются великие образы, созданные русскими мастерами слова. Немало трудных вопросов возникает у юношей и девушек на пороге их жизненного пути. И если не на все, то на многие из них подсказывают ответы страницы любимых книг, - ведь на этих страницах отражен опыт поколений. Книжные богатства огромны. И как важно воспитать в себе хороший вкус и...

Добавлено: 2020.04.26 | Просмотров: 24

Рецензия на программу факультативного курса по литературе (10–11-е классы) (гуманитарные группы) "Мировая художественная литература на рубеже XIX и ХХ вв."

Пояснительная записка. С ранних лет перед школьниками открывается прекрасный мир родной литературы. В душе каждого молодого читателя на всю жизнь запечатлеваются великие образы, созданные русскими мастерами слова. Немало трудных вопросов возникает у юношей и девушек на пороге их жизненного пути. И если не на все, то на многие из них подсказывают ответы страницы любимых книг, - ведь на этих страницах отражен опыт поколений. Книжные богатства огромны. И как важно воспитать в себе хороший вкус и...

Добавлено: 2020.04.26 | Просмотров: 21

Рецензия на программу факультативного курса по литературе (10–11-е классы) (гуманитарные группы) "Мировая художественная литература на рубеже XIX и ХХ вв."

Пояснительная записка. С ранних лет перед школьниками открывается прекрасный мир родной литературы. В душе каждого молодого читателя на всю жизнь запечатлеваются великие образы, созданные русскими мастерами слова. Немало трудных вопросов возникает у юношей и девушек на пороге их жизненного пути. И если не на все, то на многие из них подсказывают ответы страницы любимых книг, - ведь на этих страницах отражен опыт поколений. Книжные богатства огромны. И как важно воспитать в себе хороший вкус и...

Добавлено: 2020.04.25 | Просмотров: 21

Конспект открытого урока по литературе "Сказки Салтыкова-Щедрина"

Эпиграф к уроку: Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством. А.В.Луначарский Цель урока: выяснить причины обращения писателя к сказкам, выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие сказок, словарная работа над литературными терминами, развивать умение анализировать сказки, показать их актуальность и в наши дни. Оформление: Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина,...

Добавлено: 2020.04.25 | Просмотров: 21

Игровые технологии на уроках литературы в 5-м классе

Подготовительный этап: 1. Маршрут. Для этого класс разбивается на команды. Каждая команда выбирает командира (капитана). С ними и обсуждается маршрут. На поиски “Спящей царевны” В.А.Жуковского. Вслед за Русланом А.С.Пушкина. Ищем “Пропавшую грамоту” Н.В.Гоголя. 2. Распределение ролей. Герои на станциях, штурманы (ведут записи, отмечают активность для дальнейшей оценки); архивариусы (авторы будущего журнала путешествия). Командиры экипажей руководят работой своей группы. 3. Выбор средства...

Добавлено: 2020.04.25 | Просмотров: 18

Устный журнал "Он – Пушкин, и бессмертен он!", посвященный 175-й годовщине со дня смерти А.С. Пушкина

Действующие лица: Ведущие (1, 2); Чтец; А.С. Пушкин; Н.Н. Гончарова; В.А. Жуковский; В.И. Даль; Онегин; Ленский; Зарецкий; Гильо. Ход мероприятия Звучит музыка. Ведущие (1,2): Сто семьдесят пять лет со дня смерти Пушкина… “Тогда, сто лет назад, эта смерть ударила по сердцам как народное горе, непоправимая беда, страшная утрата. Она переживалась как ужасная катастрофа, слепой рок, злая бессмыслица, отнявшая у русского народа его высшее достояние. Это чувство живо и теперь. И ныне, через сто ...

Добавлено: 2020.04.25 | Просмотров: 19

Урок-презентация по теме: "Страницы жизни и творчества А.С. Пушкина"

ЦЕЛИ: Систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Развивать умение слушать, анализировать, выразительно читать; совершенствовать навыки монологического высказывания. Закрепить умение работать с художественной и справочной литературой. Заинтересовать учащихся, вызвать у них желание больше узнать о личности поэта, его творчестве. ОБОРУДОВАНИЕ: Портрет А.С. Пушкина. Выставка рисунков учащихся по изученным произведениям. Выставка книг, посвящённых творчеству поэта. През...

Добавлено: 2020.04.24 | Просмотров: 23

Урок-презентация по теме: "Страницы жизни и творчества А.С. Пушкина"

ЦЕЛИ: Систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Развивать умение слушать, анализировать, выразительно читать; совершенствовать навыки монологического высказывания. Закрепить умение работать с художественной и справочной литературой. Заинтересовать учащихся, вызвать у них желание больше узнать о личности поэта, его творчестве. ОБОРУДОВАНИЕ: Портрет А.С. Пушкина. Выставка рисунков учащихся по изученным произведениям. Выставка книг, посвящённых творчеству поэта. През...

Добавлено: 2020.04.24 | Просмотров: 24

Урок литературы "Составление поэтического сборника поэзии Серебряного века"

Урок литературы “Составление поэтического сборника поэзии Серебряного века” проводится в форме самостоятельной групповой работы, т.е. относится к нестандартным урокам. Урок является обобщением пройденного материала по теме “Серебряный век русской поэзии” Нестандартная форма проведения урока по этой теме позволяет учащимся проявить творческие способности, максимум самостоятельности, защитить свою точку зрения при выборе того или иного стихотворения, блеснуть своими речевыми умениями и навыками. ...

Добавлено: 2020.04.22 | Просмотров: 21

Актуальные и вечные проблемы нравственности, духовности (урок-исследование по рассказам В.М. Шукшина "Мастер", "Крепкий мужик")

Цель: Углубить и расширить знания о творчестве В.М.Шукшина. Развитие навыков исследовательской работы, умения мыслить самостоятельно, делать выводы, обогатить духовный мир школьников (в рассказах поставлены нравственные проблемы, актуальные для подростков, способные вызвать интерес, поднять уровень духовности человека), учить видеть за внешними проявлениями внутренний мир героя. В ходе исследовательской работы узнать о Шукшине-писателе, человеке, земляке. Умение определить проблему, проанализи...

Добавлено: 2020.04.20 | Просмотров: 20

Особенности жанра баллады и его развитие в европейской литературы XVIII–XIX веков

Слово “ баллада” произошло от французского “ballade”, а то в свою очередь от позднелатинского “ballo” – “танцую”. Жанр баллады сложился в средние века. Первоначально так называли народную плясовую песнь; затем широкое распространение получили баллады, повествующие о преступлениях, кровавых распрях, несчастной любви и сиротстве. Развитие балладных сюжетов шло по двум основным направлениям: чрезвычайно продуктивными оказались сюжеты героико – исторического характера; параллельно им развивались сю...

Добавлено: 2020.04.19 | Просмотров: 19

Литературный КВН для 5-го класса

Цели и задачи: Проследить степень усвоения прочитанных сказок, выявить знания загадок, создать условия для формирования представления у обучающихся о фольклоре как отражении народных представлений о жизни. Развивать логическое мышление, память, творческие способности обучающихся. Воспитывать уважение к русскому народному фольклору, литературной русской и рубежной сказке, прививать любовь к национальным истокам русского народа, воспитывать чувство коллективизма. Оформление: Плакаты со слова...

Добавлено: 2020.04.19 | Просмотров: 24

Урок литературы в 10-м классе. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова

Цели урока: Проанализировать  особенности поэзии   Некрасова, её своеобразие и новаторство Рассмотреть основные темы лирики поэта Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания. Вырабатывать  умения, сопоставлять лирические произведения с биографией Некрасова Раскрыть преемственность лирики Некрасова с поэзией Пушкина и Лермонтова. Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке. Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию...

Добавлено: 2020.04.18 | Просмотров: 25

Дополнительный материал к уроку: "Образ Порфирия Петровича в романе Достоевского "Преступление и наказание"

Неоспорим тот факт, что даже при смене культурных эпох книги великих писателей оказываются в зоне повышенного интереса литературоведов, критиков, людей самых разных склонностей и профессий. Роман Достоевского – одна из подобных книг. И хотя “Преступление и наказание” исследовалось сотнями опытных литературоведов, на него писались оригинальные критические отзывы, по мотивам романа ставили кинофильмы – все равно произведение остается не прочитанным до конца. Некоторые содержательные нюансы и худо...

Добавлено: 2020.04.18 | Просмотров: 25

Урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор"

Цели урока: познакомить учащихся с историей написания рассказа; в ходе аналитической беседы помочь понять и оценить поведение главных героев, разобраться в философском смысле рассказа; развивать умение учащихся высказывать своё мнение и аргументировать его; проверить знание содержания произведения. Эпиграф к уроку: “Есть такие прирождённые ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая…” (А.И.Солж...

Добавлено: 2020.04.17 | Просмотров: 22

Интеллектуальная игра по творчеству И.А. Бунина

Презентации к уроку Загрузить презентацию (8,21 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели урока: Познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении. Проведение игры поможет словеснику подвести итоги изучения творчества И.А.Бунина Раз...

Добавлено: 2020.04.17 | Просмотров: 26

Урок литературы в 5-м классе "Роман Воспитания" Д. Дефо

Цели и задачи: Ознакомиться с биографией Дефо; Узнать об эксперименте в романе и его этапах; Раскрыть возможности человека, указать на его предназначение в огромном мире, в природе, в обществе. Оборудование: Мультимедийная установка; Интерактивная доска; Компьютер. Ход урока I. Ознакомление с биографией писателя II. Самостоятельная работа Вопросы: Когда жил и творил Даниель Дефо? Какое произведение является главным в творчестве писателя? Произведения каких жанров принадлежат перу этого ав...

Добавлено: 2020.04.17 | Просмотров: 24

Ее величество Осень

Цели мероприятия: Пополнить словарный запас учащихся. Формировать чувство любви к русской поэзии, живописи, музыке, к родной стране и ее обычаям. Воспитывать у детей любовь к природе. Развивать чувство прекрасного, воображение, внимание, речь учащихся. Развивать творческие способности учащихся. Оборудование и материалы: Листочки для выполнения заданий для каждой из трех команд. Кроссворд по древним названиям осенних месяцев. Разрезанные на слова фрагменты стихов об осени. Любые музыкальн...

Добавлено: 2020.04.15 | Просмотров: 22

Интегрированный урок в 4-м классе. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "На севере диком стоит одиноко…"

Тема урока: Стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком стоит одиноко...» Цели: 1) Обучающая: - Учиться выразительному чтению стихотворений, устному рисованию. - Показать оригинальность лермонтовского перевода стихотворения Г.Гейне. 2) Развивающая: - Развивать познавательную активность школьников, воображение, учить наблюдать, сравнивать и анализировать. 3) Воспитывающая: - Пробуждать интерес к знанию языков. - Воспитывать чувства прекрасного (показать, что мироощущение и ч...

Добавлено: 2020.04.15 | Просмотров: 23

Начало ... Предыдущая страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Следующая страница ... Конец