Преподавание литературы Интегрированный урок народной культуры, литературы и художественного труда по теме: "Новогодие"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.01.14 Просмотров: 1 Желудкова Елена Станиславовна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР Цели: 1. Общеучебные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные: Создавать условия для воспитания:
Оформление кабинета: две гирлянды с ангелочками и звездочками; надписи: Новогодие, Старый Новый год; горница: стол, две лавки или два табурета, вышитая скатерть, самовар (лучше старинный), чайные пары, муляжи (поросенок, свиные ножки, свиные колбаски, лепешки); искусственная елка (средней величины); картинки с изображением примет; картинки с изображением обычаев: колядование, гадание с зеркалом, украшение ёлки, фейерверк. Оборудование: 1. 3 календаря “Круг светлых дней”. 2. Образцы изделий (фонарик, ангелочек, звездочка). 3. Для изготовления игрушек:
4. Для игры – пуговица. 5. Печенье “козуля” (по количеству учеников в классе + несколько для запаса). Костюмы для артистов: 1. Трём девочкам: 3 сарафана, 3 блузки, 3 головных убора (2 повязки + 1 платок), сумка – лакомка. 2. Одному мальчику: фуражка с цветком, рубаха, брюки. Музыкальный ряд: 1. П. И. Чайковский “Щелкунчик”. Ход урока1. Сообщение темы и целей урока. - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех. Вы, наверное, уже догадались, что наш сегодняшний урок посвящен одному из праздников, справляемых на Руси с древнейших времен. - И какой же это праздник? - Да, тема нашего сегодняшнего урока “Новогодие”.
- Сегодня на уроке Вы узнаете, как праздновали Новый год на Руси, какие обряды выполняли и какие из обычаев этого древнего праздника дошли до наших дней. 2. Актуализация. - Ребята, посмотрите по календарю “Круг светлых дней”, когда в старину праздновалось Новогодие. На партах лежат календари “Круг светлых дней”. <Рисунок 1> По ним учащиеся определяют, что Новый год праздновался в старину во время Святок, после Рождества, но перед Крещением. - Совпадает ли день празднования Нового года в старину и в наше время? - Выходит, для нас с вами старорусское Новогодие утрачено? - Верно, в современном календаре, установленном в феврале 1918г., старорусское Новогодие выпадает на 14 января и называется Старый Новый год. - Ребята, а что Вам известно об этом празднике? 3. Рассказ об указе Петра I праздновать Новый год 1 января. Украшение ёлочки. - Новый год – это один из самых любимых народом праздников. Но он не всегда праздновался 1 января. В древности русичи отмечали начало Нового года 1 марта, в конце 15 века праздник был перенесен на 1 сентября. Цари встречали его на Кремлевской площади, сидя в драгоценных одеждах на престоле, окруженные боярами и именитыми людьми. Патриарх кропил всех святой водой, давал целовать крест и поздравлял с Новым годом. В 1699г. Новый год последний раз праздновался, по древнему обычаю, 1 сентября. В декабре этого же года Петр I издал указ, в котором велел вести начало года с 1 января. В этом же указе повелевалось “после должного благодарения Богу и моленного пения в церкви” у домов зажиточных горожан, перед воротами, сделать украшения из хвойных деревьев, а “людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над храминою поставить”. Вскоре ёлки и хвойные ветки стали украшать. - Как вы думаете, чем? - Нет, шариками, фонариками и другими стеклянными игрушками елку украшать стали только в начале 20 века, А вот тогда, в начале 18 века, елочку украшали: фонариками из соломки, бумажными ангелочками, рождественскими звездочками. На доску вывешивается иллюстрация “Украшение елки”. <Рисунок 2> Учитель показывает образцы изделий. - Как вы думаете, почему изготавливали именно такие игрушки? Новый год праздновался после Рождества, поэтому елка украшалась предметами – символами этого праздника. Рождественская звезда – по- другому, Вифлеемская звезда – указала на рождение Иисуса Христа. Трубящий ангелочек – вифлеемским пастухам сообщили о рождении Иисуса Христа ангелы. Фонарик – символ света (огня), т.к. Рождество Иисуса Христа – праздник светлый, а также потому, что в январе солнце светит ярче. - Хотите сделать такие игрушки? - Выберите понравившуюся игрушку и сядьте за соответствующий стол. Помогать изготавливать игрушки вам будут девочки (ученицы – помощницы). Учащиеся работают в группах: 1 группа – изготовление фонарика из соломинок, 2 группа – изготовление трубящего ангелочка, 3 группа – изготовление рождественской звездочки. Учитель оказывает необходимую помощь. <Рисунки 3 - 5> Работа выполняется под музыку из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”. - Как красива наша ёлка! Однако, украшение елочки – очень древний обычай. Наши предки всегда относились с почтением к этому вечнозеленому дереву, символизирующему здоровье, долголетие и даже бессмертие. К тому же считалось, что морозной зимой добрые летние духи согреваются именно в пушистой еловой кроне. Чтобы задобрить их, наши предки оставляли на ветках елей угощения и всякие дары. Этот-то древний обряд поклонения ёлке был заимствован немцами. - Как вы думаете, обязательно ли на Новый год ставить живую ёлку? 4. Рассказ о праздновании Нового года в городах и селах. 4.1. Рассказ о праздновании Нового года в городах. - Начиная с 1 января 1700г. Новый год в городах стал праздноваться пышно и торжественно. Так, в Москве еще накануне все были заняты уборкой улиц и домов. Всюду расставлялись хвойные деревья и развешивались зеленые ветви. Утром 1 января Москва оглашалась торжественным колокольным звоном всех церквей. По улицам шло войско со знаменами, барабанным боем и музыкой. По окончании молебствования, вместе с колокольным звоном раздавался гром пушечных и ружейных выстрелов. Император “с приятною лаской” принимал поздравления, а потом угощал всех знатных особ, с женами и дочерьми, пышным обедом с музыкой и пением, а для народа перед дворцом и у трех триумфальных ворот были расставлены различные яства. Вечером все улицы и дома ярко освещались, а перед дворцом зажигали фейерверк со множеством потешных огней и громом пушечных выстрелов. Заканчивалось торжество балом. Аналогичные торжества устраивались и в других городах. Показ иллюстрации “Фейерверк”. <Рисунок 6> -А вот в селах и деревнях Новый год праздновали иначе. Деревенская молодежь, разделившись на группы, ходила от дома к дому. 4.2. Сценка “Накануне Нового года или Васильев Вечерок”. - Хозяин и Хозяйка сидят за столом и пьют чай. Девушки-колядницы идут по улице и поют:
Хозяин, услышав песню колядниц, обращается к Хозяйке: “Жена, колядницы пришли. Звать?!”. Хозяйка: “Сядь, на место сядь!”. Колядницы, входя в “дом”: “Хозяева, овсень кликать?!”. Хозяйка: “Не кличьте, расходитесь по домам, ничего я вам не дам!”. Колядницы поют:
Колядницы собираются уходить. Хозяин их останавливает: “Что вы, что вы? Оставайтесь! Чем хотите, угощайтесь!”. Хозяин говорит Хозяйке: “Что придумала, жена? Ишь, какая сатана!”. Колядницы возвращаются, поют песню, а хозяева отвечают: Колядницы:
Хозяева:
Колядницы берут из рукавицы зёрна овса и, бросая их Хозяевам, поют:
4.3. Беседа по сценке. - Ребята, кто знает, как называется этот древний обряд? На доску вывешивается иллюстрация “Колядование” <Рисунок 7> - Что вам известно о колядовании? - Колядовали ли вы сами? Какие колядки вы знаете? - Почему хозяева старались впустить гостей в дом и дать им угощений побольше да получше? - Что желали гости хозяевам? - А зачем бросали зерна овса? (Данный обряд призывал к пробуждению природы, возрождению её плодотворящих сил: ведь предстояли весенне-полевые работы.) - Вспомните, о чем спрашивали колядницы хозяев? - Как вы думаете, почему колядниц интересовали прежде всего кушанья из свинины? (Новый год в старину совпадал с днем святого Василия, считавшегося покровителем свиней, поэтому на столе обязательно должны были стоять кушанья из свинины.) 4.4. Рассказ о новогодних гаданиях. - В канун Нового года бывало и страшное, и таинственное. И навстречу этому всегда шли добровольно. Послушайте, как описывает один из самых страшных обрядов Нового года русский поэт XIX века А. А. Фет.
- Какой обряд описывает в стихотворении А. А. Фет? - В канун Нового года, также как и на Рождество, гадали. При этом гадали и в шутку, и всерьез. Девушки поодиночке ходили в баню и там допрашивали свою судьбу. Это было очень страшное гадание. Но чаще гадания превращались в веселую забаву. - И вот такие веселые, шуточные гадания вам, наверняка, известны. Расскажите о них? Учащиеся рассказывают о своем опыте гадания. В процессе чтения стихотворения Фета на доске вывешивается иллюстрация “Гадание”. <Рисунок 8> - Как вы думаете, почему гадание о будущем, о своей судьбе приходилось на Святки и в частности на Новый год? 4.5. Проведение игры “Я золото хороню”. - Набрав достаточно еды и угощений, молодежь шла в посиделочную избу. Её откупали заранее, платили две денежки хозяйке, одну за постой, другую за молчание, чтобы раньше времени никто не узнал, кто кому приглянулся. Стол в посиделочной избе ставили посередине, все садились по кругу, взявшись за руки: круг замыкался, очищая и освещая еду. А вот после ужина начинались игры. В одну из них предлагаю вам поиграть. - Выходи-ка, детвора!Ждет вас русская игра! Ребята выходят и становятся в ряд. Кто-нибудь из учащихся рассказывает считалку. Голящий становится на некотором расстоянии от игроков. Задача голящего – узнать, кому из ребят ведущий положил в ладони пуговицу. Если голящий угадываает, у кого пуговица, то становится на место игрока, а ведущий - водит. Если не угадывает, опять водит, а ведущий раскладывает. Ведущий делает вид, что кладет пуговицу в сложенные лодочкой руки играющих, приговаривая:
Игра проводится несколько раз. 5. Рассказ о новогодних приметах. - Магия первого дня, любого начала послужила основой целого ряда примет, запретов, правил поведения, относящихся к Новому году. Вот некоторые из них.
Новогодние приметы называет учитель, а ученики определяют по картинкам, лежащим на столах, о какой примете идет речь. Картинки с изображением этих примет вывешиваются на доску. Учащиеся записывают понравившиеся им приметы в тетрадь. - А какие новогодние приметы соблюдаете Вы в своих семьях? Учащиеся приводят примеры примет. 6. Подведение итогов. Выявление причин различного празднования Нового года в городе и деревне. Установление связи прошлого и настоящего. - Одинаково ли праздновался Новый год в городе и деревне? Как вы думаете, почему сложилось такое различие в праздновании Нового года в городе и деревне? - Какие обычаи и традиции празднования Нового года дошли до нас? - Что из того, о чем узнали на уроке, будете использовать при праздновании Нового года? - Исстари Новый год был семейным праздником. Согласны ли вы с этим? Какие приготовления к Новому году Вы делаете в семье совместно? 7. Домашнее задание. - Я предлагаю вам 3 варианта домашнего задания. Вы можете выбрать для выполнения любой из них. 1) Узнайте, как празднуется Новый год в других странах. 2) Узнайте у бабушек, как праздновался Новый год в Кузбассе. 3) Проведите фенологические наблюдения и сделайте прогноз будущего урожая. 8. Заключительное слово учителя.
Учитель угощает всех присутствующих печеньем “козуля”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |