ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок по теме "Тебе в залог я сердце оставляю"

Задачи: Познакомить учащихся с творчеством великого русского поэта С.А.Есенина. Показать разнообразие основных тем лирики поэта. Воспитание любви к родине, к Отечеству. Оборудование: Портрет поэта, символика национального происхождения поэта ( икона, свеча, платок), мультимедиа, музыка( видеокассета). На доске: Название темы, эпиграф, портрет. (“Гений всегда народен” А.Блок; “Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она – свет, который изнутри освещает почти каждое его сти...

Добавлено: 2019.05.14 | Просмотров: 17

Литературная композиция, посвященная памяти А.С. Пушкина

Он пал в расцвете сил, не допев своих песен и не досказав того, что мог бы досказать. С духовной музыки. А.И. Герцен Учитель. Имя А.С. Пушкина ныне объединяет всех культурных людей мира. 171 год назад прогремел роковой выстрел, а мы до сих пор не можем примириться с этим. 27 января 1837 года, в среду, в 11 часов, Александр Сергеевич последний раз занимался литературной работой. А вечером, надев фрак, он ехал на дуэль. Затем всю Россию облетит черная весть: “Погиб Поэт! – невольник чести…” Чте...

Добавлено: 2019.05.12 | Просмотров: 15

Литературная композиция, посвященная памяти А.С. Пушкина

Он пал в расцвете сил, не допев своих песен и не досказав того, что мог бы досказать. С духовной музыки. А.И. Герцен Учитель. Имя А.С. Пушкина ныне объединяет всех культурных людей мира. 171 год назад прогремел роковой выстрел, а мы до сих пор не можем примириться с этим. 27 января 1837 года, в среду, в 11 часов, Александр Сергеевич последний раз занимался литературной работой. А вечером, надев фрак, он ехал на дуэль. Затем всю Россию облетит черная весть: “Погиб Поэт! – невольник чести…” Чте...

Добавлено: 2019.05.11 | Просмотров: 14

Открытый урок литературы с использованием ИКТ и проектной методики "Марина Цветаева: личность и судьба"

Цели урока: Образовательные: познакомить с основными этапами жизни и творчества М.И. Цветаевой, дать полный очерк творчества поэта; закрепить умение работать с художественной и критической литературой. Развивающие: развивать литературную речь учащихся; развивать наблюдательность, память учащихся; развивать интерес к поэзии Цветаевой и личности поэта; формировать умение анализировать материал и делать верные выводы; развивать образное мышление; развивать  поэтический вкус, художественную инту...

Добавлено: 2019.05.09 | Просмотров: 17

Познавательные и творческие задания на уроках литературы в старших классах

Эвристическое обучение направлено на развитие творческих качеств личности учащихся и основывается на открытых заданиях, которые не имеют однозначных результатов их выполнения. Такие задания принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, упражнений, имеющих “правильные ответы”, с которыми сравниваются полученные учеником результаты. Открытые задания предполагают лишь возможные направления ответа, задавая структуру или отдельные элементы. Получаемый же учеником результат всегда уник...

Добавлено: 2019.05.08 | Просмотров: 15

В.А. Жуковский. Баллада "Светлана"

Цели и задачи: повторить изученный материал и познакомить с новым, учить анализировать текст, прослеживая основную мысль автора в произведении; способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во что-то светлое, доброе, высокое. Тип урока: анализ литературного текста. Оформление урока: фотографии и репродукции картин разных художников, чтобы создать атмосферу, близкую эмоциональному наст...

Добавлено: 2019.05.06 | Просмотров: 13

Урок литературного краеведения по рассказу Н.И. Фотьева "Запах кедра" (роль пейзажа)

Николая Ивановича Фотьева можно поставить в один ряд со многими мастерами слова XX века (В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Солоухин, В.Шукшин, и др.). В основе творчества Н.И. Фотьева заложены традиции русских классиков, любимых им с детства (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др.), умение видеть как проблемы, так и курьезы в окружающей жизни. Все это нашло отражение в художественной практике писателя (в том числе и журналистике), определило жанровое своеобразие его произведений. В св...

Добавлено: 2019.05.06 | Просмотров: 13

Интегрированный урок по литературе по теме "Сказочные богатыри" (Р.Н. и Е.В. Бунеевы "Маленькая дверь в большой мир". 2-й класс, раздел III)

Тема: Сравнение богатырской сказки “Сказки про Илью Муромца” и былины “Илья Муромец и Святогор”. Цели: развивать творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи, музыки, любовь к поэтическому слову, чувство патриотизма; учить сравнивать, обобщать, делать выводы, уметь давать связанный ответ; обучать коллективной работе, приобщать к фактам исторической действительности. Оборудование: Доска, оформленная в виде приоткрытой двери (богатыри сидящие на конях, Змей Горыныч, заглавие кн...

Добавлено: 2019.05.05 | Просмотров: 13

Две Катерины русской литературы

Цели урока Дидактические закрепить теоретический материал, выявить знания, умения, пробелы; учить определять замысел автора и видеть его реализацию в общем виде и в деталях; формировать умения и навыки связного, доказательного изложения мыслей в устной форме; формировать понимание художественного произведения с учетом времени его создания, особенностей жанра. Развивающие развивать способность сравнивать различные произведения в рамках одного жанра, выявить новаторские черты; способствова...

Добавлено: 2019.05.04 | Просмотров: 16

Литературная гостиная "Королева мягкого юмора" (по творчеству Н.А. Тэффи). Отработка навыков выразительной речи на уроках литературы

Цель: совершенствование навыков выразительной речи. Задачи: ознакомить учащихся с жизнью и особенностями творчества русской поэтессы; продолжить формирование речевых навыков: техники речи, интонации, правильной расстановки логических ударений, пауз; тона и тембра голоса; продолжить формирование вспомогательных навыков: постановка позы, мимики, жестов при выразительном чтении; совершенствовать навыки первичного анализа текста; развивать умение слушать и задавать вопросы; способствовать эстетич...

Добавлено: 2019.05.03 | Просмотров: 15

Любовная лирика Ф.И. Тютчева

Цель: знакомство с личной жизнью Ф.И. Тютчева и её отображением в его поэтических произведениях. Ход урока I. Вступительное слово учителя: «Жизнь сердца» у Тютчева, по утверждению его биографов, была сложной, бурной, драматичной. «Жизни блаженство в одной лишь любви» – эта строка из стихотворения Тютчева могла бы стать эпиграфом ко всей любовной лирике поэта. Стихотворение, из которого данная строка заимствована, представляет собой перевод лирической миниатюры И.В. Гёте. Тютчеву в момент его на...

Добавлено: 2019.05.03 | Просмотров: 14

Урок внеклассного чтения в 10-м классе "И учил их притчами…". Жанр притчи в Евангелии и русской литературе (притча о милостыне и стихотворение в прозе И.С. Тургенева "Милостыня")

Программой по литературе для общеобразовательных школ под редакцией В.Я.Коровиной М., Просвещение,2006 предусмотрено лишь поверхностное знакомство с жанром притчи в русской литературе: в 6 классе при изучении “Маленького принца” А.де Сент-Экзюпери даются начальные представления о притче и в 9 классе при изучении рассказа А.И.Солженицына “Матрёнин двор” углубляется понятие об этом жанре. Мы считаем, что такого поверхностного знакомства явно недостаточно, ведь внимательный и литературно грамотны...

Добавлено: 2019.05.01 | Просмотров: 15

Внеклассное мероприятие по литературе. Литературная гостиная "Окно в мир поэта"

Красоту надо создавать в себе, тогда она и вокруг нас появится. Леонид Кокоулин На уроках литературы мы изучаем произведения признанных писателей, поэтов. Это классика, незыблемая вершина. Их творчество заключает в себе незаменимый нравственный потенциал. Но ничто не заменит воспитательной силы творчества человека, живущего рядом, известного тебе с детства и, на первый взгляд, самого обычного. Предоставить ученикам возможность испытать радость открытия талантливой, неординарной личности – вот...

Добавлено: 2019.05.01 | Просмотров: 17

Урок в 11-м классе "Как происходит переделка людей"

Образовательные цели: дать представление о личности писателя; раскрыть авторский замысел - переделка героя под влиянием революционных событий и руководителей; рассмотреть проблему гуманизма в романе. Развивающие цели: развивать умение выделять главное, уметь анализировать, синтезировать при работе с художественным текстом. Воспитательные цели: воспитание чувства патриотизма, умение давать объективную оценку, размышлять о вечных проблемах бытия. Ход урока I. Вступительное слово А.А.Фадеев прошел...

Добавлено: 2019.04.30 | Просмотров: 19

Использование на уроках литературы художественных произведений, автором которых является учитель. Н.Лисина. "Рольф"

Глава 1 ПОКУПКА ЩЕНКА Было это в августе месяце. Поехали мы семьей на Птичий базар за  подарком дочери Маришке. Она собиралась идти первый раз в первый класс. На семейном совете решено было купить дочери в подарок щенка. Перебрали все породы: овчарок, пуделей, ньюфаундленов, бультерьеров, догов и других, но все они не подходили по каким – либо причинам.  Хотелось приобрести пса преданного хозяевам, грациозного, стройного и подтянутого, умного, легко поддающегося дрессировкам. Наш выбор пал на ...

Добавлено: 2019.04.30 | Просмотров: 17

Мир природы и мир людей в стихотворении Н.А. Некрасова "На Волге". 5-й класс

Цели и задачи урока. Выявить закономерности художественного произведения, связанные с миром природы и миром людей в стихотворении. Рассмотреть образ бурлаков, отметить его связь с образами физической и духовной смерти, безволия, безнадёжности, механистичности потери человечности. Рассмотреть образ Волги, выявить основания для противопоставления мира природы и мира, созданного людьми, в стихотворении. Проследить воздействие встречи с бурлаками на лирического героя, охарактеризовать событие взр...

Добавлено: 2019.04.27 | Просмотров: 17

Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики

Цели урока: Познакомить учащихся с биографией Ф. И. Тютчева и ее отображением в поэтических произведениях. Показать значение творчества Тютчева. Выявить основные темы и мотивы лирики. Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений, творческие способности учащихся. Воспитывать интерес к жизни и творчеству Ф.И. Тютчева, изучению искусства. Тип урока: изучение нового материала. Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, использование компьютерных технологий, инсце...

Добавлено: 2019.04.27 | Просмотров: 16

Урок литературы в 8-м классе. Тема: "Дом построить. Это трудно?" По повести М.Халфиной "Мачеха"

Цель: формирование нравственных ценностей: сочувствие, доброта, понимание, ответственность за свои поступки. Задачи: Познакомить учащихся с чертами личности писательницы, фактами ее биографии и творчества. Способствовать воспитанию уважения к родному краю, к родному дому, близким людям. Обучать пониманию своеобразия внутреннего мира героев повести. Развитие связной речи учащихся, умения выразить свое отношение к поставленным проблемам. Тип урока: комбинированный. Оборудование: компьютеры, пр...

Добавлено: 2019.04.25 | Просмотров: 23

Русский и американский символизм: сходство и различие

Цели урока: Обучающие: обобщение знаний учащихся об эстетическо-философском направлении символизм в русской и американской литературе; развитие навыков лингво-стилитического анализа художественного текста; Развивающие: обучение основам поэтического перевода с применением изобразительно-выразительных средств символистской эстетики; Воспитательные: приобщение учащихся к мировой культуре, развитие чувства прекрасного. Форма урока: Интегрированный урок с применением информационно-коммуникативны...

Добавлено: 2019.04.25 | Просмотров: 24

Урок – творческая мастерская в 6-м классе "Ведет нас по жизни Надежда" (по рассказу Б.П. Екимова "Возвращение")

Цель урока: духовно-нравственное воспитание обучающихся; знакомство учащихся с рассказом Б.Екимова "Возвращение", в процессе урока создание условий для осмысления учащимися такой нравственной ценности, как "надежда"; предоставление учащимся возможности для конструирования собственного знания по её пониманию; создание условий для самоактуализации, самореализации и самооценки обучающихся. Ход урока (Учащиеся до начала урока произвольно разделены на 4 группы) 1 этап. Индуктор (актуализация ...

Добавлено: 2019.04.23 | Просмотров: 21

Интегрированный урок-обобщение "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте"

Цель: Обобщить материал по трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта» с помощью методов и приемов интегрированного обучения. Задачи: Показать воплощение темы трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта» в разных видах искусства: живописи и музыке, балете и кинематографии и т.д. Расширить общечеловеческий кругозор обучающихся. Воспитывать уважительное отношение к чувствам других людей. Оборудование: Презентация в PowerPoint. Фильм Ф.Дзеффирелли «Ромео и Джульетта» (версия видео или DVD). Диск «Кла...

Добавлено: 2019.04.22 | Просмотров: 28

Проблема смысла жизни и назначение человека в очерке В.Г. Короленко "Парадокс"

Цель: подвести учащихся к пониманию нравственного смысла, проблематики и художественного своеобразия очерка; совершенствовать навыки анализа художественного текста. На доске запись: Человек создан для счастья, как птица для полета. В. Г. Короленко Оборудование: портрет В. Г. Короленко; выставка книг писателя. Работа по теории литературы: Очерк – эпический жанр, в котором художественный мир, содержащий элемент вымысла и субъективную авторскую оценку, как правило опирается на реальные факты,...

Добавлено: 2019.04.21 | Просмотров: 25

Урок по литературе в 11-м классе на тему "Образ женщины в русской поэзии II половины ХХ в."

Данная работа представляет собой обобщающий урок по литературе в 11 классе, который можно провести после изучения русской поэзии II половины ХХ века. Перед уроком учащиеся выполняли творческую работу на тему “Современная женщина”. Лучшие работы зачитываются на заключительном этапе. Предварительно класс делился на три группы, каждая из которых готовила характеристику лирической героине указанного стихотворения. Цели: 1) Создать у учащихся обобщенный образ лирической героини в поэзии 20 в., сис...

Добавлено: 2019.04.20 | Просмотров: 23

Поэзия А.Фета на уроках литературы в 10-м классе. Обучение композиционному анализу поэтического текста

В основе анализа поэтического текста лежат несколько параметров: ритм, композиция, художественные образы, языковые уровни, языковые средства выразительности, тема, идея. Наиболее продуктивен композиционный анализ текста. “Что такое композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника”, - так писал А. К. Толстой. [ 1] . Композиция художественного произведения понимается различно. Успенский Б. утверждает, что “центральной проблемой композиции произведения искусства является ...

Добавлено: 2019.04.20 | Просмотров: 28

Малер и Достоевский (Литературно-музыкальный вечер в школьном литературном клубе "Причастие")

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь,то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Федор Достоевский Вступление. Приложение М У З Ы К А – 1 симфония. Финал (начало). Литература и музыка. Параллели между ними всегда притягивают и вызывают интерес. Особенно важно при этом увидеть, почувствовать и найти единые импульсы, существенные для творчества, в каждом случае. На наших встречах мы не раз пытались ощутить взаимос...

Добавлено: 2019.04.19 | Просмотров: 33

Начало ... Предыдущая страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Следующая страница ... Конец