Преподавание литературы "Суровая правда" Константина Воробьева. Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева "Немец в валенках"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.08.08 Просмотров: 36 Арсеньева Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы
I. Литературно-музыкальная композиция 1-й Чтец:
1-й Ведущий:Мы хотим сегодня пристально всмотреться в лица писателей-фронтовиков, которые вышли навстречу врагу, когда началась война, и сделали все, что смогли. В произведениях Дмитрия Ковалева, Константина Симонова, Александра Межирова, Ольги Берггольц, Семена Гудзенко, Юлии Друниной, Николая Майорова, Дмитрия Кедрина и многих других отразилась суровая правда войны. 2-й Чтец:
2-й Ведущий: В ярком созвездии блестящих имен горит особым светом звезда Константина Дмитриевича Воробьева. Трудной была его судьба. Он родился 24 сентября 1919 года в крестьянской семье в селе нижний Реутец Медвенского района курской области. У Константина было 5 сестер и брат. С детских лет пришлось будущему писателю выполнять почти все крестьянские работы. Пришлось пережить и голод, и раскулачивание, и нищету. Но все беды не заслонили в его душе красоту родной курской земли. 3-й чтец:
1-й Ведущий: Окончив сельскую школу, поступил Константин Воробьев в сельскохозяйственный техникум в Мичуринске. Но после учебы стал киномехаником и 6 месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой. В 1935 году начал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни. Затем стал литературным инструктором в Медвенской местной прессе. Но его уволили за недозволенные стихи. Тогда он и уезжает в Москву, где работает в редакции фабричной газеты. С 1938 по 1940 год служит в Красной Армии, работал литературным редактором газеты Академии красной Армии имени Фрунзе. Оттуда Константин Воробьев был направлен на учебу в Кремлевское краснознаменное пехотное училище. Звучит музыка (песня “Священная война” или тема нашествия из “Ленинградской симфонии” Шостаковича) 2-й Ведущий: В октябре 1941 года в составе роты кремлевских курсантов Константин Дмитриевич был отправлен на фронт. В декабре 41-го под клином его рота была почти полностью уничтожена. Подвиг этих ребят писатель изобразил в повести “Убиты под Москвой” (1963г.) 1-й Чтец:
2-й Ведущий: Повесть “Убиты под Москвой” выделялась своей правдивостью, дерзостью, остротой. Автор хочет понять, почему так бессмысленно гибнут без 5-ти минут офицеры, которые, казалось бы, должны побеждать… 2-й Чтец:
Звучит песня “У деревни Крюково” 1-й Ведущий: В декабре 1941 года под Клином Константин Воробьев был контужен и в бессознательном состоянии попал в плен. Прошел Саласпилсский и Шауляйский лагеря для военнопленных. За эти два года пережил самые кошмарные, нечеловеческие мучения. Правду о пребывании в плену он описал в повести “Это мы, Господи!” Уже в самом названии слышится стон измученных… 3-й Чтец:
1-й Ведущий: Из плена Воробьеву удалось бежать. Он попал в партизанский отряд и продолжал бороться. Печататься Константин Дмитриевич Воробьев начал в 1954 году. Его рассказы и повести – это биография современника, участника борьбы против фашизма. Константин Дмитриевич Воробьев умер 2-го марта 1975 года в Вильнюсе. Наиболее известен стал писатель только в последние годы. Раньше его имя и книги не были популярны. Может быть, потому, что слишком суровая, горькая правда заключается в них. II. Беседа по тексту рассказа К.Д.Воробьева “Немец в валенках”. Рассказ предварительно прочитан дома учащимися по книге для учеников 6-го класса “Вокруг тебя – мир”. Тексты находятся у каждого из ребят на столе. Анализируем текст “вслед за автором”. “Медленное чтение” сочетается со словарной работой. - Рассказ К.Д. Воробьева “Немец в валенках” переносит нас во времена Великой отечественной войны. В центре этого произведения непростые взаимоотношения пленных и фашистов. В основе рассказа – реальные факты из лагерной жизни. - Интересно ли было читать рассказ? - Были ли моменты, когда вам хотелось прервать чтение? Почему? - Когда и где происходит действие рассказа? (Весна, Прибалтика, лагерь штрафников) Словарь: - Как вы понимаете выражения “проклевывалась трава и засвечивались одуваны”? - Найдите и прочитайте описание внешности Вили. - Обратите внимание на сравнения “как подсолнух”, “как деревенский кот”. Если бы вместо этих сравнений были, например, “как апельсин”, “как тигр”, повлияло бы это на ваше впечатление об охраннике? - Как воспринимают сначала этого охранника пленные? - Почему пленные смотрят на ноги немца? (Он обут в валенки) - Что это означает для пленных? (Он побывал в сражениях под Москвой) - А почему важно, что немец воевал под Москвой? (Жестокий. Опытный. Мстительный) - Что сразу понимает герой рассказа, когда видит, как морщится при ходьбе фашист? (У него отморожены пальцы) - Чего он ожидает от немца? - Почему не признается, что и у него ноги болят? Словарь: Кто такие доходяги, почему их так называют? - Какие чувства испытывает Вилли к Александру вначале? (удивление, неверие, растерянность) - Зачем, по-вашему, подходит к другу Иван Воронов? (выручать) - Что означает протянутая охранником сигарета? (Немец хочет показать расположение) Словарь: Кто находится в бараке? (штрафники) - Кого называли штрафниками? - Кем был Вили Броде до войны? - Почему он говорит об этом пленному доходяге, штрафнику? Что их объединяет. Словарь: Кто такой конвоир? - Почему пленный думает о смерти? Ждет ли он чего-нибудь хорошего от фашиста? - Что необычного в том, что охранник отпустил доходягу? (Вспомните, что в бараке собраны те, кто уже бежал, и не единожды). - Понял ли пленный, зачем приходил охранник? - Ждет ли он его снова? - Как Вилли обращается к пленному, придя второй раз? - Важно ли, по-вашему, как обращаться к человеку? А к пленному? Знаете ли вы, как обращались к заключенным в лагере? (по номеру) - Какое сравнение, мало сочетающееся с образом врага, использует писатель? - О чем в первую минуту встречи думает Александр, глядя на немца? (броситься) - Ожидает ли пленный, что охранник принесет хлеб? А вы? (исходя из логики раскрытия характера героя, да) - Прочитайте, как описан хлеб. Словарь: Как вы понимаете эпитеты изнурительный запах, невесомая важность, скрыто-живая телесная теплота хлеба? - Как в тексте показано, что охранник осознает: он рискует, принося заключенным хлеб? (он оглядывается, отбирает обертку, торопит съесть) - Почему немец не сразу уходит? (он видит в пленном человека, общается с ним) - А что именно позволило охраннику увидеть в заключенном человека? (так же, как и у него, отмороженные ноги) - Ждет ли теперь Александр немца в валенках? Докажите текстом (“С этой минуты я стал ждать…”) - Как собирается он поступить с хлебом? - Что означает для доходяг этот “разовый укус” хлеба? - Понимает ли военинженер Тюрин, что происходит между Вилли и Александром? - Как вы относитесь к Тюрину? - Как воспринимается финал рассказа? - Хочется ли вам, чтобы Вилли остался жив? Почему? - Всякий ли пленный может рассчитывать на сострадание? - А какого обращения заслуживает любой пленник? III. Викторина по рассказу К.Д. Воробьева “Немец в валенках”. Викторину проводит один из ребят с помощью учителя. Вопросы викторины составлены учениками под руководством учителя и записаны на карточках. Узнай героя. - Это пленный штрафник. Он идет, балансируя то правой, то левой рукой. У него отморожены пальцы ног. (Александр). - У него голубые глаза, опушенные белесыми ресницами. Он носит меховую куртку под мундиром. Он бывший Бауэр. (Вили Броде). - У него отморожены пальцы ног. Он сидит, держа ноги на весу. Он носит валенки несмотря на теплую погоду. (Вили Броде). - Он коренастый. Широколицый и рыжий. На нем сибирские валенки с отрезанными голенищами. Он ступает мягко и врозваль. (Вили Броде). - Он был доходяга. Он остался жив, перенеся ужас плена. Он идет, будто плывет. (Иван Воронов). Вспомни сравнение. - 20 пар глаз смотрят на Александра исступленно и гневно, как… (у святителей на иконах). - Немец махнул рукой на Воронова, как… (кот лапой). - Воронов лежит животом вниз, как… (собака). - Его глаза блестят, как… (угли). - Иван позвал Сашу, как… (из-за горизонта). - Вили Броде был рыжий как… (подсолнух). - Он ступает мягко и врозваль, как… (деревенский кот). - Немец стоял у дверей, как… (одуван в запретной черте). - Александр приподнял ноги, как… (немец). - Александр подравнял углы бутерброда, и бутерброд округлился, как… (коржик). - Бенк обрушил на затылок Александра что-то тяжкое и кругло-тупое, как… (бревно). Вспомни, сколько - штрафников в бараке? (46) - шагов должно разделять конвоира и пленного? (6) - удается пробежать пленному по прямой? (10 шагов) влево? (15) вправо? (20) - лет Александру? (22) - Вили Броде? (он старше Сашу на целое детство) - Раз приходил немец к доходяге? (3) - % сигареты Саша оставил другу? (20) - лет Тюрину? (под 40) - ярусов нар в бараке? (3) - шагов надо было преодолеть Александру, чтобы подойти к немцу? (4) - хлеба оставил Саша Ивану? (половину в первый раз, половину половины – во второй) - хлеба намеревался Саша дать первым двум доходягам? (по разовому укусу) Ответь, что - есть и у немца-охранника, и у доходяг в бараке? (вши) - заставило немца выругаться? (отсутствие у пленных воды) - вызвало у Саши сочувствие к Вили? (общая беда) Назови - песню, которую поет Тюрин (“Вы жертвою пали…”) - какую теплоту хлеба ощущает Саша? (скрыто-живую) - какой запах хлеба он чувствует? (изнурительный) - каким образом немец подзывает пленного в первый раз? Во второй? (пальцем; по имени) - довоенное занятие вили (Бауэр) - военную специальность Воронова (воентехник) - армейский чин Тюрина (военинженер) - “ремесло” Александра (шумахер, сапожник) - кем служил Вили в лагере? (охранник) - звание конвоира Бенка (унтер) - звание конвоира Кляйна (Фельдфебель). Объясни значение слов
Объясни эпитеты
Объясни метафоры
За каждый правильный ответ ассистенты вручают звездочки. IV. Подведение итогов. - В каком документе закреплены права военнопленных? (3-я Женевская конвенция 1949 года) - А что вы знаете о том, как в настоящее время порой обращаются с пленными? - Так почему же нам так важно знать настоящую, “суровую правду” о войне, помнить, что было? - Об этом замечательно сказано в стихотворении Н. Грибачева:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |