Преподавание литературы Создание межпредметных коллективных проектов. Представление проекта "Красуйся, град Петров"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.06.22 Просмотров: 1 Мантуленко Светлана Александровна, учитель информатики; Баранникова Инна Николаевна, учитель русского языка и литературы Представление проекта “Красуйся град Петров”. Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Эта технология решает задачу формирования у школьника стремления получать конкретный осязаемый продукт своей учебной и внеклассной деятельности, четко выделяет одаренность ребенка. Мы представляем коллективный, межпредметный проект “Красуйся град Петров”. Участники и авторы проекта учащиеся 8 класса, руководители проекта: Мантуленко С.А учитель информатики и Баранникова И.Н учитель русского языка и литературы. Цель проекта: Совершенствование ключевых компетенций, ориентированных на качественную учебную деятельность. Визитка проекта. (Приложение 1.) Задачи:
Время создания проекта: 3 недели. Вид деятельности: Групповая работа над коллективным проектом. Особенности проекта: Используемый материал: Организация применения проекта: Информатика. Цель: Применение компьютерных технологий обучения для создания ученических проектов с использованием информационных ресурсов. Задачи:
Литература. Цель: Проанализировать, как отразился образ города в произведениях русских писателей. Задачи:
Так как основой метода проектов является исследование учащимися определенной проблемы, мы выбрали в качестве основополагающего вопрос: “Почему, так по разному воспринимали город Петербург поэты и писатели” Как у любого вида деятельности у проекта были свои этапы выполнения: 1-й этап. Введение в проектную деятельность. Была выдвинута тема, обозначен проблемный вопрос, распланирована работа (постановка задач, обоснование работы, сроки завершения), сформированы группы учащихся. 2-й этап. Самостоятельная исследовательская работа учащихся с оформлением результатов деятельности. На данном этапе предполагается работа учащихся с литературой по заданной теме, мультимедиа-источниками, сетью Интернет, а также изучение и применение прикладных программ и устройств компьютера для создания мультимедиа-проекта. На этом этапе осуществлялось тесное сотрудничество преподавателей информатики и интегрированного предмета – литературы. Сбор, анализ и проверка достоверности информации по предмету литература проводился под руководством Баранниковой И.Н., а анализ оформления и способ представления учителем информатики – Мантуленко С.А. 3-й этап. Защита содержания проекта, анализ. Учащиеся защищали содержание проекта и анализировали способ оформления и представления проекта на защиту. Данный этап координировался учителем информатики. 4-й этап. На последнем этапе проводится защита проектов, в нашем случае это был урок. Суть защиты сводилась к следующему: была создана экспертная комиссия, каждый член комиссии получил протокол защиты для оценки работы по определенным критериям (доступность изложения, дизайн и т.д), согласно которому должен был оценить защищаемую учащимися работу. При защите учащиеся должны были показать знания целей и задач проекта, области его применения. Содержание проекта: О.Мандельштам. “Ленинград” – песня. Историческая справка. Образ города в русской литературе.
Пример проекта учащихся. (Приложение 3.)
Работа в Интернете – тема: “Петербург в биографии писателей”. Выводы учащихся. С.Я.Маршак. Стихи о Петербурге. В ходе урока было проведено интернет-задание. Интернет-задание. (Приложение 5.) Цель задания: Найти необходимую информацию о писателе на библиографических страницах “Большой энциклопедии города Санкт-Петербурга”, по которому выполнен проект, оформить эту информацию в виде сообщения и вывести его на печать. В конце урока учащиеся в таблице компетентностной оценки своей деятельности (Приложение 6) отметили на каждом этапе, какие компетенции они развили в процессе работы над проектом. Приложение к таблице “Компетентностная оценка собственной деятельности”. Перечень ключевых компетенций учащихся. 1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. 3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенций определяются требования соответствующих функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статических и иных методов познания. 4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов) телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий(аудио и видеозапись, электронная почта, СМИ ,Интернет ), формируются умением самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащей в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. 5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету заявление, задать вопрос, вести Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |