Преподавание литературы Урок литературы по теме "Картины быта и нравов XVI века в поэме М.Лермонтова "Песня про купца Калашникова…" и их значение для понимания характеров героев"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.07.22 Просмотров: 41 Галичанина Жанна Петровна, учитель русского языка и литературы Тип урока: комбинированный (в проблематизирующем изложении ). Цели:
ХОД УРОКА I. Введение представлений о нравах и быте на историческом материале – Мы с вами сейчас на уроке литературе работаем с творчеством какого писателя? – Предлагаю вам сначала поработать не в позиции литературоведов, не в позиции читателей, а в позиции историков. При этом исторические документы, исторические факты будут касаться тех понятий, с которыми вы работали дома. – Как вы для себя определили, что такое быт, а что такое нравы? Попробуйте с помощью синонимов определить эти понятия. На доске фиксируется: Нравы – (законы, традиции, обычаи) – Сейчас вы услышите отрывки из некоторых исторических документов и попытайтесь определить, к какой сфере жизни (нравам или быту) относятся то. о чём вы услышите. II. Постановка проблемы «Как картины быта и нравов в художественном произведении помогают понять характеры героев» Итак, мы познакомились с историческими материалами, в которых представлены картины быта и нравов времён правления Ивана Грозного. И задача историка — как можно более точно, без искажений изложить эти факты в историческом документе. – Но зачем историк так тщательно подбирает и предельно достоверно излагает эти факты? – Совпадают ли задачи историка и автора? На доске и в тетрадях фиксируется поставленный проблемный вопрос: Помогает ли картины быта и нравов понять характеры героев? III. Определение системы персонажей – Назовите главных героев поэмы. 1. Опустил он в землю очи тёмные, 2. Вот нахмурил он брови чёрные 3. Смотрят очи мутные, как безумные, 4. Боевые рукавицы натягивает, – Делаем заготовку для таблицы.
IV. Работа с текстом по группам – Итак, сейчас мы будем искать ответ на поставленный вопрос относительно этих персонажей. Но работу свою мы разделим. Каждая группа получает задание. V. Предъявление результатов работы с фиксацией черт характеров в таблице Группы представляют свои решения, подтверждённые текстом (не зачитывая сами вопросы), и фиксируют черты характеров персонажей в таблице. Учитель заостряет внимание детей на каких – либо моментах. VI. Подведение общих итогов, возращение к проблеме – Итак, группы предъявили свои решения, все они зафиксированы в таблице. Давайте вспомним, над каким вопросом работали? VII. Выявление личного отношения к героям – Мы видим, что действительно картина быта и нравов помогают высветить черты характеров героев, что вы сейчас и продемонстрировали. У каждого из вас конечно же сложилось личное, собственное отношение к героям. Каково оно? – А как вы думаете, совпадает ли оно с авторским? Что нужно сделать, чтобы это выяснить? (Выяснить, каково авторское отношение к героям) VIII. Домашнее задание. Постановка нового вопроса «Совпадает ли личное отношение с авторским?» – Найти в тексте фрагменты, в которых выражено авторское отношение. Работаем с карандашами в руках, делая пометки в тексте поэмы.
Приложение 1. 1. «Жену нельзя бить палкой, кулаком ни по уху, ни по виденью (глазу), чтобы она не оглохла и не ослепла, а только за великое и за страшное ослушание… соимя рубашку плёткою вежливенько побить. Но не перед людьми, а на едине поучити…(«Домострой») 2. «В Великий мясоед после Рождества Христова в стол еству подают: лебеди, гуси верченые, потрох поросячий, ухи курячьи, …ветчина, калбасы.» Приложение 2. Карточка № 1 I глава Кирибеевич 1. Как проводили опричники время, свободное от службы? Карточка № 2 I глава Царь Иван Грозный 1. Почему Иван Грозный недоволен поведением Кирибеевича на пиру? Карточка № 3 II глава Калашников 1. Почему Калашников удивлён тем, что его не встречает молодая жена? Карточка № 4 II глава Алёна Дмитриевна 1. Какой образ жизни вела Алёна Дмитриевна, чем занималась? Карточка № 5 II глава Кирибеевич 1. Как ведёт себя Кирибеевич в сцене встречи с Алёной Дмитриевной? Что он предлагает девушке за её любовь? Карточка № 6 III глава Кирибеевич 1. Как ведёт себя Кирибеевич в начале кулачного боя? Карточка № 7 III глава Калашников 1. Как ведёт себя Калашников в начале боя? Почему? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |