ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Местоимения "я" и "мы" и их производные в художественных текстах

Цели: раскрыть экспрессию слов я и мы как одного из средств постижения смысла произведения; учить чувствовать слово, понимать суть его через свои ощущения, способствовать развитию творческих способностей школьников; дать понять, что каждый человек должен сделать свой выбор, выработать свой ориентир в жизни, сохранить свою индивидуальность. Оборудование: художественные тексты: стихотворения К. Бальмонта, стихотворения В. Маяковского (до 1917 года), роман Е. Замятина "Мы"; словари:...

Добавлено: 2020.01.14 | Просмотров: 6

Урок мудрости по сказке В.М. Шукшина "До третьих петухов"

Что с нами происходит? Всем своим творчеством Василий Макарович Шукшин мучительно искал ответ на этот вопрос. Искал не только для нас, современников, но и потомков. Об этом поиске Валентин Распутин скажет: “Будь человеком… Всё, что сделано Шукшиным в искусстве, освещено у него этим требовательным понятием, этой страстью, этой болью, которым он заставил внимать всех… Не было у нас за последние десятилетия другого такого художника, который бы столь уверенно и беспощадно врывался во всякую человеч...

Добавлено: 2020.01.12 | Просмотров: 6

Дополнительный материал к уроку: "Образ Порфирия Петровича в романе Достоевского "Преступление и наказание"

Неоспорим тот факт, что даже при смене культурных эпох книги великих писателей оказываются в зоне повышенного интереса литературоведов, критиков, людей самых разных склонностей и профессий. Роман Достоевского – одна из подобных книг. И хотя “Преступление и наказание” исследовалось сотнями опытных литературоведов, на него писались оригинальные критические отзывы, по мотивам романа ставили кинофильмы – все равно произведение остается не прочитанным до конца. Некоторые содержательные нюансы и худо...

Добавлено: 2020.01.12 | Просмотров: 7

Особенности жанра баллады и его развитие в европейской литературы XVIII–XIX веков

Слово “ баллада” произошло от французского “ballade”, а то в свою очередь от позднелатинского “ballo” – “танцую”. Жанр баллады сложился в средние века. Первоначально так называли народную плясовую песнь; затем широкое распространение получили баллады, повествующие о преступлениях, кровавых распрях, несчастной любви и сиротстве. Развитие балладных сюжетов шло по двум основным направлениям: чрезвычайно продуктивными оказались сюжеты героико – исторического характера; параллельно им развивались сю...

Добавлено: 2020.01.11 | Просмотров: 8

Тема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". 8-й класс

Цели: Познавательный аспект. 1. Формирование специальных умений: – формировать умение характеризовать героя драматического произведения при работе с образом Митрофанушки; – формировать умение выделять авторскую позицию по отношению к герою драматического произведения при работе с текстом пьесы; 2. Формирование и развитие общеучебных умений: а) учебно-организационные умения: – уметь делать записи в тетради в соответствии с выполнением заданий инструктивной карточки, – уметь составлять таблицу ...

Добавлено: 2020.01.10 | Просмотров: 7

Дополнительный материал к уроку: "Образ Порфирия Петровича в романе Достоевского "Преступление и наказание"

Неоспорим тот факт, что даже при смене культурных эпох книги великих писателей оказываются в зоне повышенного интереса литературоведов, критиков, людей самых разных склонностей и профессий. Роман Достоевского – одна из подобных книг. И хотя “Преступление и наказание” исследовалось сотнями опытных литературоведов, на него писались оригинальные критические отзывы, по мотивам романа ставили кинофильмы – все равно произведение остается не прочитанным до конца. Некоторые содержательные нюансы и худо...

Добавлено: 2020.01.10 | Просмотров: 7

Урок мудрости по сказке В.М. Шукшина "До третьих петухов"

Что с нами происходит? Всем своим творчеством Василий Макарович Шукшин мучительно искал ответ на этот вопрос. Искал не только для нас, современников, но и потомков. Об этом поиске Валентин Распутин скажет: “Будь человеком… Всё, что сделано Шукшиным в искусстве, освещено у него этим требовательным понятием, этой страстью, этой болью, которым он заставил внимать всех… Не было у нас за последние десятилетия другого такого художника, который бы столь уверенно и беспощадно врывался во всякую человеч...

Добавлено: 2020.01.09 | Просмотров: 7

Развитие навыков аргументации у детей на уроках риторики

Презентации к уроку Загрузить презентацию (327 КБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Загрузить презентацию (139 КБ) 1. Аргументация как логическая система доказательства и как способ выражения Аргументация (от лат. arguo «показываю, доказываю, выясняю), по определению группы голландских логик...

Добавлено: 2020.01.07 | Просмотров: 6

Взаимосвязь видов искусства на уроках литературы. Модернизм в поэзии и живописи

…Я не знаю, какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, -- это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Д.С. Лихачев Как один из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Вооруж...

Добавлено: 2020.01.06 | Просмотров: 8

Поэзия и духовность

Как стрела на излете При паденье в траву, Забываю о плоти, Только в звуке живу, В звуке, в свете, в печали, В том, что волей творца Было словом в начале И не знает конца А.Ревич Поэзия и духовность… эти два понятия едины. Что же такое духовность? Современный словарь русского языка определяет духовность как “духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности”. Но это определение кажется “сухим” и “бесчувственным”. Над понятием “духовност...

Добавлено: 2020.01.06 | Просмотров: 8

Поэзия и духовность

Как стрела на излете При паденье в траву, Забываю о плоти, Только в звуке живу, В звуке, в свете, в печали, В том, что волей творца Было словом в начале И не знает конца А.Ревич Поэзия и духовность… эти два понятия едины. Что же такое духовность? Современный словарь русского языка определяет духовность как “духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности”. Но это определение кажется “сухим” и “бесчувственным”. Над понятием “духовност...

Добавлено: 2020.01.05 | Просмотров: 7

Использование новых технологий на уроках русского языка и литературы

В законодательстве Российской Федерации закреплен как один из основополагающих принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания обучения, а именно признание творческой природы личности каждого ребенка. Наличие в нем внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель - целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потен...

Добавлено: 2020.01.04 | Просмотров: 7

"О Родина святая". Молитвы родной природы в русской лирике. 6-й класс

Цели урока. обучающий аспект: - уметь самостоятельно анализировать художественное произведение ранее изученным способом в измененной ситуации; - уметь выразительно читать; - уметь пользоваться понятиями “художественные средства”: эпитеты, сравнения, инверсия; - уметь обнаружить связь между текстом и возникающим образом; - уметь определить позицию автора. развивающий аспект: - развивать навыки сравнительного анализа; - развивать умения аргументировать свою позицию; воспитывающий аспект: - во...

Добавлено: 2020.01.03 | Просмотров: 7

Открытый урок по теме "Сердце матери" (по рассказу В.М. Шукшина "Материнское сердце")

Цели: проанализировать текст рассказа “Материнское сердце”. На примере жизни героя раскрыть причинно-следственные связи между преступлением и наказанием. Пробудить чувство ответственности за содеянное, размышляя о понятии “сыновний долг”; формировать чуткое и уважительное отношение к матери, вызвать желание быть достойными сыновьями; учить анализировать, рассуждать, делать выводы, сравнивать; развивать творческие способности учащихся; способствовать формированию навыков правильност...

Добавлено: 2020.01.02 | Просмотров: 6

Урок-путешествие по творчеству А.С. Пушкина "Духовной жаждою томим…"

“Духовной жаждою томим…” (по страницам произведений А.С.Пушкина. К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина) Цель урока: на примере легендарной жизни поэта учиться непоколебимой чести, благородству, верности в дружбе, подвигнуть учащихся на создание своих сочинений. Оборудование: портрет А.С.Пушкина (работа Кипренского), пластинка "Колокольный звон. Новодевичий монастырь", пластинка Л.В.Бетховен “Лунная соната”, свечи, книжная выставка. Ход урока: Вступительное слово учителя. Не раз, начиная разг...

Добавлено: 2020.01.01 | Просмотров: 7

Праздник, посвященный 70-летию Н.М. Рубцова

1. 19 января 2006 года исполнилось 70 лет со дня рождения прекрасного поэта Н.М.Рубцова. Н. Рубцов родился в северном поселке Елецк Архангельской области. Маленьким ребенком он лишился родителей. С 1942 года Николай воспитывался в детском доме, что стоял на берегу реки Толшмы в селе Никольском, в краю необозримых лесов и болот. Здесь он окончил семилетку, потом учился в лесотехническом техникуме. Ему всегда хотелось стать моряком, и он поступил кочегаром на рыболовецкое судно. Когда призвали в ...

Добавлено: 2019.12.31 | Просмотров: 9

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Вновь я посетил..."

Цели урока: – развивать учебно-информационные умения на основе учебных текстов; – развивать аналитические умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения; – обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения; – воспитывать внимательное обращение с текстом лирического произведения в процессе его исследования, любовь к родному языку. Оборудование: портрет А.С. Пушкина, тексты стихотворения...

Добавлено: 2019.12.31 | Просмотров: 6

Анализ стихотворения И.А. Бунина "Вечер"

В лирике И.А.Бунина 1903-1909 годов заметное место занимает стихотворение "Вечер"(1909 г.) - образец пейзажной лирики, отмеченной четкостью рисунка, пластичностью в сочетании эпического и лирического начал, глубокой философичностью. Стихотворение, написанное в форме сонета (два катрена, два терцена), предполагает наличие глубокой философской направленности. По Бунину, "...у писателя форма неразрывно связана с содержанием и рождается сама собой из содержания". "Вечер" - это не просто пейзажная з...

Добавлено: 2019.12.31 | Просмотров: 5

Анализ стихотворения И.А. Бунина "Вечер"

В лирике И.А.Бунина 1903-1909 годов заметное место занимает стихотворение "Вечер"(1909 г.) - образец пейзажной лирики, отмеченной четкостью рисунка, пластичностью в сочетании эпического и лирического начал, глубокой философичностью. Стихотворение, написанное в форме сонета (два катрена, два терцена), предполагает наличие глубокой философской направленности. По Бунину, "...у писателя форма неразрывно связана с содержанием и рождается сама собой из содержания". "Вечер" - это не просто пейзажная з...

Добавлено: 2019.12.31 | Просмотров: 6

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Вновь я посетил..."

Цели урока: – развивать учебно-информационные умения на основе учебных текстов; – развивать аналитические умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения; – обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения; – воспитывать внимательное обращение с текстом лирического произведения в процессе его исследования, любовь к родному языку. Оборудование: портрет А.С. Пушкина, тексты стихотворения...

Добавлено: 2019.12.29 | Просмотров: 11

Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в контексте литературно-художественной традиции. Теоретический семинар в 11-м классе

1. Слово ведущего об особенностях данного урока. 2. Вступительное слово научного руководителя: 1. Зачитывается отрывок из сочинения с заданием - определить конец цитаты и ответить на вопрос: что это – плагиат или творческая обработка художественного текста. “Невидима и свободна! Невидима и свободна! Ах, как чудесно! Это мое тело обжигает ветер, и это мое сердце, сладко захолонув, тяжелым камнем падает вниз. Стремительно ушел вниз город, исчезли грязные, кривые улочки, красные покосившиеся фона...

Добавлено: 2019.12.28 | Просмотров: 10

Методическая разработка урока литературы в 11-м классе на тему "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С. Гумилёва"

Разве не хорошо сотворить свою жизнь, как художник творит свою картину, как поэт создаёт поэму? Правда, материал очень неподатлив, но разве не из твёрдого камня высекают самые дивные статуи? Н.С.Гумилёв. Цель урока: Познакомить учащихся с биографией и стихами Н.С.Гумилёва. Пробудить интерес к личности поэта, создать представление о её недюжинности, многогранности. Побудить детей к сопереживанию, сочувствию судьбе и стихам поэта. Форма урока: пресс-конференция. Оформление: портрет Н.С.Гуми...

Добавлено: 2019.12.28 | Просмотров: 13

Литературная игра по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. Общая дидактическая цель: Усвоение знаний в их системе. Триединая дидактическая цель: Образовательная: учить художественному пересказу, умению объяснять значение художественных деталей в тексте, выразительному чтению. Развивающая: развивать познавательные и творческие способности учащихся, информационные компетентности учащихся, такие, как работа с учебной информацией, умение переводить информацию из визуальной в вербальную, умение критически мысл...

Добавлено: 2019.12.27 | Просмотров: 13

Методические приемы изучения духовных стихов в школе

Презентации к уроку Загрузить презентацию (2,81 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Духовные стихи – это жанр устного народного творчества, который появился на Руси вместе с её Крещением. В нём отразились: и широта русской души, и духовное богатство русской нации, и особенности русской христ...

Добавлено: 2019.12.27 | Просмотров: 22

Конспект уроков по литературе на тему: "Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества". 10-й класс

Продолжительность урока: 2 часа Цели урока: - Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями мировоззрения, своеобразием творчества. - Показать связь личности писателя, его мировоззрения с его книгами. - Продолжить воспитание чувства гордости за русскую литературу (Ф.М.Достоевский в современном контексте). Форма обучения: индивидуальная. Тип урока: урок-мультимедийная экскурсия по этапам биографии и творчества писателя. Оборудование: СD: "Классика (электронная книга) Достое...

Добавлено: 2019.12.26 | Просмотров: 14

Начало ... Предыдущая страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Следующая страница ... Конец