Notice: Undefined variable: cat in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 594
Русский язык и литература
На нашем сайте вы найдёте сочинения по литературе, рефераты и статьи по филологии, а также - методические материалы для учителей, преподающих литературу и русский язык.
Реферат: Спецсеминар "Художественный мир М. Булгакова"
Спецсеминар "Художественный мир М. Булгакова" (из опыта работы) Н. И. Печенина, доцент кафедры русской литературы В статье обобщён и проанализирован опыт работы спецсеминаров на дневном и заочном отделениях факультета русской филологии и культуры Ярославского государственного педагогического университета в 1996-99 годах. Материалы данной работы адресованы не только преподавателям и студентам вузов, но и учителям литературы средней школы, которые могут использовать их при подготовке к у...
Сочинение: Тема свободы у Пушкина
свободы у Пушкина Тема свободы – одна из важнейших тем в лирике Пушкина. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог бы представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия, становилась “святым провиденьем”, когда сквозь ее тучи брезжил луч ...
Доклад: Абиссинская литература
В. Авдиев Культура Абиссинии восходит своими корнями к глубокой древности. Уже за несколько столетий до христианской эры начался процесс проникновения из Южной Аравии семитских культурных влияний в нагорную страну, лежащую у истоков Голубого Нила. Племена Иемена, Хабашат и Геэз постепенно смешивались с местным негрским населением, образуя новый абиссинский народ с новой культурой, яз. и лит-рой. Этот процесс, как указывает Нельдеке, до сих пор еще не завершился. Древнейшие памятники абиссинск...
Реферат: "Поэма без героя" Анны Ахматовой
"Поэма без героя" Анны Ахматовой Т.В. Цивьян (некоторые итоги изучения в связи с проблемой "текст-читатель") Итак, не поэзия неподвижна, а читатель не поспевает за поэтом", - писала Ахматова в статье ""Каменный гость" Пушкина", и, как всегда, здесь следует усматривать указание на ее собственные взаимоотношения с читателем. Сама конструкция этого афористического пассажа содержит те, на первый взгляд, почти незаметные ахматовские "сдвиги" - в ...
Реферат: Сияло солнце Александра... сияло всем
! (О. Мандельштам) Гениальному русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину уже двести лет. Уже почти двести лет сияет солнце Александра... сияет всем. После гибели Пушкина на дуэли его назвали «солнцем нашей поэзии». Его произведения живут уже много лет и будут жить ещё не одну сотню лет. «Солнце Александра» никогда не закатится, оно будет всегда сиять... сиять всем! Наверное, сложно найти в России, да и во всём мире, пожалуй, такого человека, который не читал бы произведения этого великого п...
Методическая разработка вечера в литературной гостиной: "Играем свадьбу"
"Золото, золото, сердце народное" Н.Некрасов. Цели: Приобщение к народному творчеству. Пробуждения чувства причастности к своему народу, к его традициям, к его культуре, к его истокам. Знакомство со свадебным ритуалом в русских народных традициях. Оформление и реквизит. Посредине гостиной большой стол, накрытый скатертью. На столе самовары, пироги, баранки, сахар, орехи и т.п. В углу столик со свечами в подсвечниках. Ход урока Хор или группа исполняет русскую народную песню "Как на гор...
Интегрированный урок народной культуры, литературы и художественного труда по теме: "Новогодие"
Цели: 1. Общеучебные: формировать понятие о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси, истории их возникновения; формировать умения: ориентироваться в круглогодичном народном и православном календарях; изготавливать простейшие новогодние сувениры, соотносить традиции и обычаи проведения праздника в старину и в наши дни. 2. Развивающие: расширять представления учащихся о культуре своего народа, развивать коммуникативно-технические умения (творчески подходить к решению поставлен...
Статья: Екатерина II и Тредиаковский
Ивинский А.Д. А.С. Орлов сформулировал концепцию (Орлов 1935, 5-55), которую никто не ставил под сомнение: В.К. Тредиаковский, своим переводом «Приключений Телемака» Фенелона, вступил в неравный бой с Екатериной. Нападками на деспотию он испугал лицемерную императрицу, и в качестве отместки она подвергла смелого просветителя осмеянию и создала Тредиаковскому репутацию бездарного стихоплета[i]. Из работы в работу переходят одни и те же свидетельства, которые должны подтвердить эту теорию. Так, ...
Интегрированный урок народной культуры, литературы и художественного труда по теме: "Новогодие"
Цели: 1. Общеучебные: формировать понятие о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси, истории их возникновения; формировать умения: ориентироваться в круглогодичном народном и православном календарях; изготавливать простейшие новогодние сувениры, соотносить традиции и обычаи проведения праздника в старину и в наши дни. 2. Развивающие: расширять представления учащихся о культуре своего народа, развивать коммуникативно-технические умения (творчески подходить к решению поставлен...
С Кузбассом связанные судьбы
Оборудование: Портреты: Натальи Сац, Павла Барановского. Картины с изображением храма Василия Блаженного. Карта Кемеровской области, обрамленная колючей проволокой. Люди позднейшего времени скажут мне, что все это было и быльем поросло и что, стало быть, вспоминать об этом не особенно полезно. Знаю и сам, что фабула этой были действительно поросла быльем, но почему же, однако, она и до сих пор так ярко выступает перед глазами от времени до времени? Не потому ли, что кроме фабулы в этом траг...
Литературная игра "Карающий смех Гоголя" по комедии "Ревизор"
1. Разминка капитанов 1. Кто из героев Гоголя... 1. ... превыше всего ценил товарищество? (Тарас Бульба) 2. ...брал взятки борзыми щенками? (судья Ляпкин-Тяпкин) 3. ... носил шаровары в таких глубоких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбарами и строениями и любил пить чай, забравшись в реку? (Иван Никифорович) 4. Кто нашел в горячем хлебе... нос? (цирюльник Иван Яковлевич) 5.У каких двух героев головы были похожи: у одного на редьку хвостом вниз,...
Урок по сказкам М.Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть" и Л.Петрушевской "За стеной"
Цели урока: Выявить степень актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX - конца XX века; Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать; Заставить учащихся задуматься над жизненными целями, которые определяют поведение героев Формирование ответственного отношения к тому, кого любишь. Подготовка к уроку: Учащиеся делятся на пять групп, собирают материалы по теме: должны знать содержание произведений М. Салтыко...
Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы "Гармония искусств на уроках литературы"
Язык искусства - наиболее сложный из всех, которые известны миру. Сократ толковал о божественном происхождении искусства, Аристотель утверждал, что искусство глубже науки объясняет мир и совершает очищение человека (катарсис). И я свято верю в силу искусства слова, которое в гармонии с другими средствами эстетического воздействия способно разбудить ум и сердце ребенка. В системе даю детям творческие задания, которые “переводят” художественные произведения на язык других видов искусства. Предост...
Библейские мотивы в поэзии Серебряного века
Цели урока: Введение в тему: «Поэты Серебряного века». Знакомство с шедеврами русской поэзии на библейские темы. Воспитание духовно-нравственного потенциала учащихся. Закрепление навыков самостоятельной работы с книжными источниками и поэтическими произведениями. Задачи: Формирование мировоззренческих идей на материале общечеловеческих нравственных библейских мотивов. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово. Андреев А., ученик 11-ого кл. (псаломщик, пономарь храма св. Ека...
Урок-исследование "Серебряный век. Символизм"
Тема. Серебряный век. Символизм (приложение 1, слайд №1) Цель: дать понятие о символизме, краткую характеристику поэтики и мировоззрения «старших символистов» и «младосимволистов» I. Слово учителя (слайд № 2) В японском городе Киото, монастыре Рёандзи, есть сад камней, созданный в XV веке монахами буддийской секты Дзэн. Аскетическая и таинственная красота сада на протяжении пяти столетий волновала воображение тех, кому волей судьбы довелось жить и умереть в этой обители. В уединении прогуливая...
"Суровая правда" Константина Воробьева. Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева "Немец в валенках"
Кто помнит, тот не знает пораженья, Кто помнит, тот беспамятных сильней! (Ник. Грибачев) I. Литературно-музыкальная композиция 1-й Чтец: Весь под ногами шар земной Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою. Пусть всех имен не назову, Нет кровнее родни. Не потому ли я живу. Что умерли они? 1-й Ведущий:Мы хотим сегодня пристально всмотреться в лица писателей-фронтовиков, которые вышли навстречу врагу, когда началась война, и сделали все, что смогли. В произведениях Дмит...
Литературный урок на тему: "Имя и душа"
Цели: Рассказать о Марине Ивановне Цветаевой, сложной судьбе поэтессы; Заинтересовать информацией о тайне имени, о некоторой соотнесенности имени с душой, судьбой; Воспитывать любовь к русскому поэтическому богатству серебряного века; Побудить к собственному творчеству. I. Вступление. Слово учителя. Исторический отрезок времени с 1890 по 1917- небольшой, а в литературе он именуется веком, серебряным веком… Век серебряный, и пустота… Может, медный, железный, что дальше? Где ахматовская просто...
Интегрированное внеклассное мероприятие - музыкально-литературная историческая композиция, посвящённая 100-летию окончания войны России с Японией (1904–1905 гг.)
На заднике сцены картина бушующего моря и корабля с парусами, либо плакат: “Подвигу моряков, участников русско–японской войны 1904 - 1905 годов посвящается”. Зрители заходят в зал под фонограмму старинных маршей и вальсов. На сцене полукругом, двумя дугами с местом для прохода через центр стоят стулья для участников хора. За кулисами находятся стол с флажками России, Америки и Японии и установка с рындой. Столик ведущих располагается на сцене справа от центра. Вступление: звучит сигнал корабел...
"Гранатовый браслет" – молитва о любви". Занятие элективного курса в 11-м классе
Оборудование: Портрет А.И. Куприна “Аппассионата” Бетховена Тексты повести “Гранатовый браслет” Цели урока: Раскрыть художественную идею повести “Гранатовый браслет” Сравнивать художественные образы стихотворения И.А.Бунина “И цветы, и шмели, и трава, и колосья…” и А.И.Куприна “Гранатовый браслет” Сравнить художественную идею повести “Суламифь” и “Гранатовый браслет” Формировать умение высказывать суждение и подтверждать его примерами из произведения. Развивать умение работать в группах...
Урок литературы по теме "Картины быта и нравов XVI века в поэме М.Лермонтова "Песня про купца Калашникова…" и их значение для понимания характеров героев"
Тип урока: комбинированный (в проблематизирующем изложении ). Цели: Обучающие: сформировать представление о нравах и быте; сделать анализ быта и нравов Москвы XVI в. с целью выявления характеров персонажей. Развивающие: развивать способности к формулированию проблемы; развивать культуру поисковой активности и в отношении языка, и в отношении художественного текста. Воспитательные: поддерживать атмосферу доброты, уважения, взаимопонимания, общей заинтересованности, коллективного поиска, вза...
План урока по повести В.Распутина "Пожар"
Вид урока: урок художественного восприятия. Форма урока: урок-беседа. Методы обучения: словесные (эвристическая беседа), наглядные (презентация), проблемный. Оборудование: Компьютер (или мультимедийный проектор), Толковый словарь русского языка (С. И. Ожегов) – 2 экземпляра, карточки с толкованием понятий БЕЗДУХОВНЫЙ и БЕЗДУШНЫЙ. Цели урока: На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности. Разграничить понятия бездушный и бездуховный. Анализ отдельных эпизод...
Урок литературы по рассказу Г.Бакланова "Непорочное зачатие"
Цели: образовательные: учить осознавать содержание художественного произведения, постигать его идейно-художественное своеобразие, формировать умения в области восприятия и оценки художественного текста; воспитательная: воспитывать нравственные качества, осознанность совершаемых поступков; развивающая: развивать способность эмоционально реагировать на прочитанный художественный текст,развивать работу воображения. Методы: слово учителя, коллективный анализ литературного произведения, групповая ...
Чтение как творческая деятельность
Одна из целей изучения литературы, обозначенных в очередном проекте стандарта основного образования, - «овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы». Но, к сожалению, «мозаичная культура»[1] сформировала особый тип восприятия художественной литературы. «Чтение как труд и творчество» уступает место беглому чтению или скорочтению[2]. Естественно, читатель всячески приспо...
Дополнительный материал к уроку: "Образ Порфирия Петровича в романе Достоевского "Преступление и наказание"
Неоспорим тот факт, что даже при смене культурных эпох книги великих писателей оказываются в зоне повышенного интереса литературоведов, критиков, людей самых разных склонностей и профессий. Роман Достоевского – одна из подобных книг. И хотя “Преступление и наказание” исследовалось сотнями опытных литературоведов, на него писались оригинальные критические отзывы, по мотивам романа ставили кинофильмы – все равно произведение остается не прочитанным до конца. Некоторые содержательные нюансы и худо...
Мотивационные особенности обучения французскому языку как второму иностранному на базе интеграции с русским языком и литературой
Задачи переводчика художественной литературы Перевод любого произведения всегда предполагает необходимость передачи оригинала равноценными средствами. Для художественного перевода необходима литературоведческая основа, но одна она не обеспечивает критериев равноценности языковых средств. Задача переводчика – передать средствами другого языка целостно и точно содержание подлинника, сохранив его стилистические и экспрессивные особенности. Под “целостностью” перевода надо понимать единство формы ...
Начало ... Предыдущая страница 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Следующая страница ... Конец
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|