Преподавание литературы Творческий портрет Марины Цветаевой «"Свободная стихия" оказалась стихами»Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.06.05 Просмотров: 7 Виноградова Анна Евгеньевна, учитель начальных классов, учитель руссого языка и литрауры Цели:
Формы работы: анализ поэтического текста, самостоятельная работа учащихся, работа в группах, сообщения учеников, чтение поэтического текста. Ход урока1. Организационный момент2. Подготовка к изучению нового материалаУчитель: Напишите в тетради слова “стихи” и “стихия”. Подберите ассоциации к этим словам (ассоциации записываются в 2 колонки). Проверяем. А теперь прослушайте отрывок из книги Марины Цветаевой “Мой Пушкин” (см. Приложение 1). При повторном чтении записывайте понятия и эпитеты, связанные со словами “стихи” и “стихия”. Затем проверяются записанные варианты. Примерные записи к слову “стихи”: буквы, строки, говор от души, Александр Сергеевич Пушкин, поэт, свободная стихия стиха. Примерные записи к слову “стихия”: море, гром, вода, свободная стихия, волна, шум, плеск, говор волн, поэт, друг, что-то зовущее, жгучее. Найдите общие понятия, записанные в одну и другую колонки (поэт, свободная стихия стиха). – Что общего между словами-понятиями “стихи” и “стихия”? Ответ на вопрос запишите и прочитайте соседу по парте. (Лучшие ответы по рекомендации учителя зачитываются вслух.) оказалась прозрением: “свободная стихия” оказалась стихами, то есть единственной стихией, с которой не прощаются никогда” – Какую формулу мы можем записать?
– Как вы понимаете слова М. Цветаевой? 3. Сообщение темы урокаСегодня мы с вами познакомимся с поэзией Марины Цветаевой, которая так же стихийна, как и сама жизнь поэтессы – Ваша задача: на протяжении всего урока записывать в тетрадь на отдельную страницу, которую мы озаглавим “СТИХИЯ”, факты биографии, строчки из стихотворений, которые подтверждают данную мысль. Чтобы вам было понятнее, запишите на эту страницу вопрос: “Что в поэзии и жизни М.Цветаевой стихийно?” – Стихийно вошла Марина в литературу. Учащийся читает наизусть стихотворение “Моим стихам, написанным так рано” (см. Приложение 2) – Выпишите строки, характеризующие стихи Цветаевой. Вывод: Этими словами определяется тема стихотворений М.Цветаевой. Через всё её творчество проходят символы грусти, тревоги, счастья. Работа со стихотворениями– У вас на партах распечатки со стихотворениями Цветаевой “Душа и имя”, “Семь холмов – как семь колоколов”, “Рябину рубили” (Класс делится на 3 группы) 1-я группа выписывает слова-символы грусти 4. Самостоятельная работа учащихсяПроверка. При проверке дописывайте слова в свою и другие колонки. ГРУСТЬ: тоска, судьбина, горька. – Каких символов больше в поэзии М.Цветаевой? Почему? Слово учителя: Жизнь не баловала Марину. Она была обездолена и страшно одинока. Трудна была дорога к счастью, которое она так и не увидела. Свою душевную муку Цветаева прятала глубоко под бронёй гордыни и презрительного равнодушия. На самом деле она тосковала по простому человеческому счастью. Вот ещё одно стихотворение, в котором раскрывается душа поэта. Чтение учителем стихотворения “ Пригвождена”. (Далее идёт беседа с элементами анализа стихотворения.) – Какие чувства владеют лирическим героем? Марина переосмысливает свою жизнь. Поэтесса ищет счастья, но её счастье – горстка пепла. Она не понимает, за что наказана всевышним. – Определите образ мира. Её окружают люди, которые не могут её понять – “я выпросила у счастливых”. Итак, тема стихотворения – обречение на несчастье. – Проследите за интонацией и синтаксисом стихотворения. В третьей строфе много вопросительных предложений, подчёркивающих неопределённость. В предложении частый для Цветаевой знак предложения-тире, которое говорит о недосказанности чего-то важного. А. Эфрон так сказал о поэзии Цветаевой: “Особенности поэтического языка Цветаевой: повышенная экспрессия слова, образа, ритма – “безмерность”. – Проследите за лексикой стихотворения. Повторяются ли слова, корни слов? Зачем? (В стихотворении повторяется фраза “я утверждаю”, что позволяет выделить слово. Встречаются однокоренные слова: причастницы – причастьем, счастьем – счастливые.) Сама Цветаева определила свою поэзию так: “ Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!” 5. Итог урока– Вернитесь на страницу, которую мы оставили для самостоятельной работы. Итак, что же в поэзии и жизни Цветаевой стихийно? (Учащиеся читают свои записи.) Слово учителя: Для Марины Цветаевой стих – что-то струящееся, стихийное – “невосстановимо хлещет стих”. Минуты вдохновения приходят легко, но поэтесса ощущает ненужность стихов.(Красота – ненужная в семье) Стихи Цветаевой – это дар для неё самой. К сожалению, этот талант не был оценён современниками поэтессы. 6. Домашнее заданиеОтвет на вопрос: Чем поразило вас творчество Цветаевой? Подготовить чтение стихотворений поэтессы, доказывающих стихийность творчества. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |