Русский язык и литература
На нашем сайте вы найдёте сочинения по литературе, рефераты и статьи по филологии, а также - методические материалы для учителей, преподающих литературу и русский язык.
Реферат: Синтаксис
Р. Шор Определение С. — В определениях синтаксиса отражены три основных направления в изучении грамматики в целом — направления логическое, психологическое и формальное. Так, наиболее распространенными определениями С. являются: 1) определение его как учения о сочетании слов (или еще у́же — о формах словосочетаний), восходящее еще к античной грамматике; 2) определение С. как учения о предложении, относящееся к периоду разработки рационалистической логической грамматики; 3) наконец выдвину...
Добавлено: 2022.12.21 | Просмотров: 2 | Раздел: Филология Топонимы в преподавании русского языка, литературы и во внеклассной работе
Невозможно изучение русского языка и литературы без знания своей Родины большой и малой. Край родной интересен. Им можно гордиться, но при условии: его надо знать. Пусть о нас не говорят: “Иваны непомнящие”. Привлечь учащихся к изучению своей малой родины можно с помощью исследовательской работы. Предметом предлагаемого исследования являются топонимы села Буссе Свободненского района Амурской области. Географические названия – это история. Они отражают жизнь народа, его духовную культуру. Поэтом...
Курсовая работа: Русский язык
Восточно-славянские языки в дофеодальную эпоху. Место русского языка в ряду других языков. Консолидация восточно-славянских говоров, Образование отдельных восточно-славянских языков. Возникновение письменного (литературного) языка у восточных славян. I. Восточно-славянские языки в дофеодальную эпоху. Место русского языка в ряду других языков Р. яз. по происхождению и по строю принадлежит к языковой общности, определяемой как группа восточно-славянских языков (языки русский, украинский, белорусс...
Добавлено: 2022.12.20 | Просмотров: 3 | Раздел: Филология Тема урока: Диалог о Ж.Верне. Мир приключений в романе "Дети капитана Гранта"
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с личностью писателя, с этапами его жизни. 2. Дать определение жанра “научно-приключенческий роман”. 3. Познакомить учащихся с отрывком из “Увертюры” И.Дунаевского, раскрыть гармоничное слияние музыки и текста художественного произведения в композиции И.Дунаевского. 4. Выявить личное отношение учащихся к рассматриваемым проблемам. Оборудование урока: портрет Ж.Верна, раздаточный материал “Жизненный путь Ж.Верна”, отрывок из “Увертюры” И.Дунаевского. Орга...
Топонимы в преподавании русского языка, литературы и во внеклассной работе
Невозможно изучение русского языка и литературы без знания своей Родины большой и малой. Край родной интересен. Им можно гордиться, но при условии: его надо знать. Пусть о нас не говорят: “Иваны непомнящие”. Привлечь учащихся к изучению своей малой родины можно с помощью исследовательской работы. Предметом предлагаемого исследования являются топонимы села Буссе Свободненского района Амурской области. Географические названия – это история. Они отражают жизнь народа, его духовную культуру. Поэтом...
Статья: Пасхальный рассказ как жанр русской литературы
Захаров В. Н. Христианство оказало глубокое воздействие на мировую литературу. Во многих произведениях нашли свое художественное воплощение и события Священной истории, и память о них — церковные праздники. Их перечень различен у православных, католиков, протестантов; кроме общехристианских — у многих народов есть свои святые, и храмы, и праздники в их честь, но у всех есть Рождество, Пасха, Троица, Вознесение. В западных христианских церквах главным праздником стало Рождество, в Православии —...
Сочинение: Дискурс прозы Валентина Распутина: попытка бегства от реальности
- Ты уж не пиши там, чего не велят [...] В.Распутин, "Вниз и вверх по течению" С классификацией творчества Распутина отечественное литературоведение испытывает существенные трудности. В традиционных литературоведческих кругах у Распутина сложилась репутация мастера "деревенской прозы", "глубокого реалиста" и т.д. С не меньшим успехом Распутина можно было бы представить мастером психоаналитического рассказа (один из литературоведов подводил к этому, усматривая в творчестве Распутина продолжение ...
Статья: Пасхальный рассказ как жанр русской литературы
Захаров В. Н. Христианство оказало глубокое воздействие на мировую литературу. Во многих произведениях нашли свое художественное воплощение и события Священной истории, и память о них — церковные праздники. Их перечень различен у православных, католиков, протестантов; кроме общехристианских — у многих народов есть свои святые, и храмы, и праздники в их честь, но у всех есть Рождество, Пасха, Троица, Вознесение. В западных христианских церквах главным праздником стало Рождество, в Православии —...
Статья: Социальные и философские причины индивидуалистического бунта Раскольникова
Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова Абакан, 1999 Имя главного героя романа раскрывает главную идею "Преступления и наказания" - идею раскола, произошедшего в отдельном человеке. Обратим внимание на две предметные детали. Автор рисует портрет Раскольникова: "Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом вьше среднего, тонок и строен..." "А между тем, когда один пьяный, которого неизвестно почему и куд...
Урок внеклассного чтения на тему "Уроки нравственности на страницах повести В.П. Астафьева "Кража". 9-й класс
Тип урока: урок внеклассного чтения. Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что человек должен отвечать за свои слова и поступки; помочь понять, какие же уроки нравственности получили герои повести и что вынесли из них во взрослую жизнь. Задачи: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева. Продолжить обучение детей анализу художественного текста, научить выделять в нём главное. 2. РАЗВИВАЮЩИЕ. Развивать мышление учащихся, учить анализировать, сра...
Урок русского языка "Не с существительными", "Путешествие в стране НЕ"
Цель: выработка навыка грамотного письма НЕ с существительными; проверка знаний по данной теме; выявление пробелов в усвоении материала; расширение активного запаса слов обучающихся и знаний. Оборудование: карточки с грамматическими задачами; тексты; тексты для 1 и 2 вариантов; текст с алгоритмом (можно на доске, можно напечатать и подарить детям); “карта путешествия” (на доске). Ход урока I. Слово учителя Мы отправляемся в путешествие по стране “НЕ”. Дивом в нем является 8 чудес света, ко...
Урок русского языка "Не с существительными", "Путешествие в стране НЕ"
Цель: выработка навыка грамотного письма НЕ с существительными; проверка знаний по данной теме; выявление пробелов в усвоении материала; расширение активного запаса слов обучающихся и знаний. Оборудование: карточки с грамматическими задачами; тексты; тексты для 1 и 2 вариантов; текст с алгоритмом (можно на доске, можно напечатать и подарить детям); “карта путешествия” (на доске). Ход урока I. Слово учителя Мы отправляемся в путешествие по стране “НЕ”. Дивом в нем является 8 чудес света, ко...
Сочинение: Библейские мотивы в лирике Тютчева
Работу выполнила: Ученица 9«В» класса Бондарева Варвара Преподаватель: Сова Марина Анатольевна 2003г. Министерство Образования РФ Ново – Ивановская общеобразовательная средняя школа с углубленным изучение отдельных предметов Содержание. 1. Введение..стр. 2. Страницы жизни Ф. И. Тютчева……. стр. 3. Натурфилософские представления Тютчева о мире...стр. 4. Библейские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева..стр. 5. Проблема ...
Повторение по теме "Синтаксис". 5-й класс
Цели: 1) повторение и обобщение знаний учащихся по изученной теме “Синтаксис”; 2) закрепление умений делать синтаксический разбор предложения, различать простое и сложное предложение, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью и обращением, конструировать предложения; 3) развитие логического мышления, культуры речи; 4) эстетическое воспитание средствами предмета. Здоровьесберегающие компоненты урока: 1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение,...
Урок литературы в 6-м классе "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"
Мне нравится проводить лермонтовские уроки в шестом классе. Занятия по анализу лирического произведения проходят интересно, живо, потому что ребята этого возраста благодарные слушатели, они прекрасно воспринимают лирику, а самое важное, им нравится анализировать стихотворения, думать, находить, творить. Урок “Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова” является заключительным в серии уроков по творчеству М.Ю. Лермонтова (третьим). На предыдущих занятиях ребята знакомились с биографией поэта, ч...
Интегрированный урок литературы и обществознания в 9-м классе "Первая русская сестра"
ЦЕЛИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА на примере прочитанного произведения рассмотреть принципы создания художественного образа в литературе. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права. РАЗВИВАЮЩАЯ Продолжить формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интегрировать знания, применять их для объяснения явлений, происходящи...
Сочинение: Акмеизм
Доклад на тему «» Подготовила: Ученица 11-Б класса СПОШ № 2 Лейкина Ольга В 1912 г. среди множества стихов, опубликованных в петербургских журналах, читатель не мог не задержать внимания на таких, например, строчках: Я душу обрету иную, Всё, что дразнило, уловя. Благословлю я золотую Дорогу к солнцу от червя. (Н. С. Гумилев) И часы с кукушкой ночи рады, Все слышней их чёткий разговор. В щёлочку смотрю я: конокрады Зажигают под холмом костёр. (А. А Ахматова) Но я люблю на дюнах казино, Ши...
Сочинение: Тема любви в лирике Фета
План Введение. Мария Лазич. Тема любви в лирике Фета Красота любви. Заключение. Введение. Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) (1820-1892) - замечательный русский поэт, тончайший лирик, открывший совершенно новую страницу в истории русской поэзии. Не сразу оценили его многие современники: насмешки, резкое неприятие, многочисленные пародии, отнюдь не безобидные, - вот шлейф литературного успеха Фета на протяжении всей жизни. Но высочайшим образом оценил поэта двадцатый век. Уже в самом начале ...
Реферат: Система образов в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Реферат по литературе на тему: «Система образов в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Содержание. Вступление. 2 Теоретическая часть. 3 Параграф №1: «Бэла». 3 Параграф №2: «Максим Максимыч». 4 Параграф №3: «Журнал Печорина». 5 А). «Тамань». 5 Б). «Княжна Мери». 6 В). «Фаталист». 7 Заключение. 8 Список литературы. 10 Вступление. Наряду с «Евгением Онегиным» А.С.Пушкина, « Мертвыми душами» Н.В.Гоголя лермонтовский «Герой нашего времени» находится у истоков русского романа. Как всяко...
Сочинение: Символика имен в пьесах Островского "Гроза", "Бесприданница" и "Лес"
Символика имен в пьесах А.Н. Островского "Гроза", "Бесприданница" и "Лес" Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и римские. Мотивы античного театра в пьесах Островского еще недостаточно исследованы, поэтому учесть все смысловые обертоны греческих и римских име...
Реферат: Тема Родины в творчестве Ф.Абрамова
Р Е Ф Е Р А Т "Тема Родины в творчестве Федора Абрамова ("Пряслины")" Первые два романа: "Братья и сестры" и "Две зимы и три лета", вместе с романами "Пути-перепутья" и "Дом" составляют тетралогию "Братья и сестры" , или, как назвал их Федор Абрамов, "роман в четыpеx книгах". Объединенные общими героями и местом действия (северное село Пекашино), эти книги повествуют о тридцатилетней судьбе русского северного крестьянства, начиная с военного 1942 года. За это время состарилось одно пок...
Игра-путешествие на уроке русского языка по теме: "Морфологический разбор имени существительного". 6-й класс
Цели. Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения. Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры; обучение умению делать морфологический разбор имени существительного. Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, эстетического вкуса. Ход урока...
Сочинение: Характер и судьба Жюльена Сореля
В своем понимании искусства и роли художника Стендаль шел от просветителей. Он всегда стремился к точности и правдивости отражения жизни в своих произведениях. Первый большой роман Стендаля, "Красное и черное", вышел в 1830 году, в год Июльской революции. Уже его название говорит о глубоком социальном смысле романа, о столкновении двух сил — революции и реакции. Эпиграфом к роману Стендаль взял слова Дантона: "Правда, суровая правда!", и, следуя ему, писатель в основу сюжета положил истинное ...
Сочинение: Судьбы женщин в русской литературе
Тезисный план. Введение. Основная часть. 1. Носительницы народных идеалов и женщины высшего света. Высшее женское призвание и назначение Л.Н. Толстой видит в материнстве, в воспитании детей, ибо именно женщина является тем светлым и добрым началом, которое ведёт мир к гармонии и красоте. 1.1. «Я все та же... Но во мне есть другая,..» «Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своём развитии!». 2. Татьяна — ...
Сочинялки (урок-игра)
Цель: объяснить детям, как сочиняются стихотворные строчки и какая может быть польза от такого занятия. Ход урока – Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришли гости – давайте их поприветствуем (дети встают). Спасибо, садитесь. – Урок сегодня у нас будет необычный. Называется он “Сочинялки”. Почему “сочинялки”? Потому что речь пойдет о рифмах, которые мы будем подбирать сами, а до серьезных поэтических строчек мы пока еще не доросли. Но это не страшно, потому что у нас все еще впереди. Может у...
Начало ... Предыдущая страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Следующая страница ... Конец |