Преподавание русского языка Урок русского языка в 6-м классе по теме "Местоимение как часть речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.03.26 Просмотров: 3 Васяева Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели урока: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
ХОД УРОКА1. ОргмоментЧисло. Классная работа. 2. Вопросы классу– Какой раздел науки мы изучаем? – Что изучает морфология? – Какие части речи нами изучены? 3. Новая тема1 СЛАЙД – Сегодня мы познакомимся с новой частью речи – Я прочту стихотворение, а вы попробуйте отгадать, какая часть речи станет предметом изучения – Записываем название темы. – Как всегда, новую часть речи мы будем изучать по плану. Вспомните план, по которому мы изучали др. части речи. См. 2 слайд. 2 СЛАЙД – Вы сами сегодня попробуете охарактеризовать новую часть речи, работая по знакомому плану с пословицами из сборника В.Даля. Пословицы в нём представлены во всём многообразии. – Что вы знаете о В.Дале? – Читаем текст. 3 СЛАЙД (текст о В.И. Дале) – Выполняем разборы (Приложение 1). – Перейдём к пословицам, собранным В.Далем. 4 СЛАЙД (Пословицы распечатаны на каждого ученика и лежат на столах. Приложение 2) Работа с текстами пословиц – 1.Давайте их прочтём – 2.Выпишем слова с пропущенными буквами, обозначая и объясняя выбор орфограмм ПРОБЛЕМНАЯ ситуация – Местоимения в тексте выделены красным цветом. Определите, на какой вопрос они отвечают, подчеркните местоимения как члены предложения, определите, где возможно, род, число, падеж местоимений. – Слушаю вас, принимаю любые выводы и благодарю за них. Основные выводы. 5 СЛАЙД – Местоимения употребляются вместо сущ., прил., числ. – М. указывают на предметы, признаки, количества, но не называют их. ИНФОРМАЦИЯ к размышлению – Послушаем историю, которую расскажут ассистенты об универсальных заменителях (“Подсказки на каждый день” Угроватовой, с.59, с рисунками учащихся) – А не хочется ли вам сверить открытое самостоятельно с тем, как освещает этот вопрос наука? Работа с учебником Читаем 1 часть пар-фа учебника – Составляем опорную схему. 6 СЛАЙД Читаем 2 часть материала учебника – Заполняем таблицу. (Таблицы распечатаны и лежат на столах.) 7 СЛАЙД – Проверяем, что у вас получилось. – Читаем. 8 СЛАЙД ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ – Мир местоимений очень обширен. Местоимения есть во всех языках. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому неслучайно, что по частоте употребления. местоимения занимают третье место (после сущ., и гл.).Так говорят учёные-лингвисты. Попробуем сами доказать это, проведя небольшой лингв. эксперимент. 9 СЛАЙД – Перед вами текст (текст распечатан. Приложение 3) – Подсчитаем общее кол-во сущ., мест., гл. – Результаты эксперимента. 10 СЛАЙД Отсюда ясно, что при малом колич. составе, но при высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи. Вопросы – А зачем нам нужно так часто повторять местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? – Вернёмся к исследуемому тексту и попробуем заменять повторяющиеся местоимения другими словами. Что получится? ВЫВОД: без местоимений обойтись нельзя, а в силу частого употребления и малого их количества повторение их неизбежно, так как постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качество, количество. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство. Как длинна и неудобна была бы наша речь без них! – Ваш одноклассник попытался сравнить системы личных местоимений в русском и английском языках. Вот к какому выводу он пришёл. 11 СЛАЙД 12 СЛАЙД – И ещё одно мнение. 13 СЛАЙД Д/з, оценки.– Тренировочные упражнения. 14, 15, 16 СЛАЙД. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |