Преподавание русского языка Урок русского языка в 8-м классе по теме "Обособление уточняющих членов предложения"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.03.09 Просмотров: 3 Стратий Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: I. Образовательные: 1)отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены предложения; 2)закрепить навыки постановки знаков препинания при уточняющих членах предложения на письме и правильного чтения в устной речи. II. Развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы, развивать память, внимание, быстроту реакции. Ход урока.I. Актуализация.1. Буквенный диктант. На слух записать первые буквы слов грамматических основ: Храпит у костра усталый охотник. Рассветает. Первым очнулся Шурик. Отлично отдохнул! (хорошо) 2. Цели урока. Хорошо – ключевое слово на сегодняшнем уроке. Сегодня мы должны: - познакомиться и хорошо изучить новую тему; - хорошо и активно работать на уроке; - показать хорошие знания в конце урока. II.Введение в тему.1.Заполнение “слепой” таблицы.
- Как определить, каким членом предложения является слово? - Вывод по таблице. 2. Работа с доской. 1) Записать только те предложения, в которых есть обстоятельства. Подчеркнуть их. Определить их вид. (В случае затруднения обращаться к учебнику, стр.79.) (* Учебник: Русский язык. 9 класс. С.Г. Бархударов и др. “Просвещение”, 2002г.) 1) Постепенно гаснут в небе звезды. 2) Проходит летняя гроза. 3) Воздух чист и прозрачен. 4) Золотая осень землю наряжает. 5) Завтра мы пойдем в лес за грибами. Вывод. 2) В каком предложении есть определение, дополнение? III.Объяснение нового материала.1. На доске остались предложения: Постепенно гаснут в небе звезды. - Попробуйте конкретизировать данные члены предложения, сделать их более точными, ясными. Постепенно – очень медленно. - Какие члены предложения называют уточняющими? - Какие члены предложения могут выступать в роли уточняющих? - Выделение в устной речи, постановка запятых в письменной. 2. Работа с таблицей. Запятые в предложениях с уточняющими членами предложения. IV. Закрепление.1.Уточнить предложения (запись на доске). (Обстоятельство времени) + проходят занятия кружка юннатов (словарная работа). (Обстоятельство места) + поднималось солнце. (Обстоятельство образа действия) + раздался оглушительный звук. Красивая птица встретилась нам по пути. Бабушка очень любила грибы. 2.Дифференцированное задание. I группа – придумать свои предложения, используя таблицу, на каждый вид уточнения (можно использовать материал учебника упр. 330, 331); при проверке зачитать вслух. II группа – списать предложения, расставить знаки препинания – упр. 332 (4,5,6). Проверка с обратной стороны доски. Итог. V.Первичная проверка.Выписать предложения, которые имеют уточняющий член предложения, расставить знаки препинания (предложения записаны на доске). 1)Весной в лесу особенно хорошо. 2)Весной в начале мая в лесу особенно хорошо. 3)Рано-рано на мгновенье зарделось окошко (словарная работа). 4)Рано-рано румяной зорькою на мгновенье зарделось окошко. - У кого правильно? Итог. VI.По следам ошибок.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? (Предложения написаны на карточках, лежащих перед каждым учащимся.) 1)Болото было покрыто мелким ольшаником, или порослью ольхи. 2)Всходила ясная луна, и звёзд на небе становилось больше. 3)Дополнение – второстепенный член предложения. 4)Вечером, на детской площадке, играли весёлые малыши. VII. Итог. Поиграем!Угадайте слово, используя предложения предыдущего задания. 1) В первом предложении найдите сказуемое, возьмите у него приставку. 2) Из определения второго предложения возьмите корень. 3) Добавьте суффикс подлежащего третьего предложения. 4) Окончание возьмите у обстоятельства четвёртого предложения. (по-ясн-ени-е) - Как это слово связано с темой сегодняшнего урока? - Какие члены предложения называются уточняющими? - Какие члены предложения могут быть уточняющими? - Как они выделяются на письме, в устной речи? VIII. Проверка (диагностика).Работа по карточкам. Расставьте знаки препинания при обособлении уточняющих членов предложения. I вариант. 1. Внизу в закурившемся тумане шумел лес. 2. Мы помимо судовых работ занимались ещё погрузкой угля. 3. У забора на груде досок уже поджидали Васька и Сашка. 4. Однажды уже в сентябре мы получили письмо. 5. Вопреки воле родителей она отложила подготовку к экзаменам. II вариант. 1. Известно, что смерчи или водяные столбы разбивают ядрами с кораблей. 2. Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес. 3. За исключением отдельных учеников все учатся хорошо. 4. Многие газы например водород легче воздуха. 5. Мы беседовали хорошо по-дружески. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |