Преподавание русского языка Методический практикум "Изучение функциональных особенностей синтактических конструкций русского языка с учетом возрастных и програмных критериев"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.01.13 Просмотров: 1 Харькова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы Изучение функциональных особенностей синтаксических конструкций русского языка с учётом возрастных и программных критериев. Методический практикум.
Методический практикум “Изучение функциональных особенностей синтаксических конструкций русского языка с учетом возрастных и программных критериев” – иллюстрация системы интегрированных уроков по русскому языку и литературе. Каждый блок практикума представляет собой фрагменты уроков по теме “Синтаксис”. Цель учителя-словесника – не только научить детей свободно владеть родным языком практически, но и объяснять языковые явления. Учитывая, что предложение представляет собой основную единицу связной речи – наименьшую единицу для общения и выражения мысли, она и является наиболее изученным объектом синтаксиса. В гораздо меньшей степени изучена функциональная направленность синтаксических конструкций русского языка. Этот аспект в изучении синтаксиса нам показался интересным для исследования, поэтому данной темой мы стали заниматься более глубоко. Тем более, что особенностью преподавания в классах с углубленным изучением русского языка и литературы является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие их лингвистической интуиции. Объект исследования: функционирование синтаксических единиц в текстах художественных произведений, изучаемых по программам под редакцией М.Б. Ладыгина для социально-гуманитарного профиля и под редакцией Т.Ф. Курдюмовой для общеобразовательных классов. Предметом исследования в нашей работе являются синтаксические единицы языка и их функции в тексте. Мы выделяем основные цели и задачи:
Анализ художественного текста включает исследование как идейно – тематического содержания, так и синтаксической организации. В ходе лингвистического анализа мы можем наблюдать, как языковая система реализуется в речи и на синтаксическом уровне, как с помощью синтаксических средств языка создается произведение словесного искусства. В ходе работы мы используем следующие приемы, направленные на освоение функциональных особенностей синтаксических конструкций русского языка:
а) отступление от языковых правил; б) возможность индивидуальной многозначности устойчивых сочетаний в тексте (при изучении синтаксических средств реализации сентиментальной экспрессии в “Письмах русского путешественника” Н.М. Карамзина, в ходе лингво-смыслового анализа стихотворения В.В. Маяковского “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” (в 10 классе); в) метод количественного анализа текста, когда количественные показатели, количественные закономерности являются сигналом определенного качественного своеобразия синтаксических средств языка (в 7 классе на примере сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” и в 10 классе при анализе “Писем русского путешественника” Н.М. Карамзина). При работе с текстом мы учитываем следующие моменты:
В соответствии с программой по русскому к урокам учащиеся должны владеть теоретическими знаниями по разделам синтаксиса простого и сложного предложений. В рамках школьной программы по литературе в 5 классе учащиеся должны:
в 7 классе:
в 10 классе:
Виды деятельности:
В результате такой работы учащиеся приобретают навыки исследования при изучении литературного произведения, развивается устная и письменная речь, языковое чутье, творческие способности учащихся. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |