Преподавание литературы Интегрированный урок (литература + история) "Слово о полку Игореве". 8-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.05.05 Просмотров: 2 Шайдулина Минзифа Закировна, учитель Цель: подготовить учащихся к восприятию древнерусского памятника «Слово о полку Игореве»; помочь воссоздать картину времён написания произведения. Оформление урока:
Проект урока. I. На экране слайд 1 с древнерусским текстом: «Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславича? Начатии же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню!» Учитель литературы: Прочитайте текст. Легко ли его читать? На какие особенности текста вы обратили внимание? Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт разговор на уроке? (Высказывания восьмиклассников.) Да, перед вами древнерусский текст. Так начинается «Слово о полку Игореве», произведение, которое является шедевром русской литературы. Слайд 2: Разворот издания «Слова о полку Игореве». – Вы знаете что-нибудь об этом произведении? Что? Учитель литературы (зачитывает): «Игорь к Дону воинов ведёт. Уже беду его подстерегают птицы по дубравам… О Русская земля! Ты уже за холмом!» – эти строки, кажется, всегда были с нами. Маленькое произведение с удивительной судьбой, написанное ритмической прозой. История «Слова о полку Игореве» началась с того, что граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин увлёкся собиранием древностей. Слайд 3. Портрет А.И.Мусина-Пушкина. (1744-1817) В 1787 году ярославский архиепископ Арсений передаёт графу «старинные документы, среди которых оказалось «Слово о полку Игореве», которое до того хранилось в Спасо-Преображенском монастыре. Слайд 4: Ярославль. Преображенский собор Спасского монастыря. В 1800 году Мусин-Пушкин стал переводить «Слово…» с древнерусского языка на язык, на котором говорили в 18 веке. Он сразу понял, что поэма уникальна. В этом же году вышло первое издание «Слова…». Граф с оригинала сделал копию для Екатерины II. Во время французского нашествия 1812 года в огне сгорела вся библиотека Мусина-Пушкина. Так был утрачен оригинал «Слова…» Если бы не екатерининская копия да несколько экземпляров первого издания, «Слово…» для нас было бы потеряно. В настоящее время она хранится в Центральном го. Архиве древних актов в Москве. – Обычно вместе с названием произведения мы произносим имя его автора. А сегодня я не произнесла его имени. Как вы думаете, почему? – Почему же это произошло? II. Слово учителя истории: На рубеже 11 – 12 веков единое древнерусское государство распалось на целый ряд отдельных полусамостоятельных княжеств и земель, между которыми шли острые междукняжеские усобицы. Слайд 5: Карта «Киевская Русь в XI – XII веке». Эти усобицы были на пользу половецким ханам. В 70-х годах XII века их набеги на Русь участились. Они превратились в «рать без перерыва» (лексическая Слайд 6: «Карта Руси к 1185 году». Весной 1185 года против кочевников выступил двоюродный брат киевского князя – Игорь Новгород-Северский Слайд 7. Илья Глазунов. Князь Игорь вместе с братом Всеволодом, сыном и племянником. Поход обернулся разгромом: всё войско Игоря погибло, а сам он попал в плен. До Игоря никто из русских князей в плен не попадал. Это событие произвело тягостное впечатление на современников. Слайд 8. В.Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. Игоря упрекали в легкомыслии и своеволии, в том, что пошёл на половцев, не договорившись со Святославом, великим князем Киевским. – Ребята, как вы думаете, с какой целью автор написал «Слово…»? Только ли потому, чтобы рассказать о неудачном походе князя Игоря? (Высказывания восьмиклассников). III. Слово учителя литературы. Верно. Поход Игоря против половцев и поражение его войска – это для автора и нас повод для глубокого раздумья о судьбах Русской земли, для горячего призыва объединиться и защитить Русь. Эта мысль – единение русских против общих врагов – и является главной мыслью произведения. Причину неудачного похода Игоря автор видит не в слабости русских воинов, а в князьях, которые не объединены, действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы. Он взывает к русским князьям: почему не пришли, не помогли Игорю, почему допустили его плен и гибель войска? IV. Слово учителя истории. Вспомните, в каком году князь Игорь предпринял поход? Значит, «Слово…» написано по горячим следам от пожаров и набегов – в промежутке между 1185 – 1187 годами. К сожалению, точной даты в летописях не сохранилось. V. Слово учителя литературы. Вспомните жанры древнерусской литературы. (Житие, летопись, хождение… слово.) Словарная работа: «Слово». В древнерусской письменности «словом» назывались как церковно – поучительные, так и повествовательные произведения. В самом тексте автор называет своё сочинение «повестью». Откроем текст и прочитаем первый абзац. На экране проецируются слайды. Одновременно голос за кадром читает фрагменты статьи Д.С. Лихачёва «Слово о полку Игореве»: Слайд 1. Портрет Д.С. Лихачёва. VI. Домашнее задание – рефлексия. Ответить на вопросы. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |