Notice: Undefined variable: cat in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 594
Преподавание русского языка
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
"Усердней с каждым днем смотрю в словарь" (Словарь русского языка. Урок-практикум в 5-м классе)
Словарь – это вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать – это книга книг. Он включает в себя другие книги, нужно лишь извлечь их из нее. А. Франс Ход урока Организационный момент. Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас. Улыбнемся друг другу и пожелаем успешной работы. Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету. И все, может видеть глаз – над нами и под нами, И все, что в памяти у нас, – означено словами. Одно – давно привыч...
Добавлено: 2023.10.27 | Просмотров: 4 Многоаспектный анализ текста на уроке русского языка
Цели: 1) подвести учащихся к пониманию того, что текст не просто совокупность, сумма предложений, а целостное сложное образование, тематически и функционально законченное целое; 2) научить способности видеть новую проблему в знакомой ситуации, развитие творческой самостоятельности; 3) нравственные, эстетические нормы отношения к миру природы, осознание своей ответственности перед будущими поколениями. Оборудование: цветок ромашки (фотография, рисунок), текст “Солнце с белыми лепестками” по ...
Добавлено: 2023.10.26 | Просмотров: 8 Нестандартные приемы развития устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы
Одна из важнейших задач учителя русского языка и литературы – обучение детей навыкам устной и письменной речи, которые являются главными составляющими развития критического мышления. Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы зафиксировать что-либо, надо его изучить, узнать о нем больше. Урок развития речи по русскому языку в 6 классе “Души своей открою тайники…” был проведен в форме исследования. В исследовательской деятельности, кото...
Добавлено: 2023.10.24 | Просмотров: 3 Как избавиться от пропуска букв, слогов в словах? Виды упражнений
Виды упражнений. 1. Работа с кассой букв. из букв дети складывают слово, определить, сколько букв понадобилось для его записи, назвать 3-ю букву, 1-ю, последнюю букву, прочитать и запомнить слово, письмо слова по памяти, проверка написания, письмо слова со слуха. Проверка: проговаривание произнесения слова по звукам, счет произнесенных звуков, соответствие в слове числа написанных букв, произнесенным звукам. 2. Составь слова из данных букв. Б, у, с, п, р К, т, о, л, я О, с, а, к 3. Зап...
Добавлено: 2023.10.24 | Просмотров: 5 Урок–проект "Энциклопедия одного слова" (5-й класс)
Цель: создать комплексное представление о слове; пробудить интерес к русскому слову как величайшей ценности языка; проиллюстрировать достоинства словарей и их использование в практической деятельности Ход урока Презентация. Лингвистическая разминка. Решение творческой задачи. (Слайд №1) "Подари другому благо" В древности, когда благодарили, произносили пожелание: спаси (тебя) бог! Реши: 1) какое современное русское слово для выражения благодарности образовалось из этого пожелания ...
Добавлено: 2023.10.22 | Просмотров: 3 Удивительный город Словообразование
Цели: Повторить морфемный и словообразовательный разбор, изученные в разделе орфограммы. Развивать мышление, сообразительность, умение применять знания на практике. Воспитывать интерес к изучению русского языка, положительную мотивацию. Тип урока: повторительно-обобщающий. Вид: путешествие. Элементы технологии уровневой дифференциации. Оборудование: раздаточный материал, карта города с изображением улиц. Ход урока. I. Мотивация. Учитель: – Сегодня мы будем путешествовать по городу, которого ...
Добавлено: 2023.10.21 | Просмотров: 6 Урок русского языка в 5-м классе по теме "Виды словосочетаний. Способы связи"
Цели урока: 1) Совершенствовать умения по различению типов словосочетаний (глагольные и именные). 2) отработать умения определять смысловую и грамматическую связь между словами в словосочетаниях. 3) формировать знаний о способах подчинительной связи. Форма урока: Путешествие. Оборудование: интерактивная доска; презентация; учебник; опорные карточки; карточки для самоконтроля; тренажер “Космическое путешествие”, корзинка с овощами и фруктами. Ход урока I. Организационный момент. Сообщение це...
Добавлено: 2023.10.19 | Просмотров: 5 Роль сложносочиненных предложений в речи
Форма: урок-практикум Цель: выявить роль ССП в речи; продолжить знакомство со способами выражением в тексте антитезы; познакомиться со стилистической фигурой многосоюзия; продолжить работу над формированием навыка анализа текста. ХОД УРОКА 1. Слово учителя. Уже в 8-м классе мы с вами убедились, что разные по строению виды предложений свойственны разным стилям речи: простые (часто неполные) предложения – разговорному стилю, сложные предложения – книжным стилям речи. Причем сложноподчиненн...
Добавлено: 2023.10.18 | Просмотров: 6 Правописание букв -е- – -и- в чередующихся корнях, 5-й класс
Представленное нами учебное занятие в 5-м классе по русскому языку направлено на формирование как предметной компетентности (правописной компетентности, под которой в методике преподавания русского языка понимают овладение системой орфографических и пунктуационных понятий, а также правописных умений, обеспечивающих уровень относительной орфографической/пунктуационной грамотности), так и общепредметной компетентности (умение выдвинуть гипотезу, проверить ее, умение использовать модельно-схематич...
Добавлено: 2023.10.15 | Просмотров: 5 Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме: "Официально-деловой стиль. Заявление"
Цели и задачи: дать понятие об официально-деловом стиле речи; помочь учащимся овладеть навыками оформления заявления; учить учащихся находить речевые штампы, клише в тексте деловой бумаги – заявления; редактировать тексты в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги; самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы. Виды работы: Работа с текстами. Индивидуальная работа учащихся (по карточкам). Самостоятельная работа (написание заявления). Оформление: На доске записана тем...
Добавлено: 2023.10.14 | Просмотров: 14 Анализ текста В.П. Астафьева как подготовка рабочих материалов к сочинению
Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово. В. Литвинов. Цель урока: подготовка учащихся на основе анализа исходного текста к написанию сочинения-рассуждения на нравственную тематику. Задачи: углубить знания о публицистическом стиле речи и типе текста – рассуждении; вырабатывать навыки анализа текста: определять тему, главную мысль, проблематику; характеризовать лексические, грамматические, художественно-изобразительные средства, используемые в тексте; восп...
Добавлено: 2023.10.13 | Просмотров: 9 Безличные предложения. 8-й класс
Цели: Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его. Развивать память, речь, образное мышление. Использовать воспитательный потенциал текста В.П.Астафьева при формировании понятия о безличных предложениях. Совершенствовать речевые, орфографические и пунктуационные навыки. Ход урока 1. Организационный момент 2. Лингвистическая разминка (задания проецируются на доску) 1. В каких словосочетаниях есть числительные? Пятый элемент Учиться на пятерки Современное пяти...
Добавлено: 2023.10.12 | Просмотров: 3 Урок русского языка в 9-м классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными места"
Цели и задачи урока: – Знать отличительные особенности сложноподчиненных предложений места; – Формировать умение распознавать придаточные места, отличать их от других видов придаточных предложений; правильную постановку знаков препинания в указанных типах предложений; умение конструировать предложения изученных видов по схемам и заданному началу; – Употреблять придаточные предложения в устной речи; – Повторить орфограммы “Гласные в корне слова”, знаки препинания в предложениях. – Воспитыват...
Добавлено: 2023.10.11 | Просмотров: 4 Дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка
В последнее время мы много говорим и работаем над преодолением пробелов в знаниях, умениях учащихся. А ведь тормозом в обучении школьников является и недостаточное развитие реальных учебных возможностей всех учеников. Чтобы добиться каких-то сдвигов в этом направлении, прежде всего необходимо выяснить, насколько сформированы навыки самоконтроля, умение выделять главное, сравнивать, уровень развития произвольного и непроизвольного внимания, критичности мышления, определить тип памяти каждого уче...
Добавлено: 2023.10.08 | Просмотров: 6 Урок русского языка в 11-м классе по теме "Синтаксис и пунктуация. Обособленные члены предложения"
Цели: Образовательные: учить применять ранее изученные пунктуационные правила; учить анализировать предложенный текст. Развивающие: развивать умение вдумчиво расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами, аргументировать свои ответы; быть внимательными к авторскому слову, работая с текстом; развивать память, речевую активность учащихся; создавать презентации на заданную тему; высказывать свою точку зрения. Воспитательные: прививать интерес к родному языку, развиват...
Добавлено: 2023.10.07 | Просмотров: 4 Творческий диктант на вставку слов по картине К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень"
Цель: Обучающая - научить учащихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний: помочь овладеть навыками описания изображённого на картине. Воспитывающая - восиптывать самостоятельность, творческую активность. Развивающая - развивать внимание, сознательное употребление языковых средств. Оборудование: репродукция к картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень".: альбом "Времена года"; ...
Добавлено: 2023.10.07 | Просмотров: 5 Урок развития речи по русскому языку в 7-м классе "Особенности письма как эпистолярного жанра"
Цель урока: познакомить учащихся с эпистолярным жанром – со структурой письма и его этикетными особенностями; научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики. ХОД УРОКА 1. Организационный момент 2. Работа по теме Учитель читает стихотворение Э. Асадова «Одно письмо». (Слайд 1) Как мало все же человеку надо! Одно письмо. Всего – то лишь одно. И нет уже дождя над мокрым садом, И за окошком больше не темно…. Зажгись рябин веселые костры, И все вокруг вишнево – золотое…. И боль...
Добавлено: 2023.10.05 | Просмотров: 4 Публицистический стиль. Жанровое разнообразие (урок словесности в 11-м классе)
Прикоснись, потомок, сердцем К подвигу павших в бою. Прикоснись и почувствуй: За тебя, во имя тебя, За Родину твою. (стихотворение неизвестного автора) Цели: научить отличать публицистический стиль от других функциональных стилей речи; использовать различные жанры публицистического стиля для выражения мыслей, суждений в письменной форме. развивать умение учащихся систематизировать учебный материал и использовать его при закреплении на этапе защиты проекта. использовать проблемные ситуации...
Добавлено: 2023.10.04 | Просмотров: 4 Урок развития речи. Тема: "Пейзаж в живописи, музыке, литературе"
Эпиграф к уроку: Душа ваша – пейзаж. Поль Варлен Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души. А.К. Саврасов Главным в музыке всегда остаётся человек – его мысли, его чувства, его отношение к окружающему миру. Д.Б. Кабалевский I. Вступление к теме. Работа с эпиграфом. Вопрос классу: - В чём сходство позиций художника, композитора, поэта? II. Работа по теме с опорой на презентацию. 1 задание. (Слайд 3). Приложение Соотнесите понятия с видами искусства. Выясни...
Добавлено: 2023.10.04 | Просмотров: 5 Урок русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"
Цели: развивающая: совершенствование навыков правильного определения грамматической основы предложения, формирование умения применять правило в письменной речи; обучающая: углубление знаний о правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым, конструирование предложений, в которых необходима постановка тире. воспитывающая: воспитание бережного и внимательного отношения к слову, чувства дружбы и товарищества . Оборудование: презентация, видеопроектор, карточки. Методические приёмы: объ...
Добавлено: 2023.10.03 | Просмотров: 5 Урок — деловая игра "Юный корректор" по русскому языку в 5-м классе
Цель работы: в форме деловой игры вырабатывать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки, формировать нормы правильной литературной речи, активно работать над предупреждением орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Ход урока: Вступительное слово учителя: - Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчёты, наблюдения? Учёный, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложи...
Добавлено: 2023.10.02 | Просмотров: 5 Сравнительная коммуникативная характеристика как средство развития речи школьников и студентов
Современное общество требует от человека умения быть публичным, выступать свободно перед многочисленной аудиторией, логично и грамотно аргументировать свою позицию. Однако в реальной коммуникативной практике мы сталкиваемся с грубейшими ошибками как в обыденной, так и телевизионной речи, с коммуникативными неудачами партнеров по общению. Очевидно, что далеко не каждый человек задумывается над тем, что он говорит и как он говорит, не каждый пытается проанализировать свое речевое поведение, увиде...
Добавлено: 2023.10.02 | Просмотров: 6 Изучение жанров речевого этикета на уроках риторики
Сегодня мы наблюдаем очередной взрыв интереса к риторике, науке древней и вместе с тем всегда новой, возрождающейся в те исторические периоды, когда потребность в слове становится осознанной. В наши дни необходимость совершенствовать речь (свою, окружающих) ощущают все: ученики, учителя, юристы, коммерсанты, руководители различных рангов. Вместе с тем ни один предмет традиционной школьной программы не ставит своей целью обучение ребёнка свободному владению речью. Многие годы образование, культу...
Добавлено: 2023.09.30 | Просмотров: 7 Тема урока: "По морям, по волнам" для 6-х классов
Цель: проверить знания по рус. яз., расширять знания о богатстве устного народного творчества. Формирование учебной мотивации, сплочение коллектива, умение работать в команде. Оборудование: 1) Эмблемы для участников. 2) Конверт с кроссвордами для команды. 3) Высказывание о русском языке и о сказках. Ведущий. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас необычный день. Мы отправляемся в далекое и трудное плавание. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не стане...
Добавлено: 2023.09.30 | Просмотров: 6 Приемы формулирования проблемных заданий по русскому языку (на примере темы "Степени сравнения наречий")
Характеризуя принципы, лежащие в основе концепции “Педагогика здравого смысла”, А.А. Леонтьев отмечает: “Для нас в высшей степени важен креативный принцип в учении, иными словами, максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников”. [3]. Одним из эффективных путей реализации креативного принципа, на наш взгляд, является проблемное обучение. Теория проблемного обучения разработана уже достаточно давно Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, И.С. Якиманской, М.И. Махмутовым ...
Добавлено: 2023.09.28 | Просмотров: 8 Начало ... Предыдущая страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Следующая страница ... Конец
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|