Русский язык и литература
На нашем сайте вы найдёте сочинения по литературе, рефераты и статьи по филологии, а также - методические материалы для учителей, преподающих литературу и русский язык.
Открытый урок в 6-м классе "Количественные числительные"
Цели: Продемонстрировать различные формы проверки знаний, умений и навыков учащихся. Проверить уровень сформированности ЗУН по теме. Совершенствовать навыки правильного употребления количественных числительных в речи. Оборудование: Листки контроля. Тетради для словарных работ. Перфокарты и чистые листы для работы с перфокартами. Ход урока Оргмомент. Словарный диктант. Предварительно был написан диктант "Проверяю себя", который позволил повторить правописание мягкого знака в словах для обо...
Сочинение: "Друзья мои, прекрасен наш союз"
"" … За окном сгущались сумерки, неторопливо падал снег. Кругом была такая тишина, что, казалось, только треск дров в жарко пылающем камине напоминал о том, что жизнь не прекращалась. Вдруг Пушкин явственно услышал звон колокольчика. Он бросился к окну. Как был - в одной рубахе, босиком - распахнул двери, ведущие из сеней на крыльцо дома. Из саней выскочил кто-то в шубе, схватил в охапку, потащил в комнаты. Это был Пущин, навестивший поэта в ссылке в Михайловском. Шла зима 1825 года. ...
Открытый урок по русскому языку в 9-м классе
Тип урока: комбинированный урок. Цель: актуализация знаний учащихся по теме “Бессоюзное сложное предложение” с целью развития языковых компетентностей (или учебных умений и навыков). Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении сложных предложений. Задачи: Раскрыть в процессе совместной деятельности суть основных правил определения и написания бессоюзных сложных предложений. Продолжить развитие учебно-познавательных компетенций через использование активных форм и ме...
Интегрированный урок (география + литература) "Приведи в порядок планету"
Цели: Определить философский смысл сказки А. де Сент- Экзюпери "Маленький принц" и ее значение в наши дни. Ввести учеников в мир родного пейзажа, проследить, какой видят природу родного края в своих произведениях А. Пушкина, М. Лермонтова, Ю. Левитанского. Определить и подчеркнуть мастерство Паустовского - пейзажиста, его любовь к живому миру. Подвести учащихся к выводу о значении пейзажных произведений в решении экологических проблем современности. Повторить и обобщить знания о природе и дея...
Интерактивная игра "Поле чудес" по повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (6–7-е классы)
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра. Сущность игровой технологии В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты: мотивационный; ориентационно-цел...
Сочинение: Достоевский Ф.М.
Русский писатель Федор Михайлович Достоевский (1821 - 1881) родился в Москве в семье врача. К 15-ти годам интересы Федора Достоевского уже определились. Он знал, что будущее его - литература. Но отец, оставшись с семью детьми на руках, решил отдать сына в специальное Военно-инженерное училище в Петербурге. Молодой Достоевский совсем не хотел военного будущего и всю жизнь, потом считал ошибкой со стороны отца заставить его учиться на военного инженера. С мая 1837 года судьба Достоевского навсе...
Односоставные члены предложения (8-й класс)
Задачи: Закрепить и обобщить знания учащихся, приобретённые при изучении темы “Односоставные предложения”; осуществить контроль усвоения темы; повторить пунктуационные и орфографические правила Развивать навыки самостоятельной работы учащихся Воспитывать внимательное отношение к работе, ответственность за результаты своей учёбы; орфографическую и пунктуационную зоркость; практические навыки. Компетенции: умение различать односоставные и двусоставные предложения; умение использовать различные...
Разработка урока. "Мотив традиций в творчестве Сергея Никитина" (по рассказам И.Бунина "Сосны" и С.Никитина "Снежные поля" )
Тема урока. Мотив традиции в творчестве Сергея Никитина (по рассказам И. Бунина “Сосны” и С. Никитина “Снежные поля”). Цель урока. Раскрыть художественные особенности рассказов И. Бунина “Сосны” и С. Никитина “Снежные поля”. Показать традиции в отношении к нравственным категориям жизни и смерти. Раскрыть жизнеутверждающий смысл пейзажа. Оформление урока: портреты И. Бунина и С. Никитина; выставка книг писателей; иллюстрации учащихся. Опережающее домашнее задание. Прочитать рассказы И. Бунин...
Статья: Комическое в тексте оригинала и перевода
Н.А. Фененко, Воронежский государственный университет Комическое как эстетическая установка общественного миросозерцания, как особый модус видения мира остается до настоящего времени одной из сложнейших и недостаточно изученных проблем [5, 9]. В русле новой парадигмы гуманитарного знания, ориентированной на интеграцию достижений различных наук – этнопсихологии, лингвокультурологии, семантики, когнитивной лингвистики и на разработку комплексного подхода к проблематике комического, особое значен...
Добавлено: 2022.04.04 | Просмотров: 22 | Раздел: Филология Реферат: Творчество Гоголя как явление
Художественные особенности произведений Н.В. Гоголя и его социально-философские и религиозно-нравственные идеи не могут быть адекватно осмыслены без правильного учета национального контекста его творчества. Распространенный в гоголеведении стереотип о положении раннего творчества Гоголя на пограничье русской и украинской культур и об исключительной принадлежности к русской культуре позднего творчества существенно искажает характер национальной самоидентификации писателя и культурный фон его эпо...
Физико-литературный брейн-ринг "Я познаю науки"
Цели: закрепить знания обучающихся по изученным темам, научить их применять знания в нестандартных ситуациях; способствовать развитию интереса к предмету, воспитывать у учащихся уважение к мнению и выбору другого человека; развитие внимания, воображения, рефлексии, способности к анализу. Методическое оснащение: кабинет оформлен под литературную гостиную, плакат с названием, на доске пронумерованы портреты ученых и знаменитых людей, черный ящик, измерительные приборы. Ведущий: Здравствуйте дор...
Сочинение: «Честная бедность» Р. Бернса
Стихотворение величайшего шотландского поэта Роберта Бернса «Честная бедность» написано на мотив известной народной песни. Простым и легким языком поэт высказывает не только свои, но и народные представления о честности и достоинстве, добре и зле. Р. Бернс утверждает, что если человек честен, но неимущ, ему нет причин стыдиться своей бедности, ведь богатство можно приобрести и потерять, растратить и накопить снова, а вот высокие внутренние качества человека не купишь ни за какие деньги: «Богат...
Реферат: Женская проза
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА НЕОДНОНАПРАВЛЕННЫЕ ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ И ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ Дипломная работа студентки 153группы Еженовой Алмы Есенгельдыевны Научный руководитель: д.ф.н., профессор Вараксин Л.А. Тюмень 2000 ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА НЕОДНОНАПРАВЛЕННЫЕ ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ И ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ Авт...
Сочинение: «Честная бедность» Р. Бернса
Стихотворение величайшего шотландского поэта Роберта Бернса «Честная бедность» написано на мотив известной народной песни. Простым и легким языком поэт высказывает не только свои, но и народные представления о честности и достоинстве, добре и зле. Р. Бернс утверждает, что если человек честен, но неимущ, ему нет причин стыдиться своей бедности, ведь богатство можно приобрести и потерять, растратить и накопить снова, а вот высокие внутренние качества человека не купишь ни за какие деньги: «Богат...
"Я лиру посвятил народу своему"
"Приходит Муза и выворачивает все вверх дном; добро бы с какой-нибудь пользой, а то без толку, - начинается волнение, скоро переходящее границы всякой умеренности, - и прежде чем успею овладеть мыслью, а тем паче хорошо выразить ее, катаюсь по дивану со спазмами в груди, пульс, виски, сердце бьют тревогу - и так, пока не угомонится сверлящая мысль". (Н.А.Некрасов.) Н.А.Некрасов. Начало 60-х годов Талант Н.А.Некрасова был открыт В.Г.Белинским. Критик прочитал стихотворение поэта "В дороге" и во...
Составление опорного конспекта на уроках русского языка
Вслед за известным педагогом В.Ф.Шаталовым мы, учителя русского языка и литературы, уделяем составлению опорного конспекта большое внимание, считая его составление и запоминание одним из важных приемов обучения. Однако далеко не всегда мы раскрываем суть этого понятия: что собственно представляет собой опорный конспект, в чем его значение, как он составляется. Если мы хотим научить детей самостоятельно составлять опорные конспекты, необходимо провести специальный урок, цель которого – познакоми...
Сочинение: "Я лиру посвятил народу своему"
"" О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум. Я обратил внимание на то, что непременным условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист. Поэтические строки Пушки...
