Преподавание литературы Интеллектуальная игра как одна из форм работы с одаренными детьмиNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.02.20 Просмотров: 4 Абрамова Ольга Андреевна, учитель физики; Рубцова Людмила Геннадьевна, учитель русского языка Современное общество – информационное общество с большим, постоянно меняющимся потоком информации. Для того чтобы соответствовать требованиям современности, быть деятельными и активными, сегодняшним школьникам необходимы умения и способности, позволяющие легко и быстро воспринимать и анализировать информацию, находить правильное решение в различных ситуациях. В целях предоставления наиболее способным и одаренным учащимся оптимальных возможностей для получения широкого образования и разностороннего развития, формирования интеллектуального потенциала в нашей параллели традиционными стали интеллектуальные игры. Игра – самое любимое занятие детей. Интеллектуальная игра – это вид игры, основывающийся на применении участниками своего интеллекта и эрудиции. Именно в данном виде учебной деятельности проявляются и развиваются разные стороны личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Интеллектуальная игра способствует формированию умения нестандартно мыслить, быстро и кратко излагать свои мысли, применять знания, полученные на уроках и добытые самостоятельно, в непривычной для ребят ситуации. Проведение интеллектуальных игр в нашей параллели стало неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Потребности всех детей в рамках традиционного урока не всегда могут быть удовлетворены из-за разного уровня развития учащихся. Поэтому работа с одарёнными или просто способными детьми может принимать различные формы. В отличие от предметных олимпиад, научно-практических конференций, различных образовательных конкурсов, интеллектуальная игра позволяет превратить серьезную интеллектуальную деятельность в увлекательное состязание. Интеллектуальные игры как одна из форм работы с одаренными детьми проводятся нами как классными руководителями и учителями – предметниками в системе, начиная с 6 класса. Дети с удовольствием в этих играх участвуют, а мы, учителя, видим несомненную пользу данных мероприятий и видимый результат. Систематическая работа в параллели в течение 4 лет уже принесла определенные результаты, поэтому есть смысл поделиться опытом работы, задуматься над продолжением и дальнейшим развитием данной формы проведения занятий с детьми. В приложении мы предлагаем ознакомиться с теми играми, которые были разработаны и проводились нами с 6 по 11 класс. Цели:
На доске эпиграф.
Оформление класса: фотографии писателя и его родных, выставка рисунков учащихся к рассказам В.П.Астафьева, книжная выставка. Ход игры Вступление. «Память моя память, что ты делаешь со мной?! Всё прямее, всё уже твои дороги… Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости, побудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества. И воскреси,– слышишь?– воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него. Озари же, память, мальчика до каждой веснушки, до каждой царапинки, до белого шрама на верхней губе… Далеко-далеко возникло лёгкое движение, колыхнулась серебряная нить…Там, в неторопливо приближающемся прошлом…идёт ко мне озарённый солнцем деревенский мальчик… Беру в свою большую ладонь руку мальчика и мучительно долго всматриваюсь в него, стриженого, конопатого – неужто он был мною, а я им?!» Так написал о себе однажды большой русский писатель Виктор Петрович Астафьев. В русской литературе немало произведений о детстве, в том числе и автобиографических. О некоторых из них пойдёт речь в этом учебном году на уроках литературы. В этом же ряду своё место занимает и повесть В.П.Астафьева «Последний поклон», книга о ярких впечатлениях детства, книга о добре, о взрослении человека. О некоторых рассказах из этого сборника сегодня и пойдёт речь. Урок будет не совсем обычным. Мы будем играть. Да, да, не удивляйтесь, именно играть, ведь вы же пока ещё дети. Конкурс 1. «Литературный верификатор» или «Веришь – не веришь» Есть замечательная русская пословица «Доверяй да проверяй». Готовясь к сегодняшнему уроку, вы кое-что читали о жизни и творчестве В.П.Астафьева. Для участия в конкурсе я приглашаю по одному участнику команды и по очереди задаю им вопросы. За правильный ответ 1 балл. Давайте проверим ваши знания. А если вы услышите о чём-то впервые, постарайтесь запомнить.
Конкурс 2. «Со страниц на сцену» К сожалению, пока немногие произведения В.П.Астафьева поставлены на сценах русских театров. Дело в том, что это не драматические произведения, то есть не предназначены специально для постановки на сцене. Повесть «Последний поклон» – это произведение исповедального характера, это повествование писателя о собственном детстве. Это книга-воспоминание, книга-покаяние. Она состоит из отдельных глав-рассказов. Автор является в них центральной действующей фигурой. Это его глазами мы видим окружающий мир. Но героями рассказов являются разные люди, открывшие маленькому человеку огромный мир человеческих отношений. Попробуем в них перевоплотиться. Попробуем представить, что мы играем маленький спектакль по любимым рассказам. За мастерство перевоплощения в нашем конкурсе команды могут заработать 10 баллов. Учитывается всё: и знание текста, и выразительность чтения, и попытка воссоздать костюмы и интерьер. А команды-соперники могут заработать дополнительный балл, если узнают, отрывок из какого рассказа инсценировали ребята. Конкурс 3. «Самый внимательный читатель»
Конкурс 4. «Составь пословицу» Несомненно, образ бабушки писателя, с любовью изображённый в рассказах вам очень запомнился. Катерина Петровна является в произведении, как и в жизни, носителем русской национальной идеи: идеи добра, терпимости, любви к людям. Все её поступки просты и мудры. И в речи её часто встречаются яркие, образные, запоминающиеся слова и выражения. Использует она и пословицы – кладезь народной мудрости. Следующий конкурс так и будет называться «Составь пословицу». Каждая команда получит листочек с заданием и попробует расположить слова в правильном порядке. За правильный ответ – 1 балл. Задание 1 команде.
Задание 2 команде.
Задание 3 команде.
Конкурс 5. Конкурс знатоков «Кто есть кто» Продолжаем играть. Для участия в следующем конкурсе я приглашаю по одному участнику от каждой команды. Ребята должны ответить на вопросы, начинающиеся со слова «кто». Совещаться с командой «знатоки» не имеют права. За правильный ответ – 1 балл. Если «знаток» не знает ответ, на вопрос может ответить соперник. В крайнем случае на помощь приходит команда. Задание команде 1.
Задание команде 2.
Задание команде 3.
Конкурс 6. «Лучшая иллюстрация» Один представитель команды рассказывает о своей иллюстрации к одному из рассказов В.П.Астафьева, доказывая, что его иллюстрация является лучшей. За лучшую защиту – 3 балла. Подведение итогов. Мы сегодня с вами играли. И как в любой игре и у нас должны быть победители. Пока мы не услышали результатов конкурса, я хочу заставить вас задуматься о том, что проигравших в нашей игре нет. Разве могут быть проигравшие среди тех, кто впервые, как стрижонок Скрип в рассказе В.П. Астафьева, попробовал эту вкусную каплю – малую часть всего наследия писателя. И я думаю, что эта встреча с творчеством великого русского писателя была не последней. И ещё один вопрос: «Скажите, а о чём вас заставили задуматься рассказы Астафьева?» Жюри подводит итоги. Рассказы В.П.Астафьева из книги «Последний поклон»– это рассказы о детстве, о чудной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, времени, когда ты бывал невозможно счастлив и безнадёжно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что этот жизненный период очень важен в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. У В.П.Астафьева детство пришлось на суровые, голодные годы. Но это время согрето любовью и заботой родных людей. Именно поэтому оно – самая счастливая пора в жизни любого человека. Если в детстве ребёнка окружили бесконечным терпением и добротой, то просто должен «человек быть счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и назначение его на земле – творить добро». Интеллектуальный турнир «Физика + математика» Цель: показать единство теории математики и физики через межпредметные связи; продолжить развитие умений выделять главное, сравнивать, обобщать, преодолевать трудности. Любите ли вы математику? А физику? Глупые крикнут – нет! Осторожные скажут – да, а умные подумают – как их можно любить? Разве мы любим чайник, кровать или воду? Любим мы их или нет, но без них невозможно обойтись! Так и физика с математикой. Отправляясь в магазин и считая сдачу, мы не задумываемся о том, какие действия производим в уме. Наклеивая обои, мы их не клеим как попало, а применяем принцип параллельности прямых. Даже маленькие дети знают, что нельзя толкать пальцы в розетку. Физика и математика живут рядом с нами. Мы хотим, чтобы эти две серьезные науки предстали перед вами с необычной стороны. Поэтому мы решили провести интеллектуальный турнир «Физика+математика». Для участия в турнире каждая команда должна представиться. Очень бы хотелось, чтобы название и девиз были связаны с одной из этих наук. И не обязательно в серьезной форме. Максимальная оценка 1 балл. Конкурс «Представление» Перед любой игрой необходимо провести разминку. Даже спортсмены перед началом соревнований разминают свои мышцы. Мышц в голове нет, но там есть извилинки, их мы сейчас и разомнем. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Конкурс «Разминка»
Эстафеты бывают разные, например легкоатлетические. Что вы делаете? Правильно, передаете эстафетную палочку. У нас сейчас тоже будет эстафета, но передавать вы будете не палочку, а результат решения задачи. В задании 4 задачи, решение предыдущей задачи является недостающими данными следующей задачи. Будьте внимательны: конечный результат зависит от каждого этапа эстафеты. Каждая правильно решенная задача оценивается в 2 балла. Конкурс «Эстафета»
Многие законы физики были открыты не путем теоретических расчетов, а экспериментальным путем. Вспомните несчастного Ньютона! Если бы ему на голову не упало яблоко, то он не открыл бы закон всемирного тяготения. А Архимед? Если бы он не решил искупаться в ванне, не узнал бы весь мир закон Архимеда. Поэтому мы предлагаем вам сейчас сделать свое маленькое открытие. С помощью предложенных приборов вам необходимо измерить толщину одной монеты. За правильное решение – 2 балла. Конкурс «Экспериментальный» Мы живем в такое время, когда человек должен не только что-то знать, но и уметь громко об этом заявить, а не сидеть и не ждать, когда кто-нибудь поймет, что он сделал великое открытие. Опять же рыночные отношения… Давайте проведем аукцион знаний. Вы должны назвать:
Если вы не дали ответ, команда выбывает из игры. За каждый правильный ответ – 1 балл. Конкурс «Аукцион» Если вы думаете, что физика и математика – науки сухие, то вы глубоко заблуждаетесь. Мы вас сейчас попытаемся разубедить. Из песни слов не выкинешь, тем более, если это слово обозначает агрегатное состояние воды. Вы должны назвать строчки из песен, в которых упоминается одно из трех агрегатных состояний воды. Конкурс «Музыкальный» Физика и театр. Казалось бы два несовместимых понятия. Однако мы с вами сейчас попытаемся их объединить. Конечно, мы не предлагаем вам рассказывать трагическую историю взаимоотношений физики и математики, написанную Шекспиром. Но кое-что представить в лицах вы сможете. Итак, театр физических… ой, мимических миниатюр. Вам необходимо изобразить с помощью мимики и жестов предложенные ситуации:
Конкурс «Театральный» Итак, пока жюри подводит итоги, я хочу сказать следующее: я думаю, что вы еще раз убедились, что физика и математика, хотя и науки, но вовсе не скучные, а очень интересные. Сейчас в городе проходят олимпиады. Надеюсь, что вы так заинтересовались нашими предметами, что в будущем году все призовые места будут наши. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |