Преподавание литературы Урок-исследование "Серебряный век. Символизм"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.08.09 Просмотров: 31 Бондаренко Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы Тема. Серебряный век. Символизм (приложение 1, слайд №1) Цель: дать понятие о символизме, краткую характеристику поэтики и мировоззрения «старших символистов» и «младосимволистов» I. Слово учителя (слайд № 2) В японском городе Киото, монастыре Рёандзи, есть сад камней, созданный в XV веке монахами буддийской секты Дзэн. Аскетическая и таинственная красота сада на протяжении пяти столетий волновала воображение тех, кому волей судьбы довелось жить и умереть в этой обители. В уединении прогуливаясь по длинной веранде дома настоятеля, они с благоговением смотрели на посыпанную белым гравием прямоугольную площадку и на застывшие на ней каменные глыбы, обрамленные темно-зеленым мхом. Каждому из монахов хорошо было известно, что камней в этом саду – 15, но, сколько бы ни бродили они по веранде, в какой бы точке ее не останавливались, их глаза могли сосчитать только 14. Казалось бы, чего уж проще: гравий, мох и камни…. Но высокое искусство создателей сада сделало его тайной, разгадать которую не дано простым смертным. Эта японская быль-легенда навевает раздумья о другой тайне: о яркой вспышке имен в искусстве, в частности литературе, о ярких человеческих судьбах, вспыхнувших и погасших; о коротком промежутке времени, именуемым «серебряным веком», в котором что ни судьба, то тайна. II. Фронтальная беседа
III. Объяснение нового материала Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из направлений модернизма – символизмом. 1. Словарная работа
Символ – греч. Symbolon предмет, действие и т.п., служащие условными обозначениями какого – либо образа, понятия, идеи. 2. Работа в группах (анализ статей символистов, выделение главной мысли статьи) - чтобы понять, что такое символизм, кто такие символисты, каковы были их программы, манифесты (обращения общественных организаций, политических партий или литературных групп, имеющие программный характер) мы обратимся к статьям символистов. а) Д.С.Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892 год) (слайд № 3) Ответ: «Три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности» б) К.Д.Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии» (1900 год) (слайд № 4) Ответ: «Основные черты символической поэзии: особый язык, богатый интонациями; подобно музыке и живописи, она возбуждает в душе сложное настроение… трогает наши слуховые и зрительные впечатления, заставляет читателя пройти обратный путь творчества: поэт, создавая произведения, идет от абстрактного к конкретному, от идеи к образу, от картины к душе её, от образов к скрытой в них духовной идеальности» (тайные строки…) в) В.Я.Брюсов «Ключи тайн» (1903 год) (слайд № 5) Ответ: «Искусство есть постижение мира иными, нерассудочными путями. Искусство – то, что в других областях мы называем откровением. Создание искусства – это приотворенные двери в Вечность» г) А.Белый «Символизм как миропонимание» (слайд № 6) Ответ: «Символ пробуждает музыку души. Задача нового искусства не в гармонии форм, а в наглядном уяснении глубин духа, вследствие чего оно кричит, заявляет, приглашает задуматься …» 3. Работа с учебником. Стр. 104 – 109
(Анализируя стихи, докажите, что они написаны символистами, найдите основные черты символической поэзии.) Слово учителя. Символизм, как модернистское течение, развивался не только в литературе, но и в музыке, живописи. IV. Сообщения учащихся о символизме в живописи и музыке
Какие ассоциации появились у вас при прослушивании этюда Стравинского? V. Слово учителя (учитель с помощью наглядного пособия, в котором кратко изложена программа символистов, подводит итог разговору по теме) (слайд №9) VI. Итог урока Тест по теме «Символизм». 1. Символ – это …
2. Символизм – это…
3. Кто был вдохновителем русских символистов?
4. Что повлияло на раскол между символистами?
5. К какой группе относились поэты А.Белый, В.Иванов?
VII. Домашнее задание (на выбор)
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |