Русский язык и литература
На нашем сайте вы найдёте сочинения по литературе, рефераты и статьи по филологии, а также - методические материалы для учителей, преподающих литературу и русский язык.
Особенности поэтического мира М.Ю. Лермонтова в стихотворении "Тучи"
В. Г. Белинский утверждал, что лирическое произведение нельзя не пересказать, ни растолковать, но можно только почувствовать, и то не иначе как прочтя его так, как вышло оно из-под пера поэта, будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно “превращается в безобразную мертвую личину, из которой сейчас только выпорхнула блестящими радужными цветами бабочка”.|1| Лирика действительно апеллирует чувству к чувству, требует сопереживания, - в этом ее сила и в этом трудность ее чтения. В лир...
Урок в 10–11-х классах по теме "Фонетика. Орфоэпия"
Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика”, “Орфоэпия”. Задачи: 1) показать значение фонетики для правописания и произношения; 2) показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении; 3) освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смыслоразличительную роль ударения. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Оборудование: 1) карточки-информаторы; 2) карточки с заданиями; 3) материалы презентации, выполненные в п...
Ключевые слова в тексте
Цель: Показать учащимся, как осуществляется поиск ключевых слов, какова их роль в тексте; Формировать у школьников коммуникативные и общеучебные навыки и умения самостоятельно работать с текстом; учить глубоко проникать в содержание текста и осознавать суть раскрываемых понятий, связей, отношений, работая с ключевыми словами; На основе умений, связанных с осмыслением прочитанного, учить передавать содержание в жанре сочинения-миниатюры. Оборудование: Словари (“Толковый словарь”, “Словарь...
Реферат: Изоморфизм и "фонологическая метафора"
ИЗОМОРФИЗМ И "ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА" Перенос фонологических терминов в описания не фонологических явлений получил настолько широкое распространение в языкознании, что в сущности стал одним из методов этой науки. Какой лингвист, если он не был абсолютно чужд веяний последних десятилетий, не употреблял терминов "оппозиция", "нейтрализация", "маркированность" и т.д. в описании не фонологических явлений? Случаи пременения такого метода описания слишком много...
Добавлено: 2022.01.24 | Просмотров: 31 | Раздел: Филология Сочинение: Пушкин. Повести Белкина
Введение. Есть имена, как солнце! Имена- Как музыка! Как яблоня в расцвете! Я говорю о Пушкине: поэте, Действительном в любые времена... ...Его хвалить! - пугаюсь повторений... Могу ли запах передать сирени? Могу ль рукою облако поймать? И. Северянин. Александр Сергеевич Пушкин...«Солнце» русской литерату- ры... Центр русской культуры... Мера нравственных ценнос- тей... О нем написаны сотни монографий, тысячи статей. На что же я, дерзновенный, надеюсь? Что я могу сказать о его творче...
Урок по теме "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"
Цели: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы; формировать навык правильного написания наречий; способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность; способствовать формированию познавательного интереса учащихся, ХОД УРОКА 1. Формирование психологического настроя. - Здоров ли ваш скот? Садитесь. Удивлены? Эту странную на первый взгляд фразу произносят при встрече монголы. Представители африканского племени зулусов говорят при встрече...
Урок внеклассного чтения в 10-м классе по теме "Трагедия "горячего сердца" в пьесе А.Н. Островского "Бесприданница"
Цели урока: Раскрыть одну из основных проблем пьесы: в чём причины трагедии Ларисы Огудаловой. Выяснить, в чём основа конфликта между "горячим сердцем" Ларисы и корыстными эгоистами, которые окружают героиню. Задачи урока: Расширить кругозор, продолжить работу над формированием навыков самостоятельного мышления учащихся; Познакомить с текстом произведения; Воспитывать у учащихся бережное отношение к человеческим чувствам. Оборудование: Портрет драматурга А.Н. Островского; Портрет Лар...
Урок в 9-м классе по теме "Тартюф Мольера — образец ханжества и фальши" (внеклассное чтение по зарубежной литературе)
Мольер едва ли не самый всенародный и потому прекрасный художник нового искусства. Л.Н. Толстой Бессмертный Тартюф, плод самого сильного напряжения комического гения. А.С. Пушкин Цели: (образ.) Путём анализа сценического произведения показать развитие характера Тартюфа. (разв.) Отработка навыков выразительного чтения и развитие речи. (восп.) Привитие интереса к зарубежной литературе, к драматургическим произведениям. Ход урока I. Орг. момент II. Сообщение темы урока, целей 1. Вступител...
Реферат: Роль Татьяны Лариной в романе Пушкина Евгения Онегина
РЕФЕРАТ УЧЕНИЦЫ 11 КЛАССА «В» ЕГОРОВОЙ НАТАЛЬИ ПО КУРСУ ЛИТЕРАТУРЫ ЗА 10 – 11 КЛАСС ПО ТЕМЕ: «РОЛЬ ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ В РОМАНЕ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» «Роман в стихах «Евгений Онегин» навсегда останется одним из замечательнейших достижений русского искусства»1. Пожалуй, это единственное произведение, где во всей своей полноте уместилась вся Россия александровской эпохи с ее предрассудками и в то же время с той истинно русской красотой, которую не мог не воспевать поэт. Но почему же все-т...
Реферат: О Дмитрии Ивановиче Писареве
Писарев (Дмитрий Иванович) - даровитый критик, родился 2 октября 1840 г. в родовом селе Знаменском, на границе Орловской и Тульской губерний. До 11 лет он рос в семье, единственным любимым сыном; воспитывался под влиянием матери - бывшей институтки; к 4-летнему возрасту уже читал и бегло говорил по-французски. Мальчику пресечены были всякие сношения с крепостным народом; его готовили к блестящей светской карьере. Во время учения в гимназии (в Санкт-Петербурге) Писарев жил в доме дяди и воспиты...
Урок: "Второстепенные члены предложения. Определение"
Цели урока: Познавательные: – совместно с учащимися открыть новые знания– признаки определения – одного из второстепенных членов предложения. Практические: – разработать алгоритм нахождения определения в предложении; – начать развитие умения находить определения в предложении, ставить к ним вопросы; – начать развитие умения графически обозначать определения. Ход урока I. Организационный момент. Класс украшен рисунками детей на тему “Осень”, осенними листьями. Слайд №1(иллюстрация на тему “О...
Урок русского языка по теме "Морфологический разбор имени существительного"
Цели: обобщить знания учащихся о морфологических признаках имени существительного; научить выполнять морфологический разбор имени существительного; активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению знаний об имени существительном как самостоятельной части речи; совершенствовать умение работать с таблицами, схемами; формировать интерес к изучению русского языка. Дидактические средства: таблицы, карточки, репродукции с зимним пейзажем. ХОД УРОКА I. Оргмомент II. Основная част...
Лингвистический анализ текста в 10-м классе (по тексту К.Г. Паустовского "Скрипучие половицы")
Форма урока: урок-практикум. Цель: Систематизировать и углубить знания по стилям; Закрепить и углубить навыки комплексного анализа текста художественного стиля; Пробуждать языковое чутье; Воспитывать бережное отношение к языку. Эпиграф: Созвучья слова не случайны! Пусть связь речений далека, В ней неразгаданные тайны Всего живого языка: В.Шефнер Ход урока Оргмомент. - Звучит музыка. ("Осенняя песня" из "Времен года" Чайковского). Ученица читает наизусть отрывок из рассказа "Скрипучие поло...
Факультативный курс по русскому языку в 11-м классе "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку"
Пояснительная записка к факультативному курсу. Данная программа предназначена для подготовки учащихся 11 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Она содержит систематизацию и обобщение знаний учащихся за курс основной (полной) школы, углубляет знания учащихся, полученные в 10 классе. Программа предусматривает теоретический материал посредством обобщающих бесед и лингвистического анализа текстов. Работа по орфографии, пунктуации в значительной мере ведётся параллельно с работой на...
Урок литературы и МХК на тему: "Две судьбы. Две трагедиии…" (Леди Макбет в трагедии В.Шекспира "Макбет" и в драме Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда")
Оформление доски: портрет В. Шекспира; рисунки учащихся; эпиграф: О звезды, с неба не струите света Во мрак бездонный замыслов Макбета… В. Шекспир портрет Н.С. Лескова; иллюстрации И. Глазунова; эпиграф: Первую песенку зардевшись спеть… Пословица На доске вопросы, которые обсуждаются на читательской конференции: Сформулируйте темы, поставленные в трагедии В. Шекспира и в очерке Н.С. Лескова. Роль названия произведений. Почему в центре произведений женщины? Отношение автора к сво...
Урок чтения в 4-м классе. Тема: "Басни И.А. Крылова"
Цели: Продолжить путешествие № 4 в Москву начала 19 века. Повторить изученное о басне и баснописце и.А.Крылове. Выявить характерные особенности басенного жанра, соотнесение морали басен с русскими пословицами. Инсценировать и выразительно читать басни И.А.Крылова, так чтобы дети поняли, какие человеческие пороки высмеивает баснописец. Оборудование: книжная выставка (басни Эзопа, Лафонтена, Крылова, Михалкова), портрет И.А.Крылова, маски зверей, этикетки, записи на доске, диск «Ба...
Шпаргалка: Ложные друзья переводчика
ЛДП. Довольно неплохой список "ложных друзей" при переводе с английского на русский A accord - согласие, единодушие (не аккорд) accurate - точный (а не аккуратный) agitator - подстрекатель (не только агитатор) alley - переулок (не аллея) Alsatian - немецкая овчарка (а не только эльзасский) amber - янтарь (а не только амбра) ammunition - боеприпасы (а не амуниция) angina - стенокардия (а не ангина) arc - дуга (а не арка) artist - художник (а не только артист) B ball - мяч (а не балл)...
Добавлено: 2022.01.20 | Просмотров: 67 | Раздел: Филология Сочинение: Роль внутреннего монолога в создании характера героя
(По одному из произведений русской литературы XIX века.) Центральное место в драме «Гроза» занимает образ Екатерины. Главное, что выделяет ее из среды русских женщин того времени, это вольнолюбие, та любовь к свободе, которую никому не удалось задушить. Моральную чистоту, красоту русской женщины из народа ее ненависть к деспотизму и стремление к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои человеческие права воплотил Островский в образе Катерины. Катерина росла под крылом не...
Приемы педагогической техники на уроках русского языка и литературы
“Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем. Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гума...
Употребление наречий в речи
Цели: обобщение и систематизирование знаний по теме "Наречие"; определение роли наречий в речи как средства более точного и образного выражения мысли; расширение словарного запаса и оценивание богатства русского языка Оборудование: "Толковый словарь русского языка" под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой; отпечатанные тексты; опорная таблица "Правописание наречий" (слайд); симфония Бородина А.П. "Богатырская"; учебник "Литература 7 класс" Ход урока I. Организационный момент. II. Введение ...
Сочинение: Проблема человека в эпоху раннего итальянского гуманизма
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. ШОЛОХОВА М.А. Исторический факультет. Кафедра всеобщей истории. Дипломная работа «Проблема человека в эпоху раннего итальянского гуманизма» Выполнила: студентка 5 курса вечернего отделения Ростовцева А.Г. Научный руководитель: Доктор исторических наук, профессор Абрамсон М.Л. Москва 2002 год. Оглавление Введение 3 Гл. 1. Франческо Петрарка – основоположник гуманистических...
Экспрессивные возможности односоставных предложений в произведениях писателей и поэтов Заполярья
В основе работы учителя-словесника по воспитанию интереса к предмету лежит постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, к тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться лишь в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке, цель которой – пробудить интерес к слову. Изобразительные возможности языка раскрываются перед школьниками наи...
Урок-игра "Путешествие в Словоград"
Цели и задачи: а) формировать познавательные интересы учащихся; б) активизировать мыслительную деятельность школьников; в) развивать творческие способности детей, расширять их словарный запас; г) воспитывать навыки дружеского общения. Ход урока 1. Слово учителя. Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы будем не только писать, читать, отвечать, но и… путешествовать. Удивителен мир русской грамматики. Есть в нём много необычного, интересного. Через несколько минут мы отправимся с вами в Короле...
Интегрированный урок литература + обществознание в 10-м классе "Причины нравственного падения Катерины Измайловой"
Цели. Образовательные: вскрыть причины нравственного падения главной героини через идейно-художественное своеобразие произведения Н.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”; выявить основные условия возникновения отклоняющего поведения. Развивающие: совершенствовать навык анализа текста; развивать умение учащихся на основе литературных персонажей проводить аналогию с реальной жизнью. Воспитательные: способствовать развитию общечеловеческих ценностей, пробуждению внимания к внутреннему миру челове...
Открытый урок с использованием ИКТ по русскому языку "Природа-сфинкс" (5-й класс)
Цели урока: 1. Повторить: а) основные грамматические признаки имени существительного; б) изученную ранее орфограмму (-раст- (-ращ-) -рос-); в) разносклоняемые существительные; г) морфологический разбор имени существительного. 2. Развивать умение правильно излагать свои мысли. 3. Воспитывать любовь к природе. Оборудование: Занятие проводится в компьютерном классе, интерактивная доска Virtual Ink Mimio Xi, мультимедиа проектор In Fokus, программа “Фраза” (тестовый тренажёр по русскому язы...
Начало ... Предыдущая страница 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Следующая страница ... Конец |