Преподавание русского языка Программа элективного курса для учащихся 10-го класса "Информационное обеспечение лингвокраеведческой исследовательской работыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.02.17 Просмотров: 4 Юдина Светлана Максимовна, учитель русского языка и литературы Пояснительная записка Актуальность: В условиях модернизации образования, введения НРК в учебную деятельность методы, приемы и формы организации обучения должны идти по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантировано обеспечивая планируемые результаты. В этих условиях внедрение в практику личностно-ориентированных педагогических технологий весьма своевременно. Одна из таких технологий – исследовательская деятельность. Это наиболее эффективный путь познания и целый ряд исследовательских методов и подходов является универсальными, общими для любого вида деятельности и, следовательно, знание их поможет учащимся, какой бы дальнейший путь они не выбрали. Вид программы: надпредметная. Предмет (предметная область), на которую нацелен курс: лингвокраеведение Время, затрачиваемое на обучение: 36 часов. Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся системы ЗУН в сфере лингвотопонимики через развитие навыков исследовательской работы и информационной культуры личности. Цель требует решения следующих задач:
Критерии успешности программы. Предполагается, что в результате изучения курса учащиеся будут знать:
Учащиеся должны уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Критерии оценок: Для учёта достижений обучающихся выставляются оценки в диапазоне от 1 до 3 баллов в соответствии с программой курса. 1 балл выставляется, если посещено не менее 65% занятий и усвоена теория курса; 2 балла выставляется, если посещено не менее 80% занятий, обучающийся знает основные направления лингвокраеведческой работы, структуру исследовательской работы, основные источники и базы информации, владеет основными алгоритмами поиска необходимой информации, умеет правильно оформить собранный материал. 3 балла выставляется, если курс обучения завершен исследовательской работой по лингвотопонимике и представлен авторефератом. Учебно-тематический план программы
Содержание программы. I. Введение в элективный курс (2 часа). 1. Теоретический блок: Содержание и особенности курса. Требования к учащимся. Назначение курса, его связь с другими дисциплинами школьного плана, с работой школьного научного объединения. Роль курса в достижении образованности учащегося профильного естественно-научного класса. Понятийный аппарат исследования. Единая терминология. Тезаурус 2. Практический блок: Составление терминологического словаря; Интернет-путешествие по Всероссийским и региональным конкурсам научно-исследовательских работ (“Первые шаги”, конкурс им. Вернадского, ВСШ и др.). II. Концептуальный модуль “Основные рабочие понятия лингвотопонимической исследовательской деятельности” (9 часов) Занятие №1 (1 час) Теоретический блок: Понятие ведущих направлений лингвотопонимического исследования: ономастика; топонимика: годонимы, ойконимы, оронимы, гидронимы; зоонимы: орнитонимы, ихтионимы, терионимы; литературное краеведение; региональная лексика; анализ живой разговорной лексики; фольклористика, этнография – этнонимы и др. Практический блок: Определение уровня развития языковой личности школьника, выбор направления исследовательской работы по лингвокраеведению. Занятие №2 (1 час) Теоретический блок: Целеполагание как конструирование исследовательского процесса. Практический блок: Определение возможных отклонений от намеченных программ исследований по лингвотопонимике, от прогнозируемого развития исследования. Занятие №3 (1 час) Теоретический блок: Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования по лингвотопонимике. Практический блок: Выбор темы исследования по лингвотопонимике, определение предмета, объекта исследования. Занятие №4 (1 час) Теоретический блок: Обоснование актуальности выбора темы исследования. Обоснование основных путей решения собственной лингвотопонимической проблемы. Занятие №5 (1 час) Теоретический блок: Цель и задачи исследования. Практический блок: Постановка и определение цели и задач собственного исследования по данному курсу. Занятие №6 (1 час) Теоретический блок: Требования к научной гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Практический блок: Выдвижение гипотезы собственного лингвотопонимического исследования. Занятие №7 (1 час) Теоретический блок: Индивидуальная карта лингвотопонимического исследования с учетом выбранного направления работы, темы, цели, задач исследования. Практический блок: Составление индивидуальной программы исследования по выбранной теме. Занятие № 8 (2 часа) Теоретический блок: Общее представление о методологии научного исследования. Группы методов лингвокраеведческой работы. Практический блок: отбор необходимых для собственного исследования методов, исходя из цели, задач и проблематики работы. III. Методический модуль “Информационные ключи и базы исследовательской работы по лингвотопонимике” (16 часов) Занятие №1 (2 часа) Теоретический блок: Виды источников лингвокраеведческой информации: письменные, вещественные и устные. Признаки специфики источников. Основные элементы библиографического описания. Метод библиографирования: общий библиографический анализ источника, библиографическое описание, индекс, библиографическая группировка. Практический блок: Определение видов источников лингвокраеведческой информации, работа по развитию навыков библиографирования источников. Занятие №2 (2 часа) Теоретический блок: Письменные источники. Элементы библиографического описания: область заглавия, область выходных данных, сведений об авторе, область издания, область серии, область применения. Группы письменных источников: справочная литература (энциклопедии, словари – типы словарей); библиографические пособия и материалы (указатели, каталоги: алфавитный, отраслевой, тематический персональный, предметный, систематический, электронный, МБА и ее возможности. Технология работы с ними. Практический блок: занятие в отделе краеведения НПБ. №1: Знакомство с библиотечным ресурсом по лингвокраеведению; оформление библиографии. Занятие №3 (2 часа) Теоретический блок: Группы письменных источников: периодическая литература. Специфика работы с периодикой. Практический блок: №2: консультация-практикум Занятие №4 (2 часа) Теоретический блок: Работа с архивными документами:
Практический блок: знакомство с фондом норильского городского архива Занятие №5 (2 часа) Теоретический блок: Вещественные источники: памятники природы (природный заповедник “Большой Арктический”), строительные сооружения, памятники скульптуры, орудия труда, предметы быта. Практический блок: виртуальная экскурсия по заповеднику, тематическое занятие в первом доме Норильска. Теоретический блок: Устные памятники лингвокраеведения: 1) источники документального содержания (повседневная речь людей, фразы, реплики, ответы, вопросы, содержание бесед, интервью, монологов, диалогов, выступлений и т. п.); 2) источники литературно-художественного содержания: жанры народной прозы (сказки, легенды, предания, былины, сказы, рассказы, анекдоты, суеверья, предрассудки, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, поверья, считалки и др.); песенные жанры (песни, колядки, причитания, частушки и др.). Практический блок: анализ первоисточников, введение приемов блокнота, дневника, записи живой речи на диктофон с последующей расшифровкой и анализом. Занятие №6 (2 часа) Теоретический блок: Библиотеки по назначению (научные и массовые) и тематическому охвату литературы (универсальные и специальные), краеведческие фонды – норильской публичной библиотеки, научной библиотеки музея освоения НПР, научно-справочной библиотеки городского архива, технической библиотеки на Ленина,1, профессиональных библиотек города (на примере фонда ЦИТа). Практический блок: занятие в технической библиотеке. Занятие № 7 (2 часа) Теоретический блок: Архивы - общие и специализированные. Понятие архивного дела, архивного фонда организации (учреждения, предприятия), архивного фонда личного происхождения, объединенного архивного фонда, архивной коллекции; шифр архивного документа и его составных частей. Практический блок: занятие в городском архиве. Занятие №8 (2 часа) Теоретический блок: Универсальные и отраслевые музеи, содержательный и формальный характер хранящихся в них экспонатов. Музеи НПР и Красноярска. Практический блок: путешествие по ИНТЕРНЕТу: сайты региональных музеев. Самостоятельная практическая работа №2: определить по собственному исследованию необходимые источники и базы информации. IV. Практический модуль “Алгоритмы поиска и использования источников лингвокраеведческой информации” (8 часов) Занятие № 1 (2 часа) Теоретический блок: Лингвокраеведческий тематический поиск в библиотеке, архиве, музее. Варианты алгоритмов поиска краеведческой книги, статьи, адресного поиска в архиве и музее. Практический блок: самостоятельная практическая работа № 3: поиск литературы по теме и подбор книг одного автора. Занятие № 2 (2 часа) Теоретический блок: Систематизация научной информации. Личная картотека исследователя – лингвокраеведа, опыт накопления, этап осмысления. Библиографические ссылки. Цитирование. Основные приемы сохранения информации: аннотация, реферат, конспект, тезисы, специфика и назначение каждого из видов сохранения информации. Технология работы над рефератом, виды рефератов. Тезирование. Практический блок: составление аннотации, тезисов собственной работы. Занятие № 3 (2 часа) Теоретический блок: Применение информационных технологий. Способы формирования данных. Занятие № 4 (2 часа) Теоретический блок: Компьютерная обработка данных лингвокраеведческого исследования. Оформление исследовательской работы. Электронная презентация: требования к содержанию, оформлению, длительности. Итоговое занятие (2 часа): Рефлексия по модулям курса. Представление авторефератов исследовательских лингвокраеведческих работ. Формы проведения занятий: лекции; практикумы; презентации; экскурсии; библиотечные, музейные, архивные занятия; работа с источниками, информационными ресурсами. Форма отчетности по по элективному курсу: разработка собственного лингвокраеведческого исследования и защита автореферата.. Программно-техническое сопровождение курса: компьютер, проекционная система, телевизор, DVD; программные продукты (Microsoft Windows XP, Microsoft Office). Методическое обеспечение:
Система оценивания: в конце прослушанного курса текущим баллом в рейтинге будет оценка:
Литература основная
Литература дополнительная:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |