Преподавание литературы Литературная гостиная "Послушайте!". Встреча с курским писателем И.Ф. ЗиборовымNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.01.29 Просмотров: 6 Горбуль Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы Участники проекта: учащиеся 6а и 6в классов. Цель проекта: исследование творчества писателя Ивана Федотовича Зиборова, развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, расширение круга чтения обучающихся, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст. Оборудование: выставка книг И. Ф. Зиборова; иллюстрации обучающихся к произведениям писателя; музыкальные фрагменты из “Пушкинского венка” Г. В. Свиридова. Место проведения: актовый зал школы, дизайн – “литературная гостиная”. На Всероссийский урок чтения приглашен И. Ф. Зиборов, писатель, публицист, лирик. Дата проведения: 9 октября 2007 г. Основное содержание Встречу проводят ведущие (ученик, ученица) и учитель. Слово учителя: В огромном мире книг, Дорогие друзья! Уважаемые гости нашей литературной гостиной! Сегодня нашим собеседником будет удивительный человек, наш писатель – земляк Иван Федотович Зиборов. И. В. Зиборов – член Союза писателей России, автор 14 книг прозы и поэзии. Здесь на выставке вы видите произведения писателя. Ученица:
Учитель: Поют ручейки – и льется живая вода. Сочиняет поэт – и звучит живое слово. Кто же он, Иван Федотович Зиборов? Сообщение учащихся о писателе 1-й: Родился Иван Зиборов 19 июня 1939г. в с. Нижнее Гурово Советского района Курской области. Трудным было детство у всего послевоенного поколения ребятишек: и бедным, и голодным. 2-й: Но Ванюше всегда хотелось учиться, ходить в школу, с замиранием сердца слушать учителей. 1-й: И конечно же, не случайно он поступил в Курский госпединститут. Это был вполне осознанный выбор. После окончания вуза в 1963-1965 годах служил в Советской Армии, после службы работал учителем биологии, химии, географии в Демьяновской школе Орловской области. 2-й: Но всегда тянуло на Родину. А дома, известно, и небо синее, и солнце ярче, и песни звонче... Аромат медуниц сильнее, а главное – соловьи зовут! 1-й: Иван Федотович возвращается на Курщину в 1968г. Он уже не только учитель, он уже журналист-публицист (член Союза журналистов, 1965г.) С 1982 по 2002г. работает собственным корреспондентом областной газеты “Курская правда”; С 1985г. – Член Союза писателей СССР. 2-й: И. Ф. Зиборов – Почетный гражданин г. Курчатова, четырежды лауреат областной журналистской премии им. В. Овечкина, награжден “Серебряным пером” Союза журналистов России. С 2005г. является Председателем Курчатовского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры. 1-й: Вот такой замечательный, уважаемый человек сегодня у нас в гостях. (Аплодисменты) Учитель: Иван Федотович, Вам слово! И. Ф. Зиборов: Спасибо, дорогие ребята, что пригласили меня на свой урок. Вот услышал свою биографию и будто заново прожил жизнь. Кажется, совсем недавно написал:
И вот радуюсь: успел. Недавно вышла новая книга “Главный урок”. Это повесть для школьников, для таких, как вы и постарше. Вы сегодня послушаете меня, а я вас. Я еще продолжаю учиться, и для меня важно ваше мнение, отклики, оценки. Урок ваш необычно называется “По-слу-шай-те!” И очень правильно! Слово литературному критику: В стихотворениях Ивана Федотовича столько любви и теплоты к живой природе, что кажется, мир оживает вокруг тебя.
В Берендеевом царстве поэта все сказочно красиво. Все краски – яркие, все звуки – нежные. И все-все до боли знакомо: цветы, деревья, пчелы, птицы. Все живет, все говорит, спорит с тобою, радуется тебе или сочувствует... Оживает Берендеево царство, и ты, маленький его житель, начинаешь понимать: это моя родная земля, это моя малая родина. Наш замечательный поэт посвятил Курской земле сотни проникновенных, задушевных строк. Ученица:
Чтение стихотворений: “Ласточки”, “Какая ширь...” (Звучит музыкальный фрагмент из “Пушкинского венка” Г. В. Свиридова). Учитель: Ласточки объявили весну! Душа проситься послушать музыку полей, чтобы освежить чувства, чтобы услышать новые звуки и наполнить ими взволнованное сердце. Умный, наблюдательный знаток природы, Иван Федотович подмечает самое, казалось бы, незаметное – простые травы, милые луговые цветы. Чтение стихотворений:
Ученик: Венерин башмачок такое удивительное название получил за свои цветки, чуть склоненные набочок; светло-желтые цветки напоминают изящные женские башмачки. Может быть, именно такие носила Богиня любви Венера. Венерин башмачок – исчезающий вид, это растение занесено в “Красную книгу”. Учитель: Тема охраны природы, защиты растений – одна из главных в творчестве И. Ф. Зиборова. Как Вы пришли к ней, Иван Федотович? Зиборов И. Ф. Неожиданно. Весной в майском лесу на знакомой поляне не увидел ландышей. Дошел в поисках до чащобы. “Так вот куда ты спрятался от людского многоголосья, от бензиновой вони, - сказал я цветку”. А в сердце словно кольнуло: измельчал стебелек, отступил, быть может, на свой последний рубеж... Вот здесь, я вижу, вы принесли “Красную книгу”, обязательно почитайте ее. Очень грустная книга. Читать ее будет невыносимо тяжело, от каждой ее страницы веет холодом и печалью, как если бы ты получил одновременно сотню телеграмм, в которых сообщается о безвременной кончине твоих близких родственников, друзей и товарищей. Инсценирование сказки “Кто милее и краше?” От автора: Заспорили между собой луговые цветы, кто из них милее и краше. Ромашка: - Конечно же, я! Ромашка! Вы посмотрите, какой у меня заглядистый венчик. Без меня и луг не луг, и солнце не такое яркое и приветливое. Вероника: - Но у тебя нет запаха! И гордишься ты одними ресницами! Весь запах на лугу от меня! От автора: Душица скромно качнула фиолетовыми соцветьями и гордо добавила: Душица: - Мои цветы тоже очень полезные, считаются лекарственными. От автора: Зверобой вступил в спор: Зверобой: - Я вот хоть и не ароматен, но тоже обладаю целительной силой. Сто болезней могу излечить. От автора: Иван-чай долго стоял и помалкивал. Неужели не видно, что именно он раскрасавец парень. Иван-чай: - Конечно, красавец! Одни листья чего стоят. Не то что у ромашки или вероники. И для чая пригож. А измельчи корни, добавь муки, испеки хлеб. Да ему цены не будет. Шиверкия, что ж ты молчишь? Они все вон как хвалятся! Шиверкия: - А мне хвалиться нечем. Плакать хочется. Меня, шиверкию подольскую, занесли в “Красную книгу”... От автора: Застыдились цветы, пригорюнились. Правду говорит шиверкия. Как бы самим не угодить в эту самую книгу. Учитель:
Ученица: Когда читаешь такие строки, то всегда задумываешься: что могу сделать я, чтобы красота не исчезла. Ученик: Что должны сделать все мы, чтобы природа преобразилась, восстановилась, чтобы мир вокруг нас расцвел яркими красками. Ученица: Я думаю, нужно много знать, чтобы действовать. Ученик: Я согласен с тобой. И хочу спросить: есть ли у тебя любимые произведения И. Ф. Зиборова? Ученица: Да. Мне нравятся поэтические этюды, в которых писатель открывает нам названия курских деревень, рек, лесов, лугов. Послушайте, какие необыкновенные названия у речек и речушек: Обеста, Амонька, Дублянка, Избица, Морквость, Цуканово-Бобрик. Наши одноклассники выучили стихотворения о них. Послушайте! Чтение стихотворений учениками – по выбору. Ученик: Мне нравятся стихотворения, посвященные Афанасию Фету. Фет некоторое время жил в курской Воробьевке, в своем имении. И Иван Федотович посвятил знаменитому русскому лирику вот такие строки:
Учитель: Иван Федотович, я знаю, Вы написали несколько стихотворений, посвященных А. Фету. Что Вы сегодня нам прочитаете? Зиборов И. Ф.:
Чтение автором новых произведений (“Река Рыло”, о городе Рыльске, о древнерусских воинах из дружины Буй-Тур Всеволода, Рыльского князя; “Ода библиотекам”, стихи из “Детской страницы”. Подведение итогов: учащиеся задают вопросы писателю, обмениваются впечатлениями по услышанным произведениям; писатель дает автографы. Учитель: Спасибо нашему гостью за его добрые пожелания – напутствия; спасибо за поэтические строки, полные чистой родниковой воды, за книги – честные, волнующие, зовущие к хорошим делам.
* Горбуль Л. В., автор стихотворений “В огромном мире книг...” и “Остаться в памяти людей...”.Список литературы.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |