Преподавание русского языка Элективный курс. Стилистика и развитие речиNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.04.11 Просмотров: 9 Игнатьева Елена Константиновна, учитель русского языка и литературы Данный курс сориентирован на формирование навыков коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи учащихся, умения употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, их порядок, отношения между ними, определять тему работы, выбирать жанр своего произведения, отбирать и логически излагать материал, использовать различные изобразительно – выразительные средства языка. Учащиеся должны уметь редактировать собственный текст, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Стилистика учит правильно пользоваться отдельными сторонами языка: фонетической, лексической, грамматической. Владение стилистическими нормами и означает умение использовать те средства языка, которые лучше всего отвечают целям общения. Стилистические ошибки снижают точность, ясность и выразительность речи или искажает мысль, но не нарушает правил грамматики. К стилистическим ошибкам относятся недочеты, которые связаны с лексикой и грамматикой, а с другой стороны, нарушение норм стилистики (тавтология, плеоназмы, перифразы, паронимы, речевые штампы и т.д.). В русском языке две основные группы стилистических ошибок: словарно-стилистические (лексические) и грамматико-стилистические ошибки (морфологические и синтаксические). I. Словарно-стилистические ошибки
II. Грамматико-стилистические ошибки.-Неправильное словообразование, неудачное словотворчество. -Ошибки в употреблении форм рода, числа и падежа существительных. -Ошибки в образовании и употреблении форм прилагательных, местоимений и других частей речи
-Нарушение порядка слов в предложении. -Нарушение границ предложения и т.д. -Ошибки в построении сложного предложения. Курс рассчитан на 17 часов и адресован учащимся 9-10 классов. Лексика и фразеология (5ч)Стилистическая характеристика слова. -Точность словоупотребления. -Многозначность слов, употребление слов в переносном значении. -Омонимы, синонимы и антонимы. -Многословие. Повторы. -Смешиваемые слова. Паронимы. -Лексика общеупотребительная, разговорно-просторечная, диалектная, профессиональная (термины, техницизмы, профессионализмы, жаргонизмы, экзотизмы и варваризмы, диалектизмы, устаревшая лексика, заимствованные слова). -Фразеология. -Использование в речи тропов (метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола, перифраза). Фонетические средства языка. (2ч)-Выразительность фонетических средств языка (звукопись, аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, стык, звукоподражание, ритм и интонация, рифма и пауза). -Стили произношения. Стилистическое использование ударения. Морфология (3ч)-Словообразовательные средства языка (функционально-стилистические, эмоционально-экспрессивные). -Использование форм имен существительных (категория рода, падежа числа -Имя прилагательное (полная и краткая форма, степени сравнения) -Имя числительное -Местоимение -Глагол -Использование наречий, предлогов, союзов и частиц -Причастие и деепричастие Синтаксические средства языка (4ч)-Порядок слов в предложении -Связь слов в предложении -Главные члены предложения -Синонимика простых предложений -Однородные члены предложения -Стилистическое использование вводных и вставных конструкций -Стилистическое использование обращений и междометий Сложное предложение (3ч)-Стилистические фигуры (инверсия, параллелизм, эпифора, эллипсис, градация, антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание -Сложносочиненное предложение -Сложноподчиненное предложение (сравнительный оборот и сравнительное придаточное предложение) -Обособленные второстепенные члены (придаточные определительные, придаточные обстоятельственные -Речевые ошибки, возникающие при употреблении синтаксических средств языка и способы их устранения -Создание собственных текстов. Данные занятия рассчитаны на овладение детьми определенной системой филологических понятий, которые помогают осознать языковые истоки образности и выразительности художественного текста. Занятия специально посвящаются анализу слова – первоэлемента художественной литературы, языковому анализу художественной речи. Цель занятий:
-Раскрыть творческий потенциал школьников -Воспитать устойчивый художественный вкус -Подготовить учеников к выполнению тестовых заданий из ЕГЭ Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |