Преподавание русского языка Нестандартные заключительные уроки русского языкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.02.17 Просмотров: 4 Лаздан Нина Анатольевна, учитель русского языка Лингвистический турнир “В гостях у телепередач”. 5-6 классы. (2 часа)Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать изученный программный материал по русскому языку за курс 5-6 классов, прививать интерес к родному языку, воспитывать чувство коллективизма, обучать умению радоваться за успехи товарищей и не огорчаться проигрышу. 2 команды: 5 класс “Умники” и 6 класс “Умницы”. Результаты разных туров заносятся в протокол:
1. “Умники и умницы” (конкурс знатоков русского языка): Каждому члену команды выдаётся карточка со словарными словами (по 10 слов), надо найти и исправить ошибки в словах. За каждую верно выполненную карточку команда получает 1 балл. 5 класс:
6 класс:
2. “Брейн – ринг”: команды должны продолжить фразы (изученные зарифмованные правила); право ответа тому, кто первым поднимет сигнальную карточку:
3. “Бросайка”: каждый игрок бросает кубик по 1 разу и отвечает на вопрос ведущего; если отвечает правильно, то баллы засчитываются.
4. “Звёздный час”: на доску вывешены листочки со словами, которые пронумерованы. Участники команд выстраиваются в ряд, у каждого таблички с цифрами, обозначающими номер ответа. Команда, чьих представителей окажется в финале больше, получает 5 баллов. 1тур: - Раздел лингвистики, в котором изучаются слова и их значения (лексика №2) - Раздел лингвистики, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис №4) - Этот раздел в переводе означает “учение о частях речи” (морфология №3) - Когда мы говорим, то произносим звуки. В каком разделе языкознания изучаются звуки речи? (фонетика №1) 2 тур: - Член предложения, который отвечает на вопросы : Где? Куда? Откуда? Как? Сколько? Когда? (обстоятельство №4) - Член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (дополнение №3). - Главный член предложения, который обозначает лицо или предмет, совершающий действие (подлежащее №1). - Член предложения, который отвечает на вопросы: Что делает предмет? Каков предмет? (сказуемое №2) 3 тур: - Составить слова из букв, составляющих слово “языкознание”. Кто больше? 5. “Что? Где? Когда?”: В чёрном ящике лежит зашифрованное послание. Через 3 минуты команды должны ответить на следующие вопросы: ЧТО написано в послании? Кому оно адресовано? Кто его автор? (командам раздаются листочки с шифровкой: каждой букве алфавита принадлежит определённая часть фразы-послания: “Дорогие ребята, поздравляю с окончанием учебного года, желаю весело провести летние каникулы”) Подведение итогов лингвистического турнира. “Награждение” победителей и участников отличными и хорошими отметками. Лингвистический турнир “Своя игра”. 8-9 классы. (2 часа)Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать изученный программный материал по русскому языку за курс основной школы, повторить основные разделы лингвистики; прививать интерес к родному языку, развивать творческие способности обучающихся. Условия игры. В игре участвуют 6 человек. Остальные – болельщики. Игра состоит из 3 раундов. В 1 раунде играет 6 учеников. Во втором раунде – 3 ученика, в 3 раунде – 2. Перед началом игры у каждого игрока по 50 очков. За правильный ответ очки приплюсовываются, за неправильный – вычитаются. Оформление класса.
ЛЕКСИКА 10 – Слова одной и той же части речи, близкие по лексическому значению (синонимы). 20 – Она бывает длинная, густая, русая, или острая, блестящая, или песчаная, узкая (коса). 30 – Какое свойство русской лексики использует автор в стих.:
40 – Словарный запас одного человека (лексикон). СЛОВООБРАЗОВАНИЕ 10 – Говорят: “Приставки пра- не бывает”. А ведь бывает же! Приведите пример. (Прадед) 20 – Как правильно: придавать или предавать? (Оба варианта правильны) 30 – Перечислите способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход слова из одной части речи в другую). 40 – Расшифровать аббревиатуры (по 10 за каждое слово): ООН, МГП, ТГПУ, МЧС (Организация Объединённых Наций, Международное гуманитарное право, Томский государственный педагогический университет, Министерство чрезвычайных ситуаций). ФОНЕТИКА 10 – Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. (День) 20 – Являются ли родственными слова: фонетика и телефон? (Этимологически – да: греч. “фоно” - звук) 30 – С каким языковым явлением сталкиваемся при подборе однокоренных слов к слову “друг”? (Чередование г//ж//з) 40 – С какого звука не могут начинаться слова в русском языке? (ы) ФРАЗЕОЛОГИЯ 10 – Вспомните фразеологический оборот со значением “молчать”. (Держать язык за зубами, воды в рот набрать) 20 – О чём идёт речь: не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают? (Уши) 30 – Каково происхождение выражения “как пить дать”? (По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение в значении “точно, несомненно”.) 40 – “от аза до ижицы” - устаревший фразеологизм (до 1918 г., до реформы азбуки). Назовите его современный аналог. (“от а до я”) МОРФОЛОГИЯ 10 – Какого рода существительное “тюль”? (м.р.) 20 – Назовите неизменяемые части речи. (Наречие, деепричастие, союз, частица, предлог) 30 – Эту часть речи В.И. Даль охарактеризовал следующим образом: “… - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”. Что это за часть речи? (причастие) 40 – Роман Л.Н. Толстого, в названии которого – существительные-антонимы. Назовите это произведение. (“Война и мир”) СЛОВАРИ 10 – Чем знаменит В.И. Даль? (Автор словаря “Толковый словарь живого великорусского языка”, более 200 000 слов) 20 – Что можно узнать в этимологическом словаре? (О происхождении слов) 30 – Какой школьный словарь содержит информацию о правописании слов? (Орфографический) 40 – Назовите известные вам виды лингвистических словарей. (За каждый вид – 10 очков). – Задание выполняют все участники на листочках. Лингвистическая миниатюра (обучающимися из числа болельщиков разыгрывается сценка) Второй раундСИНТАКСИС СЛОВОСОЧЕТАНИЯ 20 – Продолжите фразу – определение: “Словосочетание – это…” (Сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически). 40 – Как определить в словосочетании главное слово? (Задать вопрос) 60 – Определите тип и грамматическое значение словосочетания: вязаный шарфик. (“прил. +сущ.”, ГЗ – предмет и его признак) 80 – Перечислите основные способы связи слов в словосочетании. (Согласование, управление, примыкание) СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 20 – Привести пример нераспространённого простого предложения. (Идёт урок.) 40 – Чем отличаются предложения: Рассвет. Рассвело. (1 – назывное, 2 – безличное) 60 – Найдите подлежащее в предложении: Юннаты, оберегайте птиц! (Нет подлежащего) 80 – Предикативность – это 1 из главных признаков предложения. Подберите синоним к слову “предикативная” основа. (Грамматическая) ПУНКТУАЦИЯ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 20 – На конце простого предложения могут стоять сразу два знака препинания. Какие это знаки? (?! Или!.. или ?..) 40 – Когда деепричастный оборот не выделяется на письме запятыми? (Фразеологизм) 60 – Когда не обособляется определение, выраженное причастным оборотом? (Если стоит перед определяемым словом) 80 – Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (сущ. – сущ., сущ.- н. ф. гл., н. ф. гл. – сущ., числ. – числ., числ. – сущ., сущ. – числ., н.ф. гл. – н. ф. гл.) СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 20 – Чем отличается сложное предложение от простого? (Наличием 2 и более основ) 40 – Какие знаки препинания ставятся между частями сложного предложения? (Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире) 60 – В чём особенность предложения: “Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше”, - писал М. Горький. (Предложение с прямой речью) 80 – Нужна ли запятая перед союзом И? Почему? Её провожают берёзы и ясень встречает в пути. (Запятая не ставится, т.к. есть общий член предложения ЕЁ) ОРФОГРАФИЯ 20 – Почему в слове “юный” одна Н, а слове “юннат” - НН? (Юннат – сложное слово: юный натуралист) 40 – Как пишется слово “сп..ртакиада”: с О или с А? (с А: г. Спарта) 60 – Нужен ли мягкий знак в слове “плач(ь)”? (Да, если это глагол; нет, если это существительное) 80 – Выбрать правильный вариант написания слова (все выполняют по карточке задание): военачальник, военоначальник, военноначальник. (Военачальник) СТИЛИСТИКА 20 – Найдите ошибку в предложении: Когда я кушаю, я говорю и слушаю. (В книге К.И. Чуковского “Живой как жизнь” есть интересная информация о глаголе “кушать”. При подлежащем Я глагол кушаю лучше не употреблять, т.к. это считается недостатком воспитания и говорит о нескромности человека.) 40 – Почему предложение звучит двусмысленно? Сергей подарил другу щенка, и он был очень доволен. (Сергей, друг, щенок?) (Неуместное использование личного местоимения ОН) 60 – Перечислите основные стили русского языка. (Разговорный, книжные: научный, художественный, публицистический, официально-деловой). 80 – Почему данное предложение было помещено в рубрике “Нарочно не придумаешь”? Подъезжая к дому, у меня слетела шляпа. (Комична ситуация, представленная в предложении, вследствие неправильного употребления деепричастного оборота). Лингвистическая миниатюра (обучающимися из числа болельщиков сценка разыгрывается) Третий раунд2 участника должны ответить на один и тот же вопрос: Как называется наука о языке? (лингвистика) + 20 очков за правильный ответ. Подведение итогов. Награждение победителей и участников. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |