Преподавание литературы Методическая разработка урока литературы в 6-м классе по теме "Месть. Что это?" (анализ фрагмента повести В.Закруткина "Матерь человеческая")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.04.23 Просмотров: 4 Белореченская Светлана Александровна, учитель Цели и задачи урока:
Оформление доски: портрет писателя, иллюстрации. I. Слово учителя: - Давайте перенесемся в далекий и страшный 1942 год. Идет жестокая война. Один из хуторов немцы полностью сжигают, жителей убивают. И вот на пепелище остается одна женщина по имени Мария, мужа и сына которой повесили. - Однако новое испытание ждало Марию, вернувшуюся в сожженную деревню. Об этом рассказывает в своей повести писатель В. Закруткин. В основе его повести "Матерь человеческая" лежит реальный факт. "Ранней осенью 1943 года, - пишет автор, - мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи. В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого... Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина... Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей удалось пережить среди развалин родного хутора... Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе..." - Тогда же в перерыве между боями, В. Закруткин написал об этой женщине рассказ "О живом и мертвом", который был напечатан в 1944 году. Спустя много лет В.Закруткин решил написать повесть о женщине, перенесшей все тяготы войны и сохранившей человеческую душу. Выразительное чтение текста учащимися по цепочке. II. Аналитическая работа no тексту. - Какое чувство овладело Марией, когда она увидела в погребе разрушенного дома немца? Ученики зачитывают отрывок из текста. - "...Ненависть и горячая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян..." Учитель просит дать толкование слова "ненависть". Ученику записывают данное толкование в тетради. Ненависть - чувство сильной вражды и отвращения. - Обратившись к тексту, опишите раненого немецкого солдата. - Немец был бледен, изможденный, с тонкой мальчишеской шеей, серый китель был расстегнут, а на застиранной ночной сорочке багровело пятно крови, со светло-голубыми, мокрыми от слез мальчишескими глазами... Учитель обращает внимание учеников на то, что раненый был безоружен. Ученики подбирают синонимы к слову безоружен: - беззащитен, неопасен, слаб и т.д. - Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести? Как он этого добивается? - Чувство жалости, сострадания. Передать психологическое состояние героя. Писателю удалось с помощью слов "раненый, безоружный, изможденный, тихий сдавленный крик, бессильное тело не слушалось его" и т.д. Ученики записывают эти слова в тетрадь. - Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение? - Местью за разрушенный хутор, за гибель мужа, сына, хуторян. Работа с толковым словарем. Запись в тетради толкования слова "месть". Месть - действие в оплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь. - Но почему вдруг "мстительная решимость" покинула Марию в последний момент. Зачитайте данный эпизод. - "...и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который ей показался громом: "Мама! Ма-а-ма!" - С чем сравнивает автор слабый крик: "Мама!" умирающего немца? - "...множеством раскаленных ножей впился в грудь Марии крик, а короткое слово "мама" заставило содрогнуться от нестерпимой боли" - Укажите средства речевой выразительности, которое использует автор в этом предложении? - Почему именно слово "мама" заставило содрогнуться Марию от боли? - Именно в этот момент она подумала о своем погибшем сыне и не родившемся ребенке. Мария осознала, что перед ней лежит раненый мальчишка, который просит у нее помощи и пощады. - С чем у вас ассоциируется слово "мама"? Запишите эти слова в тетрадь. - Мама - жизнь, радость, счастье, зашита, помощь в трудной ситуации, ласка, доброта и т.д. - Что вы узнали о короткой жизни Вернера Брахта? Зачитайте отрывок из текста. - Узнали о том, что никого не убивал, что его мать - такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под Смоленском. Что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт. - Как Мария заботится об умирающем Вернере? Зачитайте из текста. - "Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца......присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком......принесла охапку сена и постелила умирающему немцу..." - А куда же делось чувство мести и злобы, охватившее Марию в первые минуты встречи с немцем? Неужели она забыла обо всем, что сделали немцы с ее семьей, с хутором, местными жителями? - Месть прошла. Мария поняла, что она не сможет убить этого мальчика, который нуждался в ее помощи. Мария не забыла, что сделали немцы с ее семьей, она просто не могла мстить невинному человеку. - Прочитайте описание природы в момент смерти Вернера Брахта. Почему именно так описывает автор осенний день? - "...Торжествующий мир сиял осенней красой: светило неяркое солнце, по голубому небу, редея, лениво рассеиваясь, плыли легкие белые облака..." Автор говорит о том, что Марии надо жить во имя будущего. III. Слово учителя - подведение итогов урока: - Мария не смогла убить человека, который нуждался в ее помощи, был смертельно ранен. Она даже ужаснулась тому, что слепо подчинилась охватившему ее чувству злобы и мести и могла убить этого несчастного немца -- Вернера Брахта. Мария поступит гуманно. Запись в тетрадь слова "гуманный", "гуманизм". Гуманизм (гуманное отношение) - отзывчивое, человечное отношение. - Назовите литературный прием, который использует автор в тексте для раскрытия идеи произведения? - Прием антитезы, т.е. противопоставление. IV. Вывод по уроку: - Как вы понимаете, что же такое месть? - Уместна ли месть во всех ситуациях? - Всем ли людям можно мстить? - Месть - одно из сложнейших явлений в жизни человека. Мстить нельзя людям беззащитным, раненым, нуждающимся в помощи другого человека. А во время войны месть очень опасна, ведь из-за вражды гибнут ни в чем неповинные люди. V. Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение "С каким стихийным бедствием можно сравнить месть?" Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |