Преподавание литературы Владимир Александрович Киршин "Рассольники". Урок литературы в 10-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.02.20 Просмотров: 3 Кузьминых Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель урока: создание условий для осмысления учащимися роли семьи в жизни человека и общества, сложности взаимоотношений между родителями и детьми; осмысление необходимости внимания, уважения к личности ребенка; взаимопонимания в семье. Задачи:
Оформление доски:
Предварительная работа:
Ход урокаI. Вступительное слово учителя.Тема взаимоотношений «отцов и детей», старшего и вступающего в жизнь, юного поколения – тема вечная. Насколько она важна сегодня, говорит эпиграф к уроку. Эта тема раскрывается и в рассказе современного пермского писателя Владимира Александровича Киршина. II. Беседа по выяснению восприятия текста.(Работа по схеме, отражающей художественный мир рассказа, систему образов). – Мы с вами уже заметили, что на описание жизни Артема до путешествия с отцом (а это 16-17 лет!) автор отводит одну страничку, зато путешествие (день, ночь и утро следующего дня) рассматривается детально. Во что автор так внимательно вглядывается, что ему хочется увидеть и показать читателям? III. Постановка проблемного вопроса– Как повлияло на отношения Артема с родителями путешествие с отцом? IV. Анализ-исследование текста.
– Что вы считаете главным в отношениях Артема с окружающими в замкнутом мирке? Автор подчеркивает одиночество Темы рядом с мамой (вечная спешка, приказы, борьба, забота мамы о здоровье сына) и одиночество в школе. Не случайно «членом семьи» становится телевизор, он дает отдых – надежность и покой; можно ни о чем не думать, никто не беспокоит, никто не нужен, кроме отца. Этот замкнутый мирок неинтересен Теме, он мечтает о большом, «отцовском» мире. – «Кажется, это все-таки случилось». Исполняется заветная мечта. Отчего Артему страшно? Что он знал о внешнем мире до путешествия? Артем знал, что «большой мир» может быть жестким, негостеприимным, как с мамой. Это мир мечты, мир вымышленный. А вдруг он в действительности совсем не такой? Отец – хозяин внешнего мира. Так думал Тема в детстве. А каков отец на самом деле? Если Артем разочаруется в нем, то жизнь потеряет смысл; не будет мечты – не будет цели. – Как принял Артема отцовский мир? Это мир сказочный, необыкновенный, наполненный неодушевленными предметами. Здесь у Артема появляется друг Торба, его понимают и поддерживают в электричке, юноша ощущает вкус победы: «все дочки-матери, что они могут против их мужского корпуса?» Лес и небо во время ночевки представляются Артему юртой, где надежно и уютно, как в одеяле перед телевизором. – В электричке Тема боится расплакаться от «неправильного счастья». Они с отцом «рассольники» – «вагон наш, вокзал наш, мужской – и лес». Но так ли уж безмятежны взаимоотношения с отцом? Артем устал, когда заблудились в лесу. В душе растет обида на отца. Он такой же, как мать. Не считается с Артемом, велел сидеть и ждать, ничего не объясняя. «Вообще родители таковы – притащат в жизнь, а зачем и насколько – сами не знают». Снова все то же, что и в отношениях с матерью. – И все-таки изменения происходят. Все самое важное – в финале, в конце рассказа. В счастливейший момент своей жизни Артем оглядывается на прошлое. О чем он думает? В это утро Артем заново «родился из отцовской куртки ножками вперед». Он смотрит на своих родителей новыми глазами. Он впервые по-новому увидел любовь матери, ее страх за сына, впервые засомневался: «Хорошо это или плохо?» – Отец одновременно с Артемом вспоминает о маме. О каких «новых, удивительных далях» думает он? V. Выводы. Концептуальное осмысление.– «Сдвинулись горы у него на душе, сдвинулись с привычного места, и сразу дали себя знать их невероятная тяжесть и гигантские размеры – годы, горы, горе – за что?» Какое отношение к героям выразил автор этими словами? Кому сочувствует, кого и в чем упрекает? – Какова основная мысль рассказа? – Почему рассказ называется «Рассольники»? Отец и сын впервые почувствовали, что они все (и мама тоже) из одного рода – «рассольники». Они – одна семья. Сможет ли эта семья обеспечить сыну надежность, защищенность, чтобы не было страха перед большим миром или апатии, равнодушия к себе и к жизни? VI. Рефлексия.– Что изменилось в вашем восприятии рассказа в ходе урока? – Какие средства создания образа и выражения авторской позиции помогли в этом? VII. Чтение стихотворенияпермского поэта А.Ф. Старовойтова «Я не знаю, что такое счастье?» (Приложение). – В чем стихотворение перекликается с рассказом? Счастье, когда есть близкие люди и есть общие интересы и желание быть вместе, заботиться друг о друге. Счастье – это полная семья. VIII. Домашнее задание:написать отзыв о рассказе. Список литературы:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |