Notice: Undefined variable: cat in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 594
Русский язык и литература
На нашем сайте вы найдёте сочинения по литературе, рефераты и статьи по филологии, а также - методические материалы для учителей, преподающих литературу и русский язык.
Статья: Источники. Книга как источник текста
Томашевский Б. В первую очередь всякому занимающемуся вопросами текста необходимо точно знать природу книги. Прежде чем дать общую оценку книги как документа, заслуживающего большего или меньшего доверия, необходимо вкратце ознакомиться с историей создания книги, с тем, как книга делается. Остановимся на основных этапах создания книги, отмечая главным образом те стороны дела, которые влекут за собой порчу текста. От момента создания произведения до момента появления отпечатанной книги в мага...
Добавлено: 2025.01.04 | Просмотров: 28 | Раздел: Филология Реферат: Русская менталъностъ в языке и в тексте
В.В.Колесов Язык и ментальность Основные признаки русской ментальности в языке Обстоятельства социальной, политической и культурной жизни русских людей на протяжении последнего тысячелетия обусловили развитие основных принципов мировосприятия и идеологии. Долгий период "двойничества" и мировоззренческого дуализма, сосуществования христианских и языческих черт сказался и на сложении "русской веры" (Slavia Orthodoxa), и на необходимости выбирать из двух бед меньшую, и на проти...
Сочинение: "Письмо" из прошлого предостережение настоящему
(Рецензия на рассказ И.Бабеля “Письмо”) Размышляя о влиянии революции на душу и сознание человека, мы обращаемся к творчеству писателей, стоящих на разных, порой резко противоположных друг другу позициях: от И.Бунина до В.Маяковского. Исаак Бабель занимает среди них своё особое место. От других авторов его отличает не только своеобразная писательская манера, но именно Бабелю свойственное восприятие мира. Воспитанный на литературе французских гуманистов, писатель стремится не рассказывать о чело...
Сочинение: "Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек" (По роману Р. Брэдбери "451° по Фаренгейту")
Персонажи Р. Брэдбери — одиночки, бросающиеся в безнадежную схватку, стремясь не столько победить, сколько утвердить свое человеческое достоинство. А. Мейер Любовь к человеку, ненависть ко всему ему враждебному — к тому, что мешает человеку быть достойным этого гордого звания, — такова движущая сила творчества Р. Брэдбери. Эта неразделимая "любовь-ненависть" помогла ему создать, может быть, самый сильный из бесконечного множества написанных в нашем веке романов-предупреждений — "451° по Фарен...
Статья: Евангельские мотивы в песенной поэзии иеромонаха Романа (Матюшина)
Ничипоров И. Б. Возможные пути художнического восприятия реалий Библии весьма разнообразны. Это могут быть и нейтральное осмысление Библейских образов в качестве общекультурного фонда, становящегося источником метафор, аллегорий и т.д.; и страстно-религиозное проникновение в содержание и стилистику Библейского повествования, воспринимаемого как откровение о духовном бытии мира и самого художника. В песенном творчестве иеромонаха Романа (Матюшина), утвердившего "поэзию как моление" [1] , сквозн...
Сочинение: Ранние московские впечатления Толстого Л.Н. и их отражение в повестях Детство, Отрочество , Юность
Введение. Л.Н.Толстой не только великий русский писатель признанный во всем мире, но и грандиозный символ русской культуры. Его жиз- нь и творчество изучают студенты лучших высших учебных заведе- ний различных стран. Его книги, его учение нашли благодарный от- клик в душах многих миллионов людей, из года в год приезжающих на его родину, в Россию, отдать дань уважения и любви великому писателю, знаковой фигуре мировой культуры. В Москве сегодняшней многое напоминает нам о Льве Николаеви- че То...
Реферат: Украинская литература конца XIX и начала XX ст.
Л. Подгайный Конец XIX и начало XX ст. ознаменовались необычайным ростом промышленности на Украине. В сельском хозяйстве шла усиленная диференциация, концентрация земель в руках кулачества, повышался рост числа малоземельных крестьян, батраков и сезонников («заробітчан»). Усиливалась эксплоатация трудящихся в городе и деревне. Обострялась классовая борьба. В связи с этим росло революционное сознание рабочих масс. Широкое революционно-демократическое движение достигло своего зенита в революции...
Сценарий вечера, посвященного авторской песне "Мы сами себе выбираем маршруты"
Оборудование: портреты В.Высоцкого, Ю.Визбора, Ю.Кима, А.Галича и других авторов - исполнителей; видеозапись Грушинского фестиваля; отрывки из кинофильмов «Весна на заречной улице», «Летят журавли»; на авансцене – гитара. ХОД ВЕЧЕРА. На сцену выходят несколько Ведущих: – Самодеятельная песня. Что же это за явление? Сегодня уже можно говорить о самодеятельной песне как о явлении историческом, культурном, искусствоведческом. – Удивительно, что для обозначения этих песен используется несколько о...
Сочинение: Поэты серебряного века
22.04.04 Болдырев Максим. Поэты «серебряного века». Рубеж веков – важная страница в жизни литературы, связанная с великими именами. Был ещё жив Лев Толстой, действовали герои Чехова, но уже начали свое существование различные литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. Термин «серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком» - веком Пушкина и Тургенева. Поэты «серебряного века»: Бальмонт, Волошин, Брюсов, Северянин, Анненский, Хлебников, Гумилев – создавали новую концепцию мира и чел...
Сочинение: Мотивы лирики Алексея Константиновича Толстого
Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Темно-голубые? И о чем звените вы В день веселый мая, Средь некошеной травы Головой качая? Конь несет меня стрелой На поле открытом; Он вас топчет под собой, Бьет своим копытом. Колокольчики мои, цветики степные! Не кляните вы меня, Темно-голубые! Я бы рад вас не топтать, Рад промчаться мимо, Но уздой не удержать Бег неукротимый! Я лечу, лечу стрелой, Только пыль взметаю; Конь несет меня лихой, – А куда? Не знаю! В этом известнейшем с...
Литературная игра "Карающий смех Гоголя" по комедии "Ревизор"
1. Разминка капитанов 1. Кто из героев Гоголя... 1. ... превыше всего ценил товарищество? (Тарас Бульба) 2. ...брал взятки борзыми щенками? (судья Ляпкин-Тяпкин) 3. ... носил шаровары в таких глубоких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбарами и строениями и любил пить чай, забравшись в реку? (Иван Никифорович) 4. Кто нашел в горячем хлебе... нос? (цирюльник Иван Яковлевич) 5.У каких двух героев головы были похожи: у одного на редьку хвостом вниз,...
Урок по сказкам М.Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть" и Л.Петрушевской "За стеной"
Цели урока: Выявить степень актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX - конца XX века; Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать; Заставить учащихся задуматься над жизненными целями, которые определяют поведение героев Формирование ответственного отношения к тому, кого любишь. Подготовка к уроку: Учащиеся делятся на пять групп, собирают материалы по теме: должны знать содержание произведений М. Салтыко...
Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы "Гармония искусств на уроках литературы"
Язык искусства - наиболее сложный из всех, которые известны миру. Сократ толковал о божественном происхождении искусства, Аристотель утверждал, что искусство глубже науки объясняет мир и совершает очищение человека (катарсис). И я свято верю в силу искусства слова, которое в гармонии с другими средствами эстетического воздействия способно разбудить ум и сердце ребенка. В системе даю детям творческие задания, которые “переводят” художественные произведения на язык других видов искусства. Предост...
Библейские мотивы в поэзии Серебряного века
Цели урока: Введение в тему: «Поэты Серебряного века». Знакомство с шедеврами русской поэзии на библейские темы. Воспитание духовно-нравственного потенциала учащихся. Закрепление навыков самостоятельной работы с книжными источниками и поэтическими произведениями. Задачи: Формирование мировоззренческих идей на материале общечеловеческих нравственных библейских мотивов. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово. Андреев А., ученик 11-ого кл. (псаломщик, пономарь храма св. Ека...
Урок-исследование "Серебряный век. Символизм"
Тема. Серебряный век. Символизм (приложение 1, слайд №1) Цель: дать понятие о символизме, краткую характеристику поэтики и мировоззрения «старших символистов» и «младосимволистов» I. Слово учителя (слайд № 2) В японском городе Киото, монастыре Рёандзи, есть сад камней, созданный в XV веке монахами буддийской секты Дзэн. Аскетическая и таинственная красота сада на протяжении пяти столетий волновала воображение тех, кому волей судьбы довелось жить и умереть в этой обители. В уединении прогуливая...
"Суровая правда" Константина Воробьева. Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева "Немец в валенках"
Кто помнит, тот не знает пораженья, Кто помнит, тот беспамятных сильней! (Ник. Грибачев) I. Литературно-музыкальная композиция 1-й Чтец: Весь под ногами шар земной Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою. Пусть всех имен не назову, Нет кровнее родни. Не потому ли я живу. Что умерли они? 1-й Ведущий:Мы хотим сегодня пристально всмотреться в лица писателей-фронтовиков, которые вышли навстречу врагу, когда началась война, и сделали все, что смогли. В произведениях Дмит...
Литературный урок на тему: "Имя и душа"
Цели: Рассказать о Марине Ивановне Цветаевой, сложной судьбе поэтессы; Заинтересовать информацией о тайне имени, о некоторой соотнесенности имени с душой, судьбой; Воспитывать любовь к русскому поэтическому богатству серебряного века; Побудить к собственному творчеству. I. Вступление. Слово учителя. Исторический отрезок времени с 1890 по 1917- небольшой, а в литературе он именуется веком, серебряным веком… Век серебряный, и пустота… Может, медный, железный, что дальше? Где ахматовская просто...
Интегрированное внеклассное мероприятие - музыкально-литературная историческая композиция, посвящённая 100-летию окончания войны России с Японией (1904–1905 гг.)
На заднике сцены картина бушующего моря и корабля с парусами, либо плакат: “Подвигу моряков, участников русско–японской войны 1904 - 1905 годов посвящается”. Зрители заходят в зал под фонограмму старинных маршей и вальсов. На сцене полукругом, двумя дугами с местом для прохода через центр стоят стулья для участников хора. За кулисами находятся стол с флажками России, Америки и Японии и установка с рындой. Столик ведущих располагается на сцене справа от центра. Вступление: звучит сигнал корабел...
"Гранатовый браслет" – молитва о любви". Занятие элективного курса в 11-м классе
Оборудование: Портрет А.И. Куприна “Аппассионата” Бетховена Тексты повести “Гранатовый браслет” Цели урока: Раскрыть художественную идею повести “Гранатовый браслет” Сравнивать художественные образы стихотворения И.А.Бунина “И цветы, и шмели, и трава, и колосья…” и А.И.Куприна “Гранатовый браслет” Сравнить художественную идею повести “Суламифь” и “Гранатовый браслет” Формировать умение высказывать суждение и подтверждать его примерами из произведения. Развивать умение работать в группах...
Урок литературы по теме "Картины быта и нравов XVI века в поэме М.Лермонтова "Песня про купца Калашникова…" и их значение для понимания характеров героев"
Тип урока: комбинированный (в проблематизирующем изложении ). Цели: Обучающие: сформировать представление о нравах и быте; сделать анализ быта и нравов Москвы XVI в. с целью выявления характеров персонажей. Развивающие: развивать способности к формулированию проблемы; развивать культуру поисковой активности и в отношении языка, и в отношении художественного текста. Воспитательные: поддерживать атмосферу доброты, уважения, взаимопонимания, общей заинтересованности, коллективного поиска, вза...
План урока по повести В.Распутина "Пожар"
Вид урока: урок художественного восприятия. Форма урока: урок-беседа. Методы обучения: словесные (эвристическая беседа), наглядные (презентация), проблемный. Оборудование: Компьютер (или мультимедийный проектор), Толковый словарь русского языка (С. И. Ожегов) – 2 экземпляра, карточки с толкованием понятий БЕЗДУХОВНЫЙ и БЕЗДУШНЫЙ. Цели урока: На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности. Разграничить понятия бездушный и бездуховный. Анализ отдельных эпизод...
Урок литературы по рассказу Г.Бакланова "Непорочное зачатие"
Цели: образовательные: учить осознавать содержание художественного произведения, постигать его идейно-художественное своеобразие, формировать умения в области восприятия и оценки художественного текста; воспитательная: воспитывать нравственные качества, осознанность совершаемых поступков; развивающая: развивать способность эмоционально реагировать на прочитанный художественный текст,развивать работу воображения. Методы: слово учителя, коллективный анализ литературного произведения, групповая ...
Чтение как творческая деятельность
Одна из целей изучения литературы, обозначенных в очередном проекте стандарта основного образования, - «овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы». Но, к сожалению, «мозаичная культура»[1] сформировала особый тип восприятия художественной литературы. «Чтение как труд и творчество» уступает место беглому чтению или скорочтению[2]. Естественно, читатель всячески приспо...
Дополнительный материал к уроку: "Образ Порфирия Петровича в романе Достоевского "Преступление и наказание"
Неоспорим тот факт, что даже при смене культурных эпох книги великих писателей оказываются в зоне повышенного интереса литературоведов, критиков, людей самых разных склонностей и профессий. Роман Достоевского – одна из подобных книг. И хотя “Преступление и наказание” исследовалось сотнями опытных литературоведов, на него писались оригинальные критические отзывы, по мотивам романа ставили кинофильмы – все равно произведение остается не прочитанным до конца. Некоторые содержательные нюансы и худо...
Мотивационные особенности обучения французскому языку как второму иностранному на базе интеграции с русским языком и литературой
Задачи переводчика художественной литературы Перевод любого произведения всегда предполагает необходимость передачи оригинала равноценными средствами. Для художественного перевода необходима литературоведческая основа, но одна она не обеспечивает критериев равноценности языковых средств. Задача переводчика – передать средствами другого языка целостно и точно содержание подлинника, сохранив его стилистические и экспрессивные особенности. Под “целостностью” перевода надо понимать единство формы ...
Начало ... Предыдущая страница 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Следующая страница ... Конец
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|