И вновь слово раздвинуло границы…
Задачи урока: развить творческие способности учащихся; обратить внимание учащихся на проблемы современного литературоведения, научить навыкам сопоставления разных художественных произведений. Оборудование: тексты стихотворений М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, Г. Гейне (на немецком языке); репродукция картины И.И. Шишкина “ На севере диком...”; грамзаписи квартета “Гая”. Слова имеют свою собственную душу. Б. Брехт. Слово способно раздвинуть любые границы. ХОД УРОКА Сегодня вы выступите в необ...
"Есть одно – великое призванье: зажигать в сердцах незримый свет..."
Презентации к уроку Загрузить презентацию (4,06 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Урок по творчеству горно-алтайской поэтессы Лилии Джигангеровны Юсуповой проводится в 11 классе во время изучения современной поэзии с целью ознакомления учащихся с личностью и творчеством поэтессы через осоз...
Материал для внеклассной работы по литературе. Диспут на тему "Любовь, честь и долг в прозе А.С. Пушкина"; викторина "Русские писатели XIX в. в Москве"
Оформление: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к произведениям Пушкина, высказывания В.Г.Белинского, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого о повестях А.С.Пушкина. Проза А.С.Пушкина, несмотря на свою кажущуюся простоту и прозрачность, принадлежит к сложнейшим явлениям русской литературы. Не случайно столь разноречивы мнения исследователей о тематике и проблематике повестей о характерах и значении её героев. Вот, к примеру, как оценили “Повести Белкина” В.Г.Белинский и Л.Н.Толстой: “Эти повести были недостойны ...
Сочинение: Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"
Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание" Отличительной чертой русской общественной мысли, русской литературы всегда была напряженность духовных исканий, стремление писателей к постановке коренных философских, мировоззренческих вопросов, связанных с нравственной ориентацией человека в мире, к поискам смысла жизни. Духовный мир героев Достоевского раскрывается через такие категории, как зло, добро, свобода, добродетель, необходимость, бог, бессмертие, совесть. Достоевс...
Сочинение: Достоевский Ф.М.
Русский писатель Федор Михайлович Достоевский (1821 - 1881) родился в Москве в семье врача. К 15-ти годам интересы Федора Достоевского уже определились. Он знал, что будущее его - литература. Но отец, оставшись с семью детьми на руках, решил отдать сына в специальное Военно-инженерное училище в Петербурге. Молодой Достоевский совсем не хотел военного будущего и всю жизнь, потом считал ошибкой со стороны отца заставить его учиться на военного инженера. С мая 1837 года судьба Достоевского навсе...
Функционирование жаргонной лексики в сфере информационных технологий
Основой урока послужила статья В.А. Решетниковой «Функционирование жаргонной лексики в сфере информационных технологий, напечатанной в сборнике «Русский язык. Исследовательские работы. 10-11 классы». Этапы урока: Постановка проблемы. Защита мини-проектов. Подведение итогов. Данный проект был предложен учащимся в связи с применением и активным внедрением в разговорную классическую русскую речь жаргона, сленга, аббревиатуры, американизмов, связанных с компьютеризацией общества. Ребята были раз...
Эпистолярный жанр в русской литературе. Дружеское письмо (Интегрированный урок русского языка и литературы). 9-й класс
Цель урока: изучение дружеского письма как типа речи. Задачи: Знакомство с российскими традициями эпистолярного жанра. Приобщение к ценностям русской языковой культуры и переписке как особой форме и среде общения. Получение навыков правильного написания письма. Предварительная подготовка: Опережающие задания: Из истории письма Функции эпистолярного жанра. Чтение писем А.С. Пушкина - Н.Н. Гончаровой. Чтение рассказа И. Бабеля «Письмо» . Написание писем-сочинений: «Письмо моей семье». ...
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Урок – ведущая форма жизни детей в школе. Ни для кого не секрет, что русский язык – один из скучных и нелюбимых. Каждый из нас старается пробуждать интерес к предмету, использовать упражнения и педагогические приемы, позволяющие формировать и развивать мотивацию. Упражнения, о которых я буду говорить, возможно, используют учителя и на других предметах. Например, очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к теме. Можно делать это чере...
Начало ... Предыдущая страница 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Следующая страница ... Конец |