Преподавание русского языка
Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в старших классах
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.05.05
Просмотров: 5
Охлопкова Марина Юрьевна, учитель русского языка Известно, что одна из самых сложных тем курса русского языка является тема “Непроверяемые гласные и согласные в корне слова”, иными словами, правописание словарных слов, т.к. эти слова нельзя проверить, а нужно “запоминать или проверять по словарю”. А как же запомнить такое огромное количество слов? Разумеется, легче тем, у кого хорошая зрительная память, кто много читает. К сожалению, среди сегодняшних школьников таких немного. Что же делать им? Я предлагаю следующие приемы работы. 1 ЭТАП – знакомство со словарными словами Слова для запоминания нужно каким-то способом группировать. Например, так. Слова, в которых в “опасных” местах пишутся А-А | О-О | АвАнгард | кАбАла | дОскОнально | АрмАтура | кАтАкомбы | кОмпОновка | БАлАган | кАтАклизм | кОрпОрация | ВАндАл | кАвАлерия | кОнглОмерат | ВАкАнсия | мАкулАтура | кОпОшиться | ДиАпАзон | мАлАхит | нОвОкаин | КАрАкатица | нАвАждение | рОтОнда | КАрАвай | нАфтАлин | | ТрАнспАрант | пАрАдокс | | -А- | -О- | бАнальный | кАвычки | бОгема | кОнверсия | бАгровый | пАмфлет | бОйкот | кОгорта | вАтрушка | пАритет | бОрдюр | кОрифей | гАлактика | пАром | вОлынка | кОлибри | кАлач | пАродия | кОнфорка | кОралл | кАлитка | кАнтата | кОбура | пОртьера | кАморка | стрАтегия | кОчан | пОрхать | кАбала | ярмАрка | кОрдон | спОнтанный | -Е-И- | -И-Е- | вЕнтИлятор | бИссЕктриса | вЕстИбюль | вИнЕгрет | вЕрнИсаж | дИлЕтант | дЕлИкатес | гИпотЕза | пЕрИферия | дИрЕктива | пЕрИскоп | дИссЕртация | пЕрИпетии | дИвЕрсант | прЕзИдент | ИнтЕллект | сЕмИнар | лИнолЕум | фЕстИваль | стИпЕндия | -Е-Е- | -И-И- | вЕтЕран | дИвИзия | дЕзЕртир | дИрИжабль | мЕцЕнат | дИвИденд | прЕтЕндент | дИрИжер | прЕцЕдент | дИскрИмИнация | рЕпЕтиция | ИждИвение | рЕвЕранс | ИнцИдент | рЕфЕрендум | лИквИдация | тЕмпЕрамент | нИгИлист | фЕдЕрация | прИвИлегия | -Л- | -ЛЛ- | аЛюминий | артиЛЛерия | интеЛЛигент | аЛогизм | аЛЛергия | иЛЛюминация | баЛанс | аЛЛигатор | иЛЛюзия | баЛюстрада | апеЛЛяция | дистиЛЛированный | вентиЛяция | баЛЛон | кораЛЛ | гаЛерея | бациЛЛа | баЛЛада | диЛер | баЛЛ | бюЛЛетень | коЛичество | баЛЛаст | коЛЛектив | кристаЛьный | беЛЛетристика | капиЛЛяр | эЛегия | интеЛЛект | коЛЛаж и т.д. | То же самое можно сделать и с другими согласными. Кроме того, есть целый ряд слов, в которых прибавляют ненужный гласный или согласный. Такие слова я даю отдельно (с кратким пояснением). Благословение (после В нет Л) | нюанс (после Н нет Ь) | Вдохновение (после В нет Л) | прецедент (перед Д нет Н) | Дерматин( после А нет Н) | продюсер (после Д нет Ь) | Дикобраз(после О нет второго О) | стипендиат (перед конечным Т нет Н) | Интриган, интриганка (после второго Н нет Т) | ханжество (после Е нет Н) | Инцидент(после второго И нет Н) | эскорт (после Э нет К) | Компрометация (после Е нет Н) | юрисконсульт (после первого С нет Т) | Констатация (после первого А нет Н) | мюзикл ( после М нет Ь) | (Слова , в которые “вставляют” ненужный согласный, взяты из книги Т.Ф. Ивановой, Т.А, Черкасовой “Русская речь в эфире” - М.: Рус. яз., 2002) 2 ЭТАП – заучивание (домашнее задание). Предлагаю для заучивания слова по группам. Например: задание №1 слова на –А-А-; -О-О-; задание №2 слова на –А-; -О- и т.д. Когда записываю на доске (или распечатываю для каждого) слова, то обязательно объясняю значение каждого слова. Учащимся нужно не только знать написание слов, но и их лексическое значение. В качестве домашнего задания можно также предложить самим составить связный текст, используя как можно больше словарных слов. Например. Закончите предложенный текст. Однажды бывший импресарио Иннокентий в очередной раз досконально изучал страничку в утренней прессе с предложениями о вакансиях. Диапазон предлагаемых профессий был широк: от банального водителя троллейбуса до продюсера мюзикла… 3 ЭТАП – проверка усвоения. Проверку можно проводить: а) в виде словарного диктанта (при этом проверяется не только то, как ребята усвоили правописание этих слов, но и то, как они знают их лексическое значение). Например: Словарный диктант № 1: Богема, багровый, ватрушка, кочан, кордон, порхать, кантата, ярмарка, пародия, спонтанный, корифей, колибри, каблук, кавычки, когорта, банальный, коралл, бойкот, волынка, кабала, галактика, памфлет, каморка, калитка, конфорка, конверсия, кобура, паритет, стратегия, портьера, паром, калач. Задание к диктанту. - Подчеркните волнистой линией слово, значение которого следующее: “искусство планирования какой-либо деятельности на длительную перспективу” (стратегия).
- Подчеркните пунктиром слово, значение которого “злободневное публицистическое произведение остросатирического характера, создаваемое с целью социально-политического обличения кого-либо или чего-либо” (памфлет).
- Подчеркните одной чертой слово, значение которого “прекращение отношений с кем-либо в знак несогласия с чем-либо”(бойкот)
- Подчеркните двумя чертами слово, значение которого “самопроизвольный, возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне” (спонтанный)
- Подчеркните “точкой-тире” (-.-.-.) слово, имеющее значение “слой творческой интеллигенции, не имеющей устойчивого дохода, ведущей беспорядочную, беспечную жизнь” (богема).
Словарный диктант № 2: алогизм, дилер, количество, бюллетень, балласт, галерея, коралл, баллада, коллега, коллежский, коллоквиум, интеллект, элегия, баллон, стеллаж, троллейбус, иллюзия, баланс, кристальный, апелляция, атолл, аллегория, бацилла, колледж, алюминий, беллетристика, коллектив, каллиграфия, коллаж. Задание к диктанту. - Подчеркните волнистой линией слово, значение которого следующее: “обжалование решения суда в вышестоящей инстанции; обращение за поддержкой” (апелляция).
- Подчеркните пунктиром слово, значение которого “наклеивание на какую-либо основу материалов разного цвета и фактуры для получения изображения” (коллаж).
- Подчеркните одной чертой слово, значение которого “художественная повествовательная литература, “легкое чтиво” (беллетристика).
- Подчеркните двумя чертами слово, значение которого “ беседа преподавателя со студентами с целью выяснения и повышения их знаний” (коллоквиум).
- Подчеркните “точкой-тире” (_._._.) слово, значение которого “равное соотношение между чем-либо; средства, находящиеся в распоряжении какого-либо предприятия” (баланс).
б) в виде теста. Тесты могут быть двух видов: можно проверять только усвоение правописания слов или еще и знание их лексического значения. Тест № 1. Укажите номера слов, в которых нет пропущенных букв. 1. дил…ер | 4. драм…а | 7. конъю…ктура | 10. интриган…ка | 2. юрис…консульт | 5. дерма…тин | 8. э..скорт | 11. искус…ный | 3. эл…егия | 6. ил…юзия | 9. эм…грация | 12. деф…ект | (Ответ: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12) Тест № 2. Укажите номера слов, в которых пропущена буква А. 1. б…йкот | 4. п…ритет | 7. нафт…лин | 10. б…рдюр | 2. п…рхать | 5. к…морка | 8. к…нфорка | 11. к…вычки | 3. кат…клизм | 6. доск…нально | 9. сп…нтанный | 12. ярм…рка | (Ответ: 3, 4, 5,7, 11, 12) Тест № 3. Укажите номера слов, в которых пропущена буква И. 1. пер…петии | 4. д…зертир | 7. д…рижер | 10. д…версант | 2. д…ликатес | 5. реп…тиция | 8. дир…жабль | 11. ижд…вение | 3. л…нолеум | 6. инт…ллект | 9. мец…нат | 12. прив…легия | (Ответ: 1, 3, 7, 8, 10, 11, 12) Тест № 4. Укажите номера слов, в написании или толковании которых есть ошибка. 1. Cпонтанный (ответ) – тщательно продуманный; 2. Индифферентный (человек) – безразличный; 3. Банальный (ответ) – обычный, заурядный; 4. Кашемир – тонкая шерстяная ткань; 5. Колосальный – огромный, громадный; 6. Компоновать-складывать в тару, убирать; 7. Беллетристика – повествовательная литература ,“легкое чтиво”; 8. Парадокс – неожиданность; 9. памфлет – злободневная сатирическая статья; 10.паритет – соглашение. (Ответ: 1, 5, 6, 8, 10) 1. Спонтанный – возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне. 5. КолоССальный (от слова колоСС – статуя, колонна громадных размеров). 6. Компоновать – складывать из частей целое. 8. Парадокс – мнение, расходящееся с общепринятым. 10. Паритет – равенство, равноправие сторон. Использованная литература: 1. Ожегов С.И.Словарь русского языка Под ред. Н.Ю. Шведовой.- М.: Рус. яз, 1988 2. Иванова Т.Ф.Русская речь в эфире. Комплексный справочник Т.Ф. Иванова, Т.А.Черкасова.- М.: Рус. яз., 2002 3. Орфографический словарь русского языка Под ред. С.Г. Бархударова и др. – М.: Рус. яз, 1986.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|