Преподавание литературы Тема "Путь духовных исканий Пьера Безухова. Эпизод "Пьер в плену" (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.05.03 Просмотров: 21 Едренникова Светлана Ивановна, учитель русского языка Цели:
Задачи:
Методы: частично-поисковый, исследовательский метод – самостоятельное рассмотрение художественного текста с целью решения проблемного вопроса. Формы учебно-познавательной деятельности:
Оборудование: роман Л. Толстого «Война и мир», фрагмент видеофильма «Война и мир», мультимедийный проектор, иллюстрации. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Постановка темы и целей урока. Самомотивация учащихся Эпиграфы к уроку:
Учитель: К кому из героев «Войны и мира» относятся высказывания, ставшие эпиграфами к уроку? Постановка проблемного вопроса: Сегодня мы должны открыть, когда, в какой ситуации Пьер приходит к выводу «о крепнущей силе жизни», к пониманию «высшего счастья»? III. Показ фрагмента видеофильма «Война и мир», определение учащимися названия эпизода и его места в романе (5 мин.). Эпизод «Пьер в плену» (т.4 ч.1 гл.9-13 и т.4 ч.2 гл.9-14) IV. Эвристическая беседа (5 мин.) Вспомним, какие события жизни Пьера предшествовали рассматриваемому эпизоду. 1. В чем состояло предсказание Апокалипсиса? Ученик: По предсказаниям Апокалипсиса (гл. 13, стих 18), «число зверино: число бо человеческо есть и число его 666». Заменив буквы французского алфавита цифрами, Пьер получил соответствие числу 666 словосочетаний: «император Наполеон», «сорок два», «русский Безухов» (убрав последнее «е»). 2. Кто, по расчётам Пьера, покончит с властью Наполеона? Ученик: Пьер заменил буквенный алфавит цифровым и получил интересные результаты, позволившие ему сделать вывод, что предел власти Наполеона наступит в 1812 г. и конец ей положит не император Александр, не русский народ, а русский Безухов. 3. Зачем Пьер остался в Москве в народной защите? Ученик: Вернувшись с Трехгорской заставы, Пьер решил остаться в городе, скрывая свое имя и одевшись в кучерский кафтан, который ему помог купить слуга Баздеева Герасим. Пьер готов был погибнуть сам, чтобы «прекратить несчастье всей Европы» – убить Наполеона. 4 . Сформулируйте нравственные проблемы, которые поднимает автор, создавая эпизод «Пьер в плену». Ученик: Автор ставит проблемы взаимоотношения народа и дворянства, власти одних людей над другими, роли народа и личности в истории, назначения человека. Учитель: Верно, кроме того, проблему духовного совершенствования человека, прошедшего через испытания и лишения, потери и обретения. V. Создание поисковой ситуации: исследование художественного текста Групповая работа: исследуя художественный текст, ответьте на вопросы (10мин.) Группа 1. Гауптвахта (т.4 ч.1 гл.9, 10) 1. Как относились к Пьеру простые люди, заключенные гауптвахты? Группа 2. Пьер военнопленный (т.4 ч.1 гл.10, 11) 1. Как передает автор волнения, переживания Пьера во время казни поджигателей Москвы на Девичьем поле? Группа 3. Пьер и Платон Каратаев (т.4 ч.1 гл.12-13 и т.4 ч.2 гл.11) 1. Какие глубокие изменения произошли в сознании и в душе Пьера? а) внешний портрет,
4. Подтвердите текстом влияние Каратаева на духовное изменение Пьера. VI. Индивидуальные задания (перспективные задания, предложенные 2 учащимся). Новый взгляд Пьера на мир и на себя (т.4 ч.2 гл.12): Задание 1. 1. Раскройте состояние души, к которому Пьер стремился всю жизнь, а обрел в плену? Задание 2. 1. Каково новое представление Пьера о счастье? (т.4, ч.2, гл. 12). VII.Ответы лидеров групп и индивидуальные ответы (20 мин.) Учитель: (создание поисковой ситуации: исследование художественного текста) Отвечая на предложенные задания-вопросы, подтвердите текстом, что в образе Пьера воплощены нравственные идеалы Л. Н. Толстого (т.4, ч.2, гл.12): – «успокоение и согласие с самим собой», Группа 1. Гауптвахта (т.4 ч.1 гл.9, 10) Ученик: Автор раскрывает проблему взаимоотношения народа и дворянства. Люди, арестованные по подозрению в поджоге Москвы, «чуждались его»: Пьер барин. Но Пьер никому не говорил своей фамилии и не раскрывал титула, и ему было грустно слышать насмешки над собой. Группа 2. Пьер военнопленный (т.4 ч.1 гл.10, 11) Сжатый пересказ с цитированием или приведение цитат с комментированием сцены казни людей, обвиненных в поджоге Москвы (т.4 ч.1 гл.11) Ученик: Пьер «потерял способность думать и соображать». Он заметил на лицах русских, на лицах французских солдат и офицеров «испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце». Группа 3. Пьер и Платон Каратаев (т.4 ч.1 гл.12-13) Ученик: Глубокие изменения произошли в сознании и в душе Пьера после казни поджигателей Москвы. Теперь, когда Пьер увидел страшное убийство, «в нем…уничтожилась вера в благоустройство мира». Ответы учеников по индивидуальным перспективным заданиям (2 учащимся): Ученик 1: Пьер искал успокоение и согласие с самим собой всю жизнь: в масонстве, в самопожертвовании,…а открыл в себе это чувство, находясь в плену, «через ужас смерти, через лишения и через то, что он открыл в Каратаеве». Каратаев «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь». Месяц плена дал Пьеру ощущение «совершенной внутренней свободы». Ученик 2: Изменилось представление Пьера о счастье, он согласился с мнением князя Андрея о том, что «счастье бывает только отрицательное». Пьер «иначе понимал мысль князя Андрея». «Удовлетворение потребностей – хорошая пища, чистота, свобода – теперь, когда он был лишен всего этого, казалось Пьеру совершенным счастьем». Учитель: Итак, внимательно читая и исследуя художественный текст, мы подтвердили, что в образе Пьера воплощены нравственные идеалы Л. Н. Толстого: VIII. Итог урока – Как изменяется представление Пьера Безухова о «высшем счастье человека»? IX. Домашнее задание Новый взгляд Пьера на мир вокруг себя и на жизнь (т. 4, ч. 2, гл. 14; т. 4 ч. 3 гл. 12-15)
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |