Преподавание русского языка Использование приемов модульного обучения в системе коллективных учебных занятийNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.02.16 Просмотров: 6 Кабанова Татьяна Викторовна, учитель русского языка По мнению Г.К.Селевко, “любая технология имеет средства, активизирующие и интенсифицирующие деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и причину эффективности результатов”. Именно такой является технология коллективных учебных занятий, при освоении которой основное внимание уделяется не столько знаниям, умениям и навыкам, сколько способам деятельности по их получению. А что же предполагает модульное обучение?
Модульная технология позволяет организовать изучение тем упорядоченно, целенаправленно, без больших отставаний, потому что модульное обучение — это управляемое самообучение. Сущность модульного обучения состоит в том, что
Как оказалось, оно хорошо сочетается с технологией коллективных учебных занятий. Начинать лучше с отдельных модулей или даже с их учебных элементов, постепенно переходя на целую модульную программу. Почему у меня возникла необходимость соединить эти две технологии? Дело в том, что этому способствовали индивидуальные особенности детей, на занятиях с которыми я и опробовала в этом учебном году технологию. В начальных классах они довольно успешно осваивали методики коллективных учебных занятий, но вывести их на 3-ю фазу никак не получалось. Видимо, дело в том, что дети слишком разные по способностям и разрыв общего фронта в рамках года приводил к тому, что между первыми и последними учащимися образовывался очень значительный промежуток. В 5 классе это привело к тому, что с некоторыми детьми пришлось заниматься летом. Поэтому в 6 классе я попробовала перестроить работу следующим образом. Всю программу 6 класса я разбила на 5 тем: словообразование, причастие, деепричастие, местоимение и числительное. Разрыв общего фронта решила осуществить только в рамках одной темы. Уже не было такой необходимости обращать внимание на умения учащихся работать коллективно, в группе и индивидуально, оценивать работу как свою, так и товарищей, работать с учебником и дополнительной литературой, т.к. эти важные умения ребята приобрели ещё в начальных классах, но напоминать об алгоритмах работы следует постоянно. Модульная технология основана на укрупненном структурировании учебного материала, которое позволяет учащимся выбирать вариант изучения темы (полный, сокращенный или углубленный), т.е. на изучении программы с помощью модулей- целевых функциональных узлов, в которых учебное содержание и технология овладения им объединены в целостную систему. Модули состоят из 2-х частей: инвариантной и вариативной.
У каждого блока есть свои определенные функции. Назову некоторые из них. Основной дидактической функцией блока “вход” является осуществление актуализирующего контроля, т.е. вопросы и задания предполагают актуализацию тех опорных знаний и способов действий, которые потребуются для усвоения всего модуля и формирования познавательного интереса. Пример такого блока модуля “Причастие” приведен ниже. Вопросы и задания блока “Вход”
В теоретическом блоке располагается основной учебный материал модуля. Для прохождения этого блока были разработаны маршруты: “Вход” —> Т-1 “Что такое причастие” —> Т-2 “Причастный оборот” —> Т-3 “Разряды причастий” —> Т-4 “Полные и краткие причастия” —> Т-5 МИП “Морфологический разбор причастий” —> “Выход” (контрольная работа). Для освоения теоретического материала использовались методики коллективных учебных занятий: методика изучения правила (МИП), взаимопроверка знаний (ВПЗ), взаимотренаж (ВТ). Структурно-учебный элемент блока – таблица – фрейм, включающая ячейки-слоты:
Пример одного из фреймов в блоке “Причастие. Теория” приведен в таблице 1. Таблица 1
Содержание теоретического блока полностью соответствует содержанию программы по русскому языку. Большое значение имеет практический блок, который активизирует познавательную деятельность учащихся. Задания этого блока ставят ученика перед необходимостью применять полученные знания на практике, вырабатывать умения и навыки, решать нестандартные задачи, развивают умение ориентироваться в новых условиях. В модуле “Причастие” эту функцию выполнял блок “Правописание”. Прохождение этого блока было организовано с помощью методик взаимообмена заданиями (ВОЗ), индивидуальных заданий (ИЗ) и тестового контроля. В вариативной части модуля “Причастие” было 4 блока. “Актуализация” предполагала повторение учебного материала. “Обобщение” – формирование новых понятий. “Ошибки” – ликвидацию пробелов в знаниях и умениях. “Творческий” – углубленное изучение темы и использование знаний в нестандартных ситуациях. Теперь о том, как технологически была организована работа в модуле. Класс был разделен на постоянные отряды, которые выполняли функции целеполагания и рефлексии. По мере необходимости создавались сводные отряды для работы над определенной проблемой. У каждого из этих отрядов был командир, функционирующий на постоянной или временной основе, который вел табло учета своего отряда. Какие преимущества я заметила, работая по-новому? Для учителя:
Для ученика:
Чего же удалось добиться благодаря такой организации изучения учебного материала? Повысился интерес к предмету, возросла познавательная активность. У некоторых учащихся проявилась склонность к исследовательской деятельности. Изменилось качество мыслительной работы учащихся в сторону самостоятельности в суждениях, критичности в отборе доказательств, логичности и требовательности в принятии решений. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |