Преподавание литературы Урок по теме "А.Блок и М.Врубель. Тема "демона"". 11-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2018.08.14 Просмотров: 360 Гуменюк Марина Игоревна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР Цели урока:
Задача: расширить представления учащихся 11-го класса о культуре Серебряного века через знакомство с творчеством М.А.Врубеля и раскрытие в его творчестве темы Демона. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, – я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим… А.Блок Звучит увертюра из оперы “Демон” А.Рубинштейна. Слово учителя: Творчество М.Врубеля является, по мнению многих исследователей, мостом между искусством прошлого века и настоящего. Художника беспощадно отрицали и безумно восхищались им , но никто не оставался равнодушен к его творчеству. Десятилетия разрешили все споры. Время как всегда отдало дань истинному таланту. М. Врубель – настоящий сын века противоречий и разочарований, века крушений старых идеалов и зарождения новых. В его искусстве эпоха преломляется своеобразно: здесь найдешь атмосферу таинственности и загадочности, раздвоенности и стремления к идеалу. Лучше всех это время охарактеризовал Александр Блок, современник Михаила Врубеля, в поэме “Возмездие”:
А что же открылось взору художника М.Врубеля на “рубеже веков”? Случайно ли Александр Бенуа назвал это время “эпохой Врубеля”? Ребята, давайте вспомним ситуацию в стране в этот период. (Учащиеся дают характеристику историческому периоду). Учитель: Да, воистину есть что-то демоническое в этом времени. Этот мир открылся художнику в образе Демона. 12 лет своего творчества посвятил он этой теме. Уже в конце жизни, находясь в больнице, он писал “Демону дана власть за то, что я не будучи достоин, писал богоматерь и Христа. Он все мои картины исказил”. Так что же Демон – это потусторонняя сила или он в каждом из нас? Кто он? Художник изображал Демона то летящим, то тоскующим над равниной, то сидящим на краю бездны, то гордо взирающим на мир… Увлечение этой темой привело к тому, что о художнике стали ходить легенды, для окружающих он был чудаком. А что вы знаете о жизни М.Врубеля? Выступления учащихся с рассказом о жизни художника. Учитель: Что представляется Вашему воображению, когда произносите слово “Демон”? (Это какая – то злая сила. Демон – падший ангел, поднявший бунт против деспотизма Бога и низвергнутый на землю. Будучи отвергнут небесами, он не может быть принят и землей, ибо для нее оставался существом другой природы) Учитель: Значит Демон – тот, кто раньше был ангелом. А как выглядит ангел? Каким ангела увидел М.Врубель? Работа с эскизом М. Врубеля “Ангел с кадилом и свечой” (1887 г) Мы видим нетрадиционное видение ангела, может быть, поэтому изображение так и осталось эскизом. Работа с картиной М. Врубеля “Богоматерь с младенцем”(1885 г) Горечь, смятение и испуг видим мы в ее лице. Это не Мадонна Рафаэля и не Владимирская Богоматерь со спокойствием и уверенностью в лице. Врубелевские ангел и Богоматерь нетипичны. Критик Прахов писал: “Для росписей Врубеля нужен был бы собор в совершенно ином стиле”. Иными словами, для них не существовало архитектуры, их доступной ни в прошлом, ни в настоящем им не было места – только в будущем. Может быть, они и стали предтечей появления Демона. Работа с картиной М.Врубеля “Демон сидящий” Врубель назвал его сидящим, а какими еще словами мы можем его охарактеризовать? Кого он нам напоминает внешне? Какова фигура Демона? Можем ли мы сказать, что он однозначное зло? Учитель: М. Врубель писал: “Демона не понимают-путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит “рогатый”, дьявол – “клеветник”, а Демон – “душа”. Демон– дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, величавый”. А о чем скорбит Демон М.Врубеля? (О ненужной мощи, об оторванности от буйства красок мира. Он все видит, но отвергнут и ищет ответы на неразрешимые вопросы. Это не носитель зла и коварства, это выражение метаний человеческой души) Учитель: В 1910 году А.Блок написал стихотворение “Демон”. Прочтем его. Есть ли что-то общее и в чем различие в образах Демона у Врубеля и Блока? (Их объединяет тяжелое сознание своей “невоплощенности”, одиночества. У А.Блока демон более человечный, он как бы перенимает мировой разлад, хотя и не собирается мириться с ним) Случайно ли этот образ появился практически одновременно в этих творцов-современников? (Конечно же, нет. Исторические события всегда находят отражение в искусстве) Мы начинали урок с обращения к поэме А.Блока “Возмездие”. Я хотела бы вновь обратиться к ней. Об одном из героев поэт писал:
О ком эти строки? (Они о Демоне) Учитель: А.Блок пришел в литературу как поэт-символист. Каковы черты символизма как направления в искусстве? А есть ли какие-то черты символизма на картине Врубеля? (Цвета (красный, серый, лиловый), бунтарство, таинственность, неразгаданность) А.Блок и М.Врубель… Поэт часто повторял: “Врубель мне близок жизненно”. Они познакомились лично в конце жизни Врубеля, когда тот оказался в больнице, практически потеряв зрение. Их сблизило многое: миропонимание, непонимание окружающих. На память сразу приходят строки А.Блока из стихотворения “Ямбы”, ставшие творческим кредо поэта:
Я думаю, что эти строки мог повторить и М.Врубель. Он говорил: “Мой Демон мог видеть всю скорбь мира, взятую вместе”. Как Вы думаете, нужно ли ее видеть? (Ее видеть необходимо, потому что она подвигнет и подтолкнет к сочувствию, состраданию, сопереживанию. Скорее всего, Демон не просто страдает, он и со-страдает.) Работа с картиной М.Врубеля “Демон поверженный” Учитель: Что мы видим на картине? (С небес Демон рухнул в бездну. Его тело бессильно распластано на дне ущелья, сломаны крылья, неестественно заломлены руки. Основные цвета – лиловый, сиреневый, они символизируют тревогу).
Художник М. Судковский писал после посещения выставки об этой картине так: “Поверженный Демон Врубеля-это гордый дух, восставший против этой серой бесцветности; дух, жаждущий свободы творчества, Это радужно-крылатый гений человечества, поверженный серой обыденностью жизни”. Согласны ли Вы с этим утверждением? Прямо на выставке, на глазах у посетителей Врубель дописывал картину. Лицо Демона становилось все страшнее и страшнее. Что искал Врубель в лице Демона? Что хотел выразить? Многих волнует загадка “Поверженного”: разбился Демон или нет, повергнут он окончательно или нет. А как думаете Вы? Обратите внимание на название: поверженный, но не побежденный. Очень хорошо об этом сказал А.Блок в стихотворении “Врубелю”:
На могиле М.Врубеля Блок сказал: “Демон – символ нашего времени. Это символ мировой скорби, стон исстрадавшейся и разуверившейся души”. Два творца – современника увидели образ, который вышел из этого мира, а не пролетал над ним. А.Блок прав: “…Тех миров, что видели они, мы не видим…” Хочется продолжить мысль Бенуа и назвать рубеж веков “эпохой Врубеля и Блока”. А может быть, Демон– символ и нашего переломного и противоречивого времени? Звучит увертюра из оперы “Демон” А.Рубинштейна. Домашнее задание: Написать размышление на тему “Можно ли считать Демона символом нашего времени? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |