ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Русский язык и литература

На нашем сайте вы найдёте сочинения по литературе, рефераты и статьи по филологии, а также - методические материалы для учителей, преподающих литературу и русский язык.

Урок литературного краеведения по рассказу Н.И. Фотьева "Запах кедра" (роль пейзажа)

Николая Ивановича Фотьева можно поставить в один ряд со многими мастерами слова XX века (В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Солоухин, В.Шукшин, и др.). В основе творчества Н.И. Фотьева заложены традиции русских классиков, любимых им с детства (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др.), умение видеть как проблемы, так и курьезы в окружающей жизни. Все это нашло отражение в художественной практике писателя (в том числе и журналистике), определило жанровое своеобразие его произведений. В св...

Добавлено: 2019.05.06 | Просмотров: 5 | Раздел: Преподавание литературы

От смыслопонимания к смыслотворчеству

“Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели”, – писал С.Я. Маршак. Каждый русский не менее богат, потому что уже с рождения получает во владение “наш дар бесценный – речь”, этот “клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”. Но в какие руки попадет это сокровище? Ведь и алмаз становится драгоценностью только в умных трудолюбивых руках ювелира, а в руках троглодита он понадобится, может, для раскалывания ореха… В чем задача словесника? Научить владе...

Добавлено: 2019.05.05 | Просмотров: 5 | Раздел: Преподавание русского языка

Реферат: Введение в онтологию языка

Кунафин М. С. Язык состоит из слов. Однако современное словоупотребление характеризует не столько естественное значение слов, сколько значения порождённые их прохождением через смысловую толщу культуры. Этот процесс сопровождается структуризацией как слов, так и языка в целом. Одним из важнейших структурных элементов слова и языка становятся понятия. Их место и роль в структуре языка требуют прояснения. Явно недостаточным является понимание их только как отображения сущности предмета в человече...

Добавлено: 2019.05.05 | Просмотров: 4 | Раздел: Филология

Статья: Основные критерии хорошей речи

Сиротинина О. Как это ни парадоксально, дать определение хорошей речи не так просто. С одной стороны, представление о том, что такое хорошая речь, исторически изменчиво. Каждому ясно, что в XX веке не может быть признана хорошей та речь, которая была образцовой не только для XVIII, но и для первой половины XIX века, даже если мы читаем тексты «создателя современного русского языка», каковым по праву считается А. С. Пушкин. (См., например, типичное для него, но не для современных норм русской р...

Добавлено: 2019.05.05 | Просмотров: 4 | Раздел: Филология

Интегрированный урок по литературе по теме "Сказочные богатыри" (Р.Н. и Е.В. Бунеевы "Маленькая дверь в большой мир". 2-й класс, раздел III)

Тема: Сравнение богатырской сказки “Сказки про Илью Муромца” и былины “Илья Муромец и Святогор”. Цели: развивать творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи, музыки, любовь к поэтическому слову, чувство патриотизма; учить сравнивать, обобщать, делать выводы, уметь давать связанный ответ; обучать коллективной работе, приобщать к фактам исторической действительности. Оборудование: Доска, оформленная в виде приоткрытой двери (богатыри сидящие на конях, Змей Горыныч, заглавие кн...

Добавлено: 2019.05.05 | Просмотров: 3 | Раздел: Преподавание литературы

Сочинение: Тема "маленького человека" в русской литературе 18-19 века

Тема “маленького человека” в русской литературе 18-19 века План. 1. Глава: а) Актуальность и место темы “маленького человека” в русской литературе конца 18-начала 19 века. б) Роль “натуральной школы” в формировании мировоззрения писателей 2 половины 19 в. 2. Глава: Н.М. Карамзин “Бедная Лиза” 3. Глава: А.С. Пушкин “ Станционный смотритель.” 4. Глава: М.Ю. Лермонтов а)”Максим Максимыч” б)”Княгиня Лиговская” 5. Глава: Н.В. Гоголь а) “Петербургские повести”, “Шинель”, “Записки сумасшедшего”. б)”П...

Добавлено: 2019.05.04 | Просмотров: 6 | Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку

Сочинение: Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века

По-моему мнению, самый интересный герой пьесы «На дне»-это Василиса. Почему? Да потому, что Горький вложил в эту героиню всю отрицательность человеческой души. Она молода, хороша собой, но при этом в ней нет ни капли чувственности, уважения, доверия. Скорее предательство- и ложь- главное отражение ее сущности. Для построения отрицательного персонажа, каждому автору приходится пережить что-то подобное в своей жизни. Например, Набоков долго мучился от педофилии, пока не написал свой знаменитый р...

Добавлено: 2019.05.04 | Просмотров: 11 | Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку

Две Катерины русской литературы

Цели урока Дидактические закрепить теоретический материал, выявить знания, умения, пробелы; учить определять замысел автора и видеть его реализацию в общем виде и в деталях; формировать умения и навыки связного, доказательного изложения мыслей в устной форме; формировать понимание художественного произведения с учетом времени его создания, особенностей жанра. Развивающие развивать способность сравнивать различные произведения в рамках одного жанра, выявить новаторские черты; способствова...

Добавлено: 2019.05.04 | Просмотров: 5 | Раздел: Преподавание литературы

Методическая разработка. Урок письма

Цель урока: знакомство с эпистолярным жанром, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Объявление темы урока и цели. Ребята, тема урока на доске не записана. Мы сформулируем (определим) её вместе, прослушав присланное нам стихотворение – загадку. Шесть букв … В них столько жизни! В них есть история веков! В них и страдания и радость… В них много разноликих слов… В них дружба, перемирие и ссоры, Любовь ...

Добавлено: 2019.05.04 | Просмотров: 4 | Раздел: Преподавание русского языка

Литературная гостиная "Королева мягкого юмора" (по творчеству Н.А. Тэффи). Отработка навыков выразительной речи на уроках литературы

Цель: совершенствование навыков выразительной речи. Задачи: ознакомить учащихся с жизнью и особенностями творчества русской поэтессы; продолжить формирование речевых навыков: техники речи, интонации, правильной расстановки логических ударений, пауз; тона и тембра голоса; продолжить формирование вспомогательных навыков: постановка позы, мимики, жестов при выразительном чтении; совершенствовать навыки первичного анализа текста; развивать умение слушать и задавать вопросы; способствовать эстетич...

Добавлено: 2019.05.03 | Просмотров: 5 | Раздел: Преподавание литературы

Сочинение: Души "мертвые и живые" в поэме Н.В. Гоголя

ДУШИ "МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ" В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ. Объясняя замысел "Мертвых душ", Гоголь писал, что образы поэмы - "ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других". "Мертвые души" - это представители господствовавших в то время общественных слоев. Поэма построена как похождение "приобретателя" Чичикова, покупающего мертвые фактически, но живые юридически, т.е. не вычеркнутые из ревизских списков...

Добавлено: 2019.05.03 | Просмотров: 8 | Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку

Любовная лирика Ф.И. Тютчева

Цель: знакомство с личной жизнью Ф.И. Тютчева и её отображением в его поэтических произведениях. Ход урока I. Вступительное слово учителя: «Жизнь сердца» у Тютчева, по утверждению его биографов, была сложной, бурной, драматичной. «Жизни блаженство в одной лишь любви» – эта строка из стихотворения Тютчева могла бы стать эпиграфом ко всей любовной лирике поэта. Стихотворение, из которого данная строка заимствована, представляет собой перевод лирической миниатюры И.В. Гёте. Тютчеву в момент его на...

Добавлено: 2019.05.03 | Просмотров: 4 | Раздел: Преподавание литературы

Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корнях слов, приставках и падежных окончаниях имен существительных"

Слайд 1. Презентация Цель: закрепить умение распознавать безударные гласные в частях слова, осознавать структуру слов, позволяющую глубже понять его лексическое значение; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки; умения распознавать орфограммы; развивать орфографическую зоркость; формировать интерес к поэтическому слову. Задачи урока: усвоить особенности проверочных и проверяемых слов, овладеть способами проверки; отрабатывать последовательность действий пр...

Добавлено: 2019.05.03 | Просмотров: 5 | Раздел: Преподавание русского языка

Интегрированная деятельность "экология, экспериментирование, развитие речи". Тема: "Малахитовая шкатулка"

Информационная карта Интегрированная деятельность: экология, экспериментирование, развитие речи, познавательно – поисковая деятельность. (экологического воспитания дошкольников. Раздел “Полезные ископаемые”) Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанник...

Добавлено: 2019.05.02 | Просмотров: 5 | Раздел: Преподавание русского языка

Подготовка к написанию сочинения и написание сочинения "Я сижу на берегу моря…"

Цели урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения по теме “Я сижу на берегу моря…” Создать эмоциональный фон для развития творческих возможностей учащихся. Создать банк изобразительно-выразительных средств и обогатить словарный запас учащихся. Активизировать сознание учащихся, возбудить интерес к творческой самостоятельной деятельности. Оборудование урока: записи на доске; репродукции с изображением морских пейзажей; стихи русских поэтов о море; тексты из произведений русских писателей...

Добавлено: 2019.05.02 | Просмотров: 5 | Раздел: Преподавание русского языка

Категория состояния как часть речи

Цель: дать понятие о категории состояния как самостоятельной части речи; формировать умения определять слова категории состояния в тексте, отличать их от наречий. Оборудование: перфокарты, карточки с заданиями, таблица, компьютер и проектор. Приложение 1 Ход урока I. Мотивация познавательной деятельности 1. На доске написаны предложения: Тихо ответили жители, тихо проехал обоз. Тихо в тёмной деревне. 2. Запишите предложения, подчеркните члены предложения. Что обозначает слово “тихо” в ка...

Добавлено: 2019.05.02 | Просмотров: 4 | Раздел: Преподавание русского языка

Модуль компьютерной обучающей среды по русскому языку по теме "Склонение имен существительных"

Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений и программных средств вычислительной техники. Такого развития ни одной отрасли история науки и техники ещё не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, научной и производственной деятельности людей. Она не могла не затронуть систему н...

Добавлено: 2019.05.01 | Просмотров: 5 | Раздел: Преподавание русского языка

Конспект урока в 6-м классе по программе М.М. Разумовской на тему: "Употребление прилагательного в речи"

Цель урока: систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков по теме урока. Задачи урока: Выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по пройденному материалу. Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы через элементы исследовательской работы. Способствовать созданию положительного настроя на уроке, работать над формированием коммуникативной компетентности через групповую...

Добавлено: 2019.05.01 | Просмотров: 5 | Раздел: Преподавание русского языка

Урок внеклассного чтения в 10-м классе "И учил их притчами…". Жанр притчи в Евангелии и русской литературе (притча о милостыне и стихотворение в прозе И.С. Тургенева "Милостыня")

Программой по литературе для общеобразовательных школ под редакцией В.Я.Коровиной М., Просвещение,2006 предусмотрено лишь поверхностное знакомство с жанром притчи в русской литературе: в 6 классе при изучении “Маленького принца” А.де Сент-Экзюпери даются начальные представления о притче и в 9 классе при изучении рассказа А.И.Солженицына “Матрёнин двор” углубляется понятие об этом жанре. Мы считаем, что такого поверхностного знакомства явно недостаточно, ведь внимательный и литературно грамотны...

Добавлено: 2019.05.01 | Просмотров: 5 | Раздел: Преподавание литературы

Внеклассное мероприятие по литературе. Литературная гостиная "Окно в мир поэта"

Красоту надо создавать в себе, тогда она и вокруг нас появится. Леонид Кокоулин На уроках литературы мы изучаем произведения признанных писателей, поэтов. Это классика, незыблемая вершина. Их творчество заключает в себе незаменимый нравственный потенциал. Но ничто не заменит воспитательной силы творчества человека, живущего рядом, известного тебе с детства и, на первый взгляд, самого обычного. Предоставить ученикам возможность испытать радость открытия талантливой, неординарной личности – вот...

Добавлено: 2019.05.01 | Просмотров: 5 | Раздел: Преподавание литературы

Реферат: Проблематика и герои романа "Евгений Онегин"

Прежде чем говорить о проблематике и главных героях романа в стихах "Евгений Онегин", необходимо отчетливо уяснить особенности жанра этого произведения. Жанр "Евгения Онегина" - лиро-эпический. Следовательно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой - рассказчик, от чьего лица ведется повествование). Лирический сюжет не просто равноправен в романе - он доминирует, ибо все события реальной жиз...

Добавлено: 2019.04.30 | Просмотров: 11 | Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку

Статья: Эмоциональные концепты «страх» и «печаль» в русской и французской языковых картинах мира (лингвокультурологический аспект)

Волостных Ирина Александровна Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Краснодар 2007 Общая характеристика работы Реферируемая диссертация посвящена лингвокультурологическому анализу базовых эмоциональных концептов «страх» и «печаль» в русской и французской языковых картинах мира. Антропоцентрический/антропологический (в терминологии Ю.С. Сорокина – антропофилический) подход к изучению сущности человека является одним из важнейших направлений развития со...

Добавлено: 2019.04.30 | Просмотров: 8 | Раздел: Филология

Статья: Психологизм Толстого

Криницын А.Б. Толстому удалось создать свой собственный, уникальный метод исследования человеческой души. Можно только удивляться его феноменальной наблюдательности и психологическому чутью. Во многом оно развилось у него благодаря тому, что на протяжении долгих лет молодой Толстой ежедневно вел дневник в целях самосовершенствования, буквально следуя знаменитой надписи дельфийского храма[1]: «Познай самого себя», воспринимавшейся древними как предел человеческой мудрости (ибо, познав себя, ты п...

Добавлено: 2019.04.30 | Просмотров: 9 | Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку

Урок в 11-м классе "Как происходит переделка людей"

Образовательные цели: дать представление о личности писателя; раскрыть авторский замысел - переделка героя под влиянием революционных событий и руководителей; рассмотреть проблему гуманизма в романе. Развивающие цели: развивать умение выделять главное, уметь анализировать, синтезировать при работе с художественным текстом. Воспитательные цели: воспитание чувства патриотизма, умение давать объективную оценку, размышлять о вечных проблемах бытия. Ход урока I. Вступительное слово А.А.Фадеев прошел...

Добавлено: 2019.04.30 | Просмотров: 7 | Раздел: Преподавание литературы

Реферат: Обстоятельство как обособленный и необособленный член предложения. Теоретический и практический аспекты

Николенкова Н. В. Вместо вступления Вопрос об обособлении членов предложения практически во всех пособиях по русскому языку для школьников, желающих самостоятельно подготовится к экзамену по русскому языку, изложен крайне односторонне. Основной упор сделан на правила пунктуации, тогда как вопросы теории, связанные с обособленными членами, в частности с обстоятельствами, не рассматриваются. Результатом такого подхода оказывается, во-первых, вытеснение обособленных членов на периферию сознания ш...

Добавлено: 2019.04.30 | Просмотров: 6 | Раздел: Филология

Начало ... Предыдущая страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая страница ... Конец