Преподавание русского языка Краеведение на уроках русского языкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.03.09 Просмотров: 3 Каргалова Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы; Панова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы Вариант № 1Часть 11. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Выполняя это задание, учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 90 слов. Текст для прослушивания. Вот пишут: малая родина… Но что это такое? Где ее границы? Откуда и докуда она простирается? Как исчислить, измерить, обсказать? По-моему, малая родина – это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа, где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от охватившего счастья быть на земле. И где впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение. …Тихая деревенская улица, отчий дом в ее ряду под неохватной ивой. Тесный магазинчик на выгоне, маняще пропахший мятными пряниками, ременной сбруей и бочковой селедкой, неприхотливая семилетняя школа под светлой сенью берез, куда еще только предстояло ходить первоклашкой, обветшалая церковь с погостом, где в зачащенной сирени едва видны дерновые надгробья прежних жителей, уже отбывших свое… А за околицей – машинный двор, куда всегда тянет пробраться, тайком посидеть в кабине трактора, потрогать рычаги, блаженно повдыхать еще теплый запах наработавшегося мотора. А дальше – сбегающий по склону артельный сад, еще дышащий сушью знойного дня, разогретой вишневой смолкой, которую можно жевать, и уже налившимися яблоками, мерцающими багряным лоском в обвядшей куще листвы. Ну, а внизу, за садом, - луговая вольница, травяной ветерок, медвяная цветь подмаренника, тугой перегуд шмелей и…дремотный звон овсянок. И, наконец, речушка – петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки и калину. Разумеется, у каждого человека – своя малая родина, и ее приметы тоже разные. Но такого невеликого окоемного обиталища вдосталь хватает всем, чтобы за Божий день набегаться и навпечатляться до предела сил, когда за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться опаленная солнцем и вытрепанная ветром неуемная головушка, и мать подхватит исцарапанное, исклеванное паутинами, пахнущее рогозом и тиной обмякшее чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит павшего сестра милосердия. Малая родина – это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения… (Е.И. Носов) Часть 2Прочитайте текст и выполните тестовые задания к нему. Травный ветер (1) В послевоенную неустроенную пору откололась от родной деревни тетушка моя Валентина. (2) Не выдержала молодая девка лебеды, завербовалась, куда глаза глядят, и завез ее радетель-оргнабор аж в озерно-скальную Карелию. (3) Там она заделалась заправским подрывником, нажила семью и до самой пенсии и в снег и в дождь прочертоломила в каменном карьере. (4) Ходила она в заклеклой брезентовой робе, железной каске поверх платка и с милицейским свистком на шее, дабы никто не угодил под тротиловую шашку. (5) Ушла на заслуженный вся простуженная, держась за негнущуюся поясницу, охая и шутейно припевая: “Долго будет Карелия сниться…” (6) И лишь тогда только, наконец, вырвалась на родину – через тридцать шесть лет! (7) Ну, конечно, воды за это время утекло много. (8) Приехала в прежнюю свою деревню сама никем не узнаваемая, ничего и никого не узнавая: все переменилось, перестроилось, ни одного знакомого дома на деревне, ни одного знакомого лица… (9) Собаки – и те все другие. (10) Глядит вокруг тетка Валентина, волнуется, силится что-то вспомнить, вздыхает горестно, и слезы непроизвольно катятся по ее заветренному широкому лицу, капают за тучную пазуху. (11) – Ох, девки милые! – всплескивает она руками. (12) – Хорошо-то у вас как! (13) И все скопом живете, на прежнем месте. (14) А вот я, сорока, куда залетела… (15) Да чего теперь, жизнь прошла-пробежала. (16) Там у меня дом, внуки, корова теперь рогами в дверь тычется, хозяйку ждет. (17) А все ж душа моя напополам разрывается. (18) Тут-то мне все роднее. (19) Вон и небушко без хмари, и ветер наш, травный, покосный. (20) Чуете? (21) Живой чабрец?22) Она шумно, глубоко вздыхает, ловит распахнутым ртом, всей грудью полуденный ветер и, не вытирая слез, говорит: (23) – Вот полечу обратно, теперь, видать, уж насовсем. (24) Не свидимся больше. (25) Ничегошеньки мне не дарите на прощанье, ничего мне не надо, все у меня есть: шмутки, полированная скарбота… (26) Только дайте набрать землицы! (27) Хоть горсточку, хоть щепоточку. (28) Я ж по ней бегала босой да несмышленой. (29) А теперь и мама наша под ней лежит… (30) Повезу с собой жменьку – хоть когда прикоснусь, понюхаю. (31) А не то в слабую минутку потужу-погорюю, что так у меня нескладно получилось. (Е.И. Носов) К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком. А1. Какое из высказываний не соответствует содержанию текста?
А2. Как характеризует тетку Валентину информация, заключенная в предложениях 11–21?
А3. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: “Почему автор называет героиню Валентиной, а не Валя, Валюша?” Такая форма говорит…
А4. Какой (-ие) стиль и тип (-ы) речи используется (-ются) в тексте?
А5. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью указательного слова?
А6. Какое значение имеет слово СКОПОМ в предложении № 13?
А7. В каком слове все согласные звонкие?
Задания В1–В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. В1. Замените слово ПРОЧЕРТОЛОМИЛА из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. В2. Из предложений 19–21 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. В3. Из предложений 21–23 выпишите слово (а), в котором правописание приставки зависит от глухости / звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. В4. Какой способ образования слова НЕПРОИЗВОЛЬНО (№ 10). В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения. Глядит вокруг тетка Валентина, (1) волнуется, (2) силится что-то вспомнить, (3) вздыхает горестно, (4) и слезы непроизвольно катятся по ее заветренному широкому лицу, (5) капают за тучную пазуху. В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. И лишь тогда только, (1) наконец, (2) вырвалась на родину – через тридцать шесть лет! Ну, (3), конечно, (4) воды за это время утекло много. …Ох, (5) девки милые! – всплескивает она руками В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения. Ходила она в заклеклой брезентовой робе, (1) железной каске поверх платка и с милицейским свистком на шее, (2) дабы никто не угодил под тротиловую шашку. Ушла на заслуженный вся простуженная, (3) держась за негнущуюся поясницу, (4) охая и шутейно припевая… В8. Замените словосочетание БРЕЗЕНТОВАЯ РОБА (№ 4), построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание. В9. Выпишите грамматическую основу предложения № 30. В10. Среди предложений 21–31 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. В11. Укажите количество грамматических основ в предложении № 30. В12. Среди предложений 11–14 найдите предложение с приложением. Напишите номер этого предложения. В13. Среди предложений 2–5 найдите сложное с разными видами связи. Напишите номер этого предложения. В14. Среди предложений 8–12 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. Часть 3Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий С1 или С2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С1 или С2. С1. Напишите сочинение-рассуждение “Зачем нужна орфография?” Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте еще раз текст Е.И. Носова. Найдите и приведите два примера из прочитанного текста, которые являются иллюстрацией к разным разделам орфографии. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. С2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних фраз тетки Валентины: “Повезу с собой жменьку – хоть когда прикоснусь, понюхаю. А не то в слабую минутку потужу – погорюю, что так у меня нескладно”. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Вариант № 2Часть 11. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Выполняя это задание, учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 90 слов. Текст для прослушивания.
С некоторых пор я стал учить свою дочурку цветы рвать… глазами…И не только на городских газонах, но и в поле, в лесу…Что-то противилось во мне к бездумным букетам. Сорванный цветок, пойманные бабочки, спрятанная в клетку птица становятся вещью твоей мимолетной… А мы, даже самые чуткие из нас, не всегда в ладах с равноправием… то к вещам небрежением грешим, то вдруг в рабство их попадаем… Приходится с грустью наблюдать порой, как из собаки – этого извечного друга человеческого – то игрушку, то идола делают… Но как это малышке объяснишь? Она тут же резонно замечает: – Но у глаз же рук нету! – И подсказывает мне ход… И я терпеливо нашептываю ей сказку о том, что у глаз самые быстрые, самые длинные, самые добрые руки-невидимки… “Вот посмотри – щеглята прыгают по тропке… Даже мои руки не догонят, не достанут их… А ты своими глазами, как пальчиками, можешь потрогать каждое пятнышко цветное…” Дочка прислушивается. Самая невероятная сказка ей понятнее строгих родительских запретов и назиданий. Вступает в игру и почти соглашается, что глазами “рвать и ловить” интереснее… Дотянулся взглядом к знакомой ромашке, осмотрел ее, открыл для себя в цветке “семечки как у подсолнуха”, порадовался: и с собой взял больше, чем цветок, и другим оставил… Но через некоторое время дочка протягивает мне букетик колокольчиков и, поняв мой осуждающий взгляд, смущенно оправдывается: “Но они ж такие красивые…” Я не ворчу на нее за это маленькое разочарование, потому что знаю, как долго и трудно зреет разумное семя. И рассказываю ей новую сказку о жизни. (В. Детков) Часть 2Прочитайте текст и выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста. (1) В конце апреля в еще голом, сквозном лесу, на возвышенных прогретых местах сквозь желтую подстилку пробивается сон-трава. (2) На нежных опушенных стеблях, как бы еще не окрепших от перворождения, поникше дремлют крупные сине-фиолетовые цветы. (3) Об эту пору растеньице еще без единого листочка: просто стебель и на нем цветок. (4) Сон-трава так и зимовала под снегом, под опавшими древесными листьями с готовым бутоном, с тем, чтобы, пока вокруг еще нет ни одной травинки, первой пробиться к солнцу, поскорее развернуть бутон и понежиться, подремать в ласковых вешних лучах. (5) Ничего подобного этой яркой, праздничной сини нет во всем пока еще не прибранном, буро-жухлом лесу, и потому так радостно изумишься, когда еще издали, за много шагов, увидишь это диво весны. (6) Рвать цветок нельзя. (7) Он и сам по себе трепетно-нежный, неприкасаемый и даже под бодрящим апрельским солнцем не в силах приподнять дремотно опушенной головы. (8) Если же его сорвать, то он тут же безвольно поникнет и уснет навсегда… (9) Оттого и назван так – сон-трава. (10) Но вот все-таки рвут многочисленные посетители вешнего леса! (11) Рвут и вскоре бросают. (12) Бросают из-за этой неприкасаемости растения, стало быть, из-за его бесполезности и ненужности. (13) Бывает, в воскресный день все лесные тропки, ведущие к электричке, усыпаны завядшими и растоптанными цветами. (14) А ведь с меркантильной меркой (полезное – бесполезное) мы относимся не только к природе. (15) Это потребительство ныне распространилось и на общение с человеком. (16) Прежде всего прикидывают: что от этого можно иметь? (17) Нужный человек или ненужный? (18) Можно извлечь из него что-либо для карьеры, “для дома, для семьи”? (19) Или хотя бы для гаража?.. (20) Больше того, так стали выбирать себе жениха или невесту… (21) Рвут и вскоре бросают. (22) Рвут и бросают… (23) А ведь бабушка моя говаривала: смотри, радуйся и не тащи в рот… (Е. Носов) ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ А-1. Какое из утверждений не соответствует мысли автора?
А-2. В каком предложении автор формулирует главную мысль?
А-3. Какие средства использованы для связи предложений №10 и №11?
А-4. Какой тип речи преобладает в миниатюре Е.И. Носова?
А-5. Какое средство выразительности неверно проиллюстрировано примером из текста?
А-6. В каком из слов букв меньше чем звуков?
А-7. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
А-8. Укажите правильную морфологическую характеристику слова УСЫПАНЫ (№ 13).
А-9. Укажите неосложненное предложение.
А-10. Какая характеристика предложения № 7 является верной?
А-11. Какую синтаксическую роль выполняет слово ВСЕ (тропки) в предложении № 13?
А-12. В каком предложении текста не использовано олицетворение?
В-1 .Из предложения № 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание. В-2.Какой способ образования слова СИНЕ-ФИОЛЕТОВЫЕ цветы (№ 2)? В-3. Из предложения № 7 выпишите определительные местоимения. В-4. Укажите количество грамматических основ в предложении № 8. В-5. Среди предложений 2–5 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное цели. В-6. Среди предложений 12–20 найдите такие, в которых есть вводные слова (конструкции). Напишите номера этих предложений. В-7. Среди предложений 12–14 укажите такое, в котором употребляются контекстуальные синонимы. В-8. Из предложений № 12–13 выпишите слово (-а) с чередующейся гласной в корне. Часть 3С1. Напишите сочинение-рассуждение “Для чего нужны лексические повторы в тексте”. Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте еще раз текст Е.И. Носова. Найдите и приведите два примера из прочитанного текста, которые являются иллюстрацией к данной теме. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. С2. Напишите сочинение-рассуждение на тему “Влияние природы на внутренний мир человека”. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |