Преподавание литературы Статья "Проблема случайного семейства" Ф.М. Достоевского и современный мирNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.04.20 Просмотров: 4 Гайкова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы Пояснительная запискаНаше время характеризуется решительной переоценкой недавних ценностей. «Новому прочтению» и новому осмыслению прочитанного подвергается многое из того, что раньше считалось аксиомой. Но есть классика, классическая литература, которая во все времена останется незыблемой, она не зависит от времени и конъюнктуры. О творчестве Достоевского написано более чем достаточно, уже наверняка более того, что написал он сам. Тема выбрана мною не случайно. Меня она занимает, так как она тесно связана с действительностью, с проблемой детства, семьи, большинство женщин реализует себя в жизни прежде всего как матери. Дети всегда были и остаются самыми беззащитными существами. Мы, взрослые, порой не в состоянии оградить наших детей, их души, от темного и злого. Мы все были когда-то детьми, и мы знаем, что ничто не проходит бесследно, за все надо платить. Мы знаем, что детские обиды – самые обидные на свете. Мы знаем, что бываем виноваты перед нашими детьми. Мы знаем, что не всегда мы успеваем вовремя поговорить с ними, попросить у них прощения, помочь им. Проблемы человека и его место в мире встают со все большей остротой. Проблемы эти связаны не только с жизнью в обществе, в социуме, но также и с взаимоотношениями в семье. Негативные социальные явления, такие, как социальное неравенство, экономический кризис, рост терроризма, массовая преступность, такие процессы индивидуального и общественного сознания, как утрата смысла жизни, ощущение безысходного одиночества человека, потеря национальной самобытности, потеря того, что всегда объединяло современников, роднило потомков и предков, а именно – потеря родного языка, говорят, что мы со всем остальным миром стоим на перепутье: налево пойдешь – что-то потеряешь, направо пойдешь – ничего не найдешь, прямо пойдешь – убитым будешь. Природные катаклизмы тоже вносят свою лепту в то, что у многих людей появляется неуверенность в завтрашнем дне, чувство незащищенности и призрачности существования. Как мы знаем, порой единственным прибежищем, приютом в хаосе жизни для нас является только семья. Самые близкие, самые дорогие для нас люди. А что если нет у человека такого прибежища, нет приюта, нет понимания, нет защиты? Достоевский придавал огромное значение семье, здоровье общества он определял прежде всего здоровьем семьи и подрастающего в этой семье поколения. В наше же смутное время, к сожалению,на обочине жизни оказались самые чистые, самые незащищенные существа на земле – дети. «Случайное семейство» - это не только выражение кризисного состояния, не только свидетельство «химического разложения» общества, сколько потеря «пульса живой жизни». Достоевский считает, что при любом раскладе необходимо сохранить связующую нить между поколениями, потому что, «пока земля еще вертится, пока еще ярок свет…»,поколения будут сменять поколения, ростки новой жизни будут пробиваться в любых условиях. «У нас есть,бесспорно, жизнь разлагающаяся и семейство, стало быть, разлагающееся. Но есть, необходимо, и жизнь,вновь складывающаяся, на новых уже началах». (13.36) В своем творчестве Федор Михайлович показывает большое разнообразие форм распада не только семейного, но и общественного, духовного. В каждом романе Достоевского есть «случайное семейство». Для Достоевского это прежде всего утрата не только формального состояния семьи, но и отсутствие духовной общности между членами семейства. Сам Достоевский так раскрывает свой термин: «Спросят: что такое эта случайность и что я под словом подразумеваю? Отвечаю: случайность современного русского семейства, по-моему, состоит в утрате современными отцами всякой общей идеи в отношении к своим семействам, общей для всех отцов, связующей их самих между собою, в которую бы они сами верили и научили бы верить так детей своих, передали бы им веру в жизнь». (12.185) Беда современного общества как раз, на мой взгляд, и заключается в том, что «случайных семейств» становится все больше, а настоящих отцов, которые могли бы взять на себя ответственность за подрастающее поколение, единицы. Другими словами, «случайное семейство» - это семья без нравственных принципов, традиций, духовного родства, взаимопонимания. Связь Ф.М.Достоевского с нашим временем столь велика, что порой кажется, что великий писатель знал все насущные проблемы, ожидающие человечество в будущем. Это отчасти является правдой, так как в современном мире, к сожалению, преобладают именно случайные семьи, которые порождают случайных людей, то есть «вышвырков» общества… а дальше все нарастает, как снежный ком. Самопрезентация на конкурс «Самый классный классный»Здравствуйте! Мне выпала честь представлять свою школу, Центр образования №1456, на конкурсе «Самый классный классный». Как же это получилось? Посмотрите на планеты, они притягивают к себе другие космические тела и некоторые становятся их спутниками, а некоторые - единым целым. Так и в моей учительской жизни, сколько учеников стало моими друзьями- спутниками,а сколько стало единым целым, войдя в мою душу и память. Посмотрите: здесь далеко не все увлечения моих учении ков. Марианна – фортепьяно, Света Арутюнян – гимнастика, Катя Ежова – КМС по плаванию, Алеша Соколов – футбол, Егор Никитин - тайквондо, Никита Кирилин – дзюдо, Аня Гудкова, Женя Шевелева – театр, Алена Иванова – бальные танцы, к сожалению, нет времени перечислить всех… но самое главное – все они очень хорошие люди . Сколько живет планета?
Разработка сценария классного часа на конкурс «Самый классный классный»Приветствие: «Мы разные – и в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» 1. Здравствуйте, ребята, мне очень приятно с вами познакомиться. Меня зовут – Марина Владимировна Гайкова. Я вижу ваши умные глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным, удачным. Главной целью нашего классного часа будет выяснение, в чем же состоит наше с вами богатство и где сокрыта наша сила. И как итог в конце классного часа мы с вами выполним небольшую проектную работу в форме коллажа, которая должна полностью соответствовать нашей теме. 2. Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Культ насилия формировался в сознании человека тысячелетиями. Он взрастил в нас агрессивную реакцию на восприятие человеком превратностей судьбы, без которых наша жизнь невозможна или в которых подчас мы виноваты сами. Если нам плохо,то кто-то в этом виноват. Нет работы – виноваты приезжие, растет уровень преступности - виноваты приезжие, если нам и нашим близким плохо, то,конечно, виноваты чужие! НО! Давайте задумаемся! Общее число погибших в годы Первой и Второй мировых войн составляет 65 миллионов человек. Во времена сталинских репрессий погибло в тюрьмах и концлагерях более 643 тысяч человек, только на бутовском полигоне - 20тыс. 765 чел., в афганскую войну наша страна потеряла 13 тысяч 833 человек, а сколько пропало без вести, сколько вернулось калеками нравственными и физическими….И это касается не только русского населения, ведь во время ВОВ, когда фашисты проводили политику геноцида, сталинских репрессий, афганской, чеченских войн погибали представители всех национальностей, живущих на территории России. А Россия,как вы знаете, очень многонациональна и, казалось бы, совершенно неуместно проповедовать здесь национализм и шовинизм, но тем не менее все знают об убийстве скинхедами Сергея Николаева 20 октября 2007 года, гроссмейстера мирового класса, талантливейшего человека, который объездил весь мир, убили его у себя дома, в России, только за то, что он был якутом по национальности. А бурятская команда КВН из Улан-Удэ…Список этот можно продолжать бесконечно, но слишком больно… Не случайно, что в 1989 году из уст Генерального директора Юнеско Федерико Майора впервые прозвучала идея «Культуры Мира» (Culture of peace), что означает на русском языке искусство, культуру жить в мире, умение быть всегда и во всем предельно толерантными, избегая конфликтов. Культура мира – культура разрешения конфликта, направленная на переход от логики силы и страха к этике ненасилия, к логике разума и взаимного уважения. Цель культуры мира – не устранение конфликтов (без которых наша жизнь невозможна), а построение такого мира, в котором бы их урегулирование осуществлялось на основе системы ценностей, характеризующихся подходами, основанными на восьми принципах. (принципы выведены на экран) Давайте их с вами перечислим. (Дети по очереди читают с экрана).
А теперь внимание! 3. Практическая работа: Ребята, перед вами лежат по две карточки разного цвета, вы должны выбрать для каждого понятия свой цвет по ассоциации и написать то слово, с которым ассоциируется данное понятие. Понятия такие
То есть другими словами с каким цветом и словом ассоциируется у вас данное понятие, например: конфликт – коричневая карточка, слово «ненависть». (Карточки готовы) Далее все они приклеиваются на скотч и вывешиваются на доске, справа ассоциации о толерантности, слева – о конфликте. 4. А теперь, ребята, давайте составим определения этих двух понятий, в соответствии с вашими ассоциациями. 5. Работа по группам. - Внимание, ребята! Проблемные вопросы:
Игра в ситуации: Швейцарская академия развития и Научно-методический центр «Гуманист» представляют новый проект – компьютерную игру «Другие мы» для того, чтобы снизить уровень ксенофобии в современном российском обществе. Ситуация «Поздний час» Подземный переход, поздний вечер. Вы видите, как молодой африканец пытается убежать от группы парней, вооруженных палками и дубинками.
Ситуация «Новенький» В середине года в классе появился новенький. Он некрасивый, сильно заикается, очень стеснительный. Ребята все в открытую начали смеяться над ним. Как помочь мальчику?
Ситуация «В электричке» В вагон электрички вваливается толпа возбужденных,кричащих фанатов. Несколько парней отделяются от своих приятелей и зачем-то идут по вагону, разглядывая пассажиров. Около одного из них (парень явно не русской национальности) они останавливаются и начинают, повалив его на пол, наносить ему жуткие удары по лицу и телу. Все пассажиры делают вид, что ничего не происходит.
Ситуация «Происхождение» У твоего друга все дедушки и бабушки разных национальностей, но он считает себя русским. Прав ли он, если с одной стороны у него поляки и евреи, а с другой – белорусы и эстонцы?
6. Ребята, сейчас мы с вами выполним небольшую проектную работу. (Каждая группа должна прокомментировать свой проект). Жизнь так коротка, жаль растрачивать ее на ненависть, надо жить, надо радоваться жизни, некоторые вещи нам даны свыше и мы не вправе их выбирать: это Родина и это родители. Но мы вправе выбрать ту дорогу, по которой мы пойдем,– по тропе ненависти, человеконенавистничества или по дороге мира, любви, согласия. Мы разные – в этом наше богатство, но мы вместе – в этом наша сила. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